Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понимание текста и осознание формальных средств передачи содержания



Чтобы свободно и правильно оперировать текстом, как того требует редакторский анализ, редактору прежде всего нужно глубоко освоить его содержание и форму, а значит, в первую очередь адекватно определить для себя значение и смысл текста. Вначале осмыслить надо то, что написал автор (не то, что он задумал выразить, а то, что реально у него по­лучилось, хотя понять замысел автора тоже необходимо, но это последующая задача).

Вроде бы просто. Разве не то же самое делает любой чита­тель, взявший книгу или другое произведение печати. И тем не менее нельзя не согласиться с М. Д. Феллером, который, опираясь на факты читательской и издательской практики, пишет в статье «О литературном редактировании...», что «не только слабо подготовленный читатель, но и посредственный редактор часто видит в тексте совсем не то, что там написано» (Книга: Исслед. и материалы. М., 1968. Сб. 16. С. 35).

/

Легкость понимания текста кажущаяся. То, что опытному читателю кажется легким, почти не требующим умственных усилий, на самом деле результат многообразных умственных операций, протекающих свернуто, а потому им не замечае­мых. Текст, если он несложен, понимается как бы сам со­бой, а в действительности всегда лишь в процессе мышле­ния, сопутствующем этому чтению. В простых случаях этот процесс совершается автоматически, а в сложных вынужда­
ет читателя рассуждать, проводить разного рода мыслитель­ные операции, без которых смысл текста остается для чита­ющего механическим набором слов и словосочетаний. Даже для того, чтобы хорошо понять значение слова, считают уче­ные, надо соотнести его (словесный знак) с тем предметом, который этим словом именуется. Это и есть элементарный акт понимания. И он возможен лишь при активных умствен­ных действиях читателя.

«При наиболее простых сообщениях,— пишет об этом А. Р. Лурия в «Основных проблемах нейролингвистики» (М., 1975),— декодирование (понимание. — Л.М.) совер­шается автоматически и не требует специальных усилий; декодирование сложных сообщений требует иногда очень значительной работы, направленной на сопоставление от­дельных фрагментов сообщения, на анализ их логико-грам­матических связей и на проникновение в основную мысль сообщения» (с. 187).

Анализ текста ради его глубокого понимания — первый вид редакторского анализа, редакторского изучения текста. На этот вид опираются все его остальные виды. Это основа ос­нов, фундамент редакторского анализа в целом.

Как показывает А. Р.Лурия в упомянутой выше книге, по­нимание (декодирование) текста есть процесс, обратный ко­дированию, т.е. для того, чтобы понять текст, надо суметь добраться до мысли и мотива, которые этот текст породили, пройти все этапы кодирования текста в обратном порядке. Путь от речи к мысли, по мнению А.Р.Лурии, основанному на многочисленных исследованиях и их обобщении, идет от внешнего речевого высказывания, его поверхностно-синтак­сической структуры к глубинно-синтаксической, далее к внутренней речи (сгустку смысла, породившего текст), об­щему замыслу и к мотиву.

Процесс понимания речевого высказывания предстает, таким образом, как «процесс перехода от воспринимаемой... речи к ее значению, а затем и к внутреннему смыслу» (с. 40).

Даже в самом общем виде структура процесса понимания речи показывает его сложность.


«Процесс декодирования сложного речевого сообщения, — читаем мы в работе А. Р. Лурии, — имеет сложное строение и состоит по крайней мере из трех звеньев: выделения точного значения отдельных лексических элементов (слов); усвоения тех синтаксических отношений, в которые эти слова вступают, об­разуя более сложные образования — поверхностно- и глубин­но-синтаксические структуры; и, наконец, выделения общего смысла сообщения» (Там же. С. 230).

Каждое из названных звеньев — не разовая операция, а процесс. Так, чтобы раскрыть значение слова, требуется, по мнению А.Р.Лурии, не только отнести его значение к соот­ветствующей категории, но и оценить его, исходя из пози­ции, которую слово занимает в фразе, из контекста (чтобы определить единственное значение обычно многозначного слова именно в данном случае), учесть связи читаемой фра­зы с предшествующими, ибо в связном тексте «каждая сле­дующая фраза должна сохранять в своем составе элементы предшествующей фразы» (Там же. С. 41).

Психологически понимание текста это результат сверты­вания речи до усвоения ее общего смысла. Превращение раз­вернутого речевого изложения в сокращенную и обобщен­ную схему составляет существенное условие понимания ма­териала.

Итак, обычное понимание текста редактором — сложный процесс, имеющий собственную цель — дойти до смысла и мотива прочитанного текста. Достигают этой цели только путем комплекса смысловых операций и действий, необхо­димость в которых и существование которых подтверждены психологическими, психолингвистическими и нейролингви- стическими исследованиями (см. об этих действиях и опера­циях ниже).

В ходе понимания текста редактору нужно также раскрыть, каким образом, какими средствами и формальными приемами (языково-стилистическими, композиционными, логическими и т.д.) автору удалось передать именно это, а не иное содер­жание, этот смысл.

Отчетливо осознавать формальные качества текста редак­тору необходимо потому, что это помогает в дальнейшем проверить, соблюдены ли автором обоснованные требования к использованному им формальному средству, соответствует ли исполнение замыслу и при расхождении определить, по­чему исполнение отошло от замысла и как такое расхожде­ние устранить.

Допустим, сверхфразовое единство по своей логической форме опровержение или противопоставление. Осознав это, редактор обязан в последующем проверить, соблюдены ли логические правила этой формы мышления.

Кроме того, если в ходе анализа понадобится выяснить, почему содержание текста расходится с замыслом автора, то редактору, хорошо разобравшемуся в формальных особен­ностях текста, легче будет выяснить причину такого расхож­дения, если она вызвана несовершенством формы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.