Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.
Задачи:
- охрана лесов от пожаров, незаконных порубов, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам;
- защита от вредителей и болезней леса;
- сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного и растительного мира, создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного и растительного мира;
- предотвращение снижения плодородия почв, их нерационального использования и загрязнения.
Деятельность детей, их активное участие в природоохранных акциях позволяет им не только интересно организовать досуг, но и формирует у них умение рационально организовывать свое свободное время, что сокращает возможность проявления асоциального поведения. Поэтому важнейшая часть деятельности школьного лесничества состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих экологическое мировоззрение. Одно дело – провести беседу о правилах поведения, и совсем другое – создать условия, в которых ребенок смог реализовать эти правила на практике. Принцип деятельности является основополагающим в проведении природоохранных акций.
Подготовка и проведение природоохранных акций
Информация о проблеме. Перед проведением любой акции следует получить информацию о проблеме. Она должна быть собрана задолго до акции, необходимо собрать максимальный объем информации.
Выбор объекта.Конкретная проблема, которую можно разрешить акцией, должна олицетворяться в конкретном объекте. Объектом проведения акции может быть выбрано что-то, наносящее вред окружающей среде, или же что-то, чему, наоборот, угрожает опасность (например, национальный парк, заповедник, река и др.)
Вовлечение в природоохранную акцию. Объявляется учащимся о проведении акции и вывешивается объявление на информационный стенд о наборе добровольных помощников.
Этапы работы с детьми
1 этап:
1.1. Заинтересовать детей.
1.2. Познакомить с объектом, его особенностями.
1.3. Показать самоценность объекта, его роль в природе.
1.4. Вызвать у детей добрые чувства по отношению к объекту, любование им.
1.5. Накопить знания через чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения.
2 этап:
Поставить проблему вместе с детьми (мозговой штурм, творческая дискуссия: постановка и осмысление проблемы; генерирование вариантов решения проблемы; поиск аргументов в поддержку предложенных решений; отбор наиболее аргументированных решений; критика отобранных решений; отбор решений, наиболее устойчивых к критике; продумывание способов реализации отобранных решений; обсуждение этих способов, подведение итогов.
3 этап:
Организовать практическую деятельность (непосредственное проведение акции).
4 этап, итоговый:
Подвести итоги (результаты проведения экологических акций).
Природоохранная деятельность может включать в себя:
- учет и охрану муравейников, птиц, зверей;
- установление аншлагов лесоохранного назначения в количестве, обеспечивающем их наглядность;
- заготовку кормов для зимней подкормки лесных обитателей, развешивание кормушек и искусственных гнездовий;
- охрану лесов от пожаров (патрулирование участков леса, наиболее опасных в пожарном отношении и др.);
- в предновогодний период совместно со специалистами лесного хозяйства – охрану хвойных молодняков;
- выявление случаев незаконной рубки, пастьбы скота, незаконного сенокошения;
- другие мероприятия природоохранной направленности.
Формы проведения природоохранных акций представлены на рис. 7.