Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы, способствующие утомлению детей



Необходимость удержания позы. Чем младше ребенок, тем короче время, в течение которого он способен сохранять статическую позу (сидя, стоя). Чередование на уроке различных поз облегчает процесс обучения. Даже кратковременное изменение позы позволяет расслабить отдельные группы мышц, а затем снова их напрячь. Для детей полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы спины, конечностей и повышающие их статическую выносливость.

Трудовые действия, совершаемые рукой (письмо, рисование, лепка, вырезание). Они требуют значительного напряжения мышц кисти и всей верхней конечности. Утомление кисти быстро приводит к общему утомлению ребенка.

Причины утомления мышц кисти у детей:

1. незавершенные процессы окостенения кисти. К моменту поступления в школу отмечается лишь частичное окостенение 4 из 8 костей запястья. Полностью процесс костеобразования кисти завершается к 15—16 годам;

2. недостаточное развитие мелких червеобразных мышц кисти. Занятия с ребенком лепкой из глины, пластилина в дошкольном возрасте облегчают процесс обучения письму и ускоряют его;

3. необходимость захвата ручки или карандаша тремя пальцами. Врожденный «хватательный» рефлекс основан на захвате предмета всей кистью. Процесс переучивания — один из наиболее сложных и утомительных. Кроме того, энергия тратится на выполнение пальцами сгибательных и разгибательных движений, обеспечивающих начертание рисунка или написание буквы;

4. отсутствие у младшего школьника опыта и умения расслаблять мышцы кисти при письме и рисовании. «Скованность» кисти приводит к общему утомлению и значительному снижению работоспособности. В результате ребенок не может выполнить письменную работу в срок и качественно. Необходимы кратковременные физические упражнения для кисти, вызывающие расслабление мышц и ускоряющие работу. Общая продолжительность письма в течение урока в первом классе не должна превышать 7—10 мин, непрерывного письма — 3—5 мин.

Напряженная работа нервной и мышечной систем при чтении. Чтение — процесс более утомительный для детей младших классов, чем для старшеклассников. Быстрое утомление младших школьников обусловлено несколькими причинами:

• большим числом остановок глаза на строке для восприятия текста. При чтении происходят движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Текст воспринимается в момент остановок глаза. Глаза старших школьников останавливаются на строке 4—6 раз, младших — 10—15 раз. В результате увеличивается нагрузка на глазодвигательные мышцы, быстрее наступает их утомление;

• неспособностью младшего школьника сразу осмыслить содержание строки текста. Глаз вынужден возвращаться к началу строки. Обратные движения глаз утомительны. Так, при чтении одной страницы текста учебника мышцы глаз младшего школьника совершают более 500 движений.

Для предупреждения утомления глаз важны специальные упражнения, основанные на рассмотрении близко расположенных и отдаленных объектов, а также круговые движения глазных яблок при сомкнутых веках. Для профилактики общего утомления школьников на общеобразовательных уроках необходимы физкультпаузы и физкультминутки.

 

31 Органы дыхания имеют большое физиологическое значение. С их помощью в организм поступает кислород, необходимый для процессов окисления, и выделяется диоксид углерода, являющийся конечным продуктом обменных процессов организма. Потребность в кислороде для человека является более важной, чем потребность в пище или воде. Без кислорода человек погибает в течение 5—7 мин, в то время как без пищи он может прожить до 60 дней, а без воды — до 7—10 дней.

Условно в дыхании выделяют три основных процесса: 1) обмен газов между окружающей средой и легкими (внешнее дыхание); 2) обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью; 3) обмен газов между кровью и межтканевой жидкостью (тканевое дыхание).

Органы дыхания объединяются в единую систему органов. Принято выделять дыхательные пути, по которым вдыхаемый и выдыхаемый воздух циркулирует в легкие и из легких, и дыхательную часть (легкие), где происходит газообмен между кровью и воздухом.

Дыхательные пути образуются носовой полостью, глоткой, гортанью, трахеей и бронхами. Однако функция дыхательных путей не сводится только к проведению воздуха. Например, в носовой полости, трахее и бронхах вдыхаемый воздух очищается от пыли и микробов, увлажняется и согревается. Оказалось, что дыхание через нос благодаря наличию в слизистой оболочке носовой полости нервных волокон, стимулирующих деятельность легких, дает организму кислорода на 25 % больше, чем дыхание через рот.

В настоящее время существует мнение, что именно дыхательные пути являются основными «воротами», по которым в организм попадают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому нормальное функциональное состояние дыхательных путей обеспечивает необходимые защитные свойства организма. Кроме того, носовая полость содержит обонятельные рецепторы, глотка является частью системы пищеварения, а гортань — органом речи.

Дыхательная часть органов дыхания — легкие. Это парный орган, образованный мельчайшими разветвлениями бронхов — альвеолами и эластической соединительной тканью. Альвеолы, или легочные пузырьки, видны только под микроскопом. Они имеют очень тонкие стенки, окруженные многочисленными микроскопическими кровеносными сосудами — легочными капиллярами. Общая площадь легочных пузырьков составляет около 200 м2, что способствует быстрому обмену газами между кровью и воздухом, находящимся в альвеолах.

Морфологическое строение и функциональные свойства органов дыхания имеют возрастные, половые и индивидуальные особенности.

В придаточных пазухах носовой полости детей могут развиваться воспалительные процессы — гайморит и фронтит.

Гайморит — воспаление придаточной (гайморовой — верхнечелюстной) полости носа. Обычно гайморит развивается после острой инфекции (скарлатина, корь, грипп). Инфекция попадает через кровь из полости носа или из соседнего очага (кариозный зуб). Больной испытывает общее недомогание, познабливание, повышается температура до 38° в первые дни заболевания, появляется головная боль или боль невралгического характера с иррадиацией в щеку, в верхние зубы и висок, слизистая носа (односторонне) набухает, появляются выделения (с той же стороны). Необходимо немедленно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Недостаточное лечение приводит к переходу заболевания в хроническое состояние.

Фронтит — воспаление лобной пазухи. Больной жалуется на боль над бровью, во лбу и нижней стенке лобной пазухи, наблюдается слезотечение и светобоязнь. Комплекс этих симптомов появляется периодически, они продолжаются с 10—11 ч утра и затихают к 15—16 ч дня. При вертикальном положении тела наблюдаются обильные выделения (гнойные). Важно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Нередко заболевание становится хроническим.

Из полости носа воздух поцадает в носоглотку — верхнюю часть глотки. В глотку открываются также полость носа, гортань и слуховые трубы, соединяющие полость глотки со средним ухом. Глотка ребенка отличается меньшей длиной, большей шириной и низким расположением слуховой трубы. Особенности строения носоглотки приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в ухо через широкую и короткую слуховую трубу. Заболевания миндалевидных желез, расположенных в глотке, серьезно отражаются на здоровье ребенка.

Тонзиллит — воспаление миндалин. Оно может быть острым '(ангины) и хроническим. Хронический тонзиллит развивается после частых ангин и некоторых других инфекционных заболеваний, сопровождающихся воспалением слизистой оболочки зева (скарлатина, корь, дифтерия). Особую роль в развитии хронического заболевания миндалин имеет микробная (стрептококк и аденовирус) инфекция. Хронический тонзиллит способствует возникновению ревматизма, воспалению почек, органическому поражению сердца.

Одним из видов заболеваний миндалевидных желез являются аденоиды — увеличение третьего миндалика, находящегося в носоглотке. Для увеличения миндалика имеют значение ряд перенесенных инфекций, климатические условия (в холодном климате аденоиды у детей встречаются чаще, чем в теплом). Разрастание миндалика констатируется преимущественно у детей до 7—8 лет. При аденоидах наблюдаются: долго не прекращающийся насморк, затрудненное носовое дыхание, особенно по ночам (храпение, не освежающий, беспокойный сон с частым пробуждением), притупление обоняния, открытый рот, отчего нижняя губа отвисает, носо-губные складки сглаживаются, появляется особое «аденоидное» выражение лица.

32 Основной функцией организма является обмен веществ и энергии, связанный с поступлением в организм разнообразных веществ и их многочисленными химическими превращениями, которые сопровождаются образованием многих уже ненужных, а иногда и вредных для организма промежуточных и конечных продуктов обмена.

При поступлении веществ в организм также не все вещества оказываются нужными для его обмена. Не исключено при этом попадание ядовитых веществ, способных существенно нарушить нормальный ход обменных реакций. Следовательно, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо постоянное выведение из него ненужных и ядовитых веществ. Эта функция выполняется различными органами, объединенными в единую систему органов выделения. Например, функцию выведения из организма газообразных продуктов обмена выполняют легкие. Выведение не растворимых в воде веществ осуществляется с помощью кишечника. Излишки воды с растворенными в ней различными продуктами обменных реакций выводятся почками и потовыми железами кожи. Незначительное участие в этом процессе принимают слюнные железы, а у кормящих женщин — молочные железы.

Особенно важное значение имеют органы выделения для сохранения постоянства химического состава внутренней среды организма — гомеостаза. В почках осуществляется также секреция гормонов (ренин), принимающих участие в регуляции кровообращения.

Мочевыделительная система.Почки, мочеточники и мочевой пузырь называют мочевыделительной системой.

Важнейшим органом системы выделения являются почки. Большинство не нужных для организма веществ, которые часто являются и ядовитыми, попадает в почки и удаляется из организма вместе с образующейся здесь мочой. Наиболее интенсивно почки растут в первые годы жизни и в период полового созревания. Основные особенности строения почек таковы.

Почки — парный орган, по форме они напоминают фасоль. Почки расположены в поясничной области справа и слева от позвоночника. Физиологический смысл деятельности почек связан с извлечением из крови воды и растворенных в ней веществ, подлежащих выведению из организма. В этой связи почки имеют интенсивное кровообращение.

Химический состав конечной мочи довольно сложен. Она содержит 98—99 % воды и не менее 150 различных химических веществ, важнейшими из которых являются хлористый натрий, мочевина и мочевая кислота. У детей содержание мочевой кислоты выше, чем у взрослых, а содержание мочевины ниже. Содержание хлористого натрия в моче у детей значительно меньше, чем у взрослых. Химический состав мочи детей приближается к уровню взрослого организма только в подростковом возрасте.

Образующаяся в почках моча поступает по мочеточникам в мочевой пузырь, опорожнение которого осуществляется безусловно-рефлекторным и условно-рефлекторным механизмами. У грудных детей мочеиспускание осуществляется только безусловно-рефлекторным путем. В стенках мочевого пузыря находятся рецепторы, реагирующие на повышение давления при накоплении мочи в мочевом пузыре. Возбуждение от рецепторов поступает в низшие нервные центры мочеиспускательного рефлекса, находящиеся в спинном мозге. Отсюда идет соответствующий «приказ» к мышцам пузыря, они сокращаются и осуществляется акт непроизвольного мочеиспускания.

Начиная с 1 года дети приучаются к произвольной регуляции мочеиспускания (условно-рефлекторная регуляция). Контроль над деятельностью низшего нервного центра мочеиспускания начинает осуществлять высший отдел головного мозга — его кора. В 2—3 года дети, как правило, способны к полной произвольной регуляции мочеиспускания. Число мочеиспусканий у детей различного возраста в сутки колеблется. В возрасте 1 года оно составляет 16—20 раз, у 7—13-летних — 7—8 раз. Количество мочи, образующейся за сутки, у детей значительно меньше, чем у взрослых. Так, у одномесячного ребенка выделяется в сутки примерно 350—380 мл мочи, в 1 год — 750 мл, в 4—5 лет — 1 л, в 10 лет — 1,5 л.

Ночное недержание мочи (энурез).В практике воспитательной работы и особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, а иногда до 13—14 лет приходится встречаться с явлениями ночного недержания мочи, называемого энурезом. Причины этого нарушения различны: они могут быть связаны с воспалительными процессами в мочевом пузыре, с поражениями почек или иметь нейрогенную природу. Последнее встречается чаще всего и является следствием некоторой ретардации психического развития, психической травмы или психического заболевания ребенка. Такие дети требуют к себе особо бережного отношения, их следует оберегать от насмешек взрослых и товарищей и тем более не пытаться угрозами исправить этот недостаток. В каждом случае необходима консультация врача, а часто и более внимательное клиническое обследование ребенка.

Органы мочевыделительной системы тесно связаны с половыми органами, поэтому основы гигиены мочеполовых органов сообщаются детям и подросткам в процессе полового воспитания.

16Школа является самым массовым учебно-воспитательным учреждением, которое дети посещают в течение 9-12 лет и проводят в его стенах длительное время. От того, как спланирован земельный участок школы, как построено и расположено здание, какие помещения запланированы и соответствуют ли они гигиеническим нормам и санитарным правилам, в значительной степени зависит состояние здоровья, физическое и интеллектуальное развитие ребенка.

С углублением научных знаний в области гигиены, возрастной физиологии, с ростом экономических возможностей и требований градостроительства, с учетом новых задач воспитания и обучения подрастающего поколения регламенты гигиенических и педагогических требований к планировке и устройству общеобразовательной школы периодически пересматриваются.

Согласно номенклатуре типов зданий общеобразовательных школ и школ-центров для городов и сельских населенных пунктов Республики Беларусь НШ - 93, здания школ проектируются для учащихся 1-4 классов (школа I ступени), для учащихся 5 - 9 классов (школа II ступени), для "учащихся 10-11 классов (школа III ступени), для учащихся 1-9 классов (школа I + II ступеней), для учащихся 1-11 классов (школа I + II + III ступеней), для учащихся 5-11 классов (школа II + III ступеней).

Вместимость школ определяется из расчета наполняемости классов: 1 - 4 классы - 25 учеников, 5 - 11 классы - 30 учеников. В сельской местности в соответствии с демографическими и расселенческими условиями наполняемость класса может составлять 12, 18 и 24 ученика.

В городских условиях общеобразовательная школа размещается в селитебной зоне микрорайона. Выделяется ровный сухой земельный участок с уклонами (для отвода поверхностных вод), размещенный вблизи места жительства детского контингента (не более 0,5 - 1,5 км соответственно для младшего и старшего возраста), на значительном удалении от транспортных магистралей, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источником шума и загрязнения воздуха. В сельской местности расстояние от домов учащихся до школьного здания может составлять до 5 км. При этом организуется транспортная доставка школьников.

Школьный участок должен максимально соответствовать учебно-воспитательным и оздоровительным целям, способствовать интенсивной двигательной активности школьников при проведении уроков физкультуры, игр, во время перемен между уроками и т. д.

Школьная территория ограждается по всему периметру. Ограда участка обязательно должна содержать зеленые насаждения высотой 1 - 2 м. Озеленение является одним из важнейших элементов организации школьного участка, так как оказывает влияние на температуру и влажность воздуха в летнее время, регулирует солнечную радиацию, ослабляет шум городского транспорта. Кроме того, озеленение является средством разграничения планировочных элементов зон школьного участка.

Общая площадь озеленения составляет до 50% всей территории участка школы. Для высадки используют лиственные, хвойные и плодовые деревья, из кустарников - цветоносные и плодово-ягодные. Не допускается посадка растений с ядовитыми и летающими семенами и колючками. Зеленые насаждения подбираются с учетом соответствия общему архитектурному ансамблю школы.

Школьный участок обязательно должен иметь функциональное зонирование с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса. Площадь зон (площадок) регламентируется действующими нормативно-техническими документами. Обязательными являются: спортивная зона, учебно-опытная, зона отдыха, хозяйственная. Ориентация площадок произвольная, кроме спортивной, которая размещается так, чтобы солнечные лучи не слепили учащихся во время занятий.

Все подъезды и проходы школьного участка покрываются асфальтом. В вечернее время территория школьного участка освещается.

Здание общеобразовательной школы в условиях города возводится не выше четырех этажей. В поселках городского типа и сельской местности возможны двух- и трехэтажные здания. Основным строительным материалом для школьных зданий служит кирпич.

Центральный вход оборудуется тамбуром с увлажненными ковриками и щетками - преградой для грязевого и инфекционного воздействия окружающей среды.

Гигиеническими исследованиями доказано преимущество школьных зданий с расположением учебных помещений по продольной стороне коридора или рекреационного зала. При этом противоположная сторона - это светонесущая стена с окнами в классы и кабинеты.

Помещения в здании школы подразделяются на две группы - учебные и общешкольные. Планировочное решение виутришкольных помещений основывается на максимальном разделении детского коллектива на возрастные группы, что оптимизирует режим учебной деятельности и отдыха учащихся разного возраста.

Основными учебными помещениями школы являются классные комнаты, лаборатории и предметные кабинеты, где ученики проводят большую часть времени. В соответствии с действующими нормами площадь классной комнаты и учебного кабинета принята равной 60 м2, лаборатории - 66 м2, лаборантской - 16-32 м2. При трехметровой высоте потолков в классе обеспечивается от 4,5 до 6 м кв. воздуха на одного ученика.

Обычно в современных школах классные комнаты имеют прямоугольную форму. Левостороннее естественное освещение от окон создает благоприятные условия видимости на классной доске. Расстояние от последней парты до доски должно быть не более 8 м. Некоторые учебные помещения имеют квадратную форму, т. е. глубина класса уменьшается, а четвертый ряд парт оказывается в зоне недостаточной освещенности. В таких классах необходимо оборудовать правосторонний подсвет на высоте 2,2 м, а первые парты каждого ряда установить на расстоянии 2,25 м от классной доски. Выполнение этих гигиенических требований будет способствовать преодолению неблагоприятных сдвигов в функциональном состоянии зрения учащихся, отклонений осевого скелета при рабочей нагрузке и отдалению времени наступления утомления.

Кабинетная система обучения предполагает выделение нескольких помещений для одного предмета согласно возрасту: например, три кабинета математики для 4, 7 и 11 классов. В такой ситуации рекомендуется совмещение кабинетов по родственным дисциплинам. Оптимальным является кафедральный принцип размещения учебных кабинетов (гуманитарный, математический, естествознания).

При оформлении кабинетов музыки и пения в здании школы необходимо использовать отделочные звукоизолирующие материалы. Не допускается оборудование в классе приспособлений типа «амфитеатр» для хорового пения. Обязательным условием является сквозное проветривание такого кабинета после каждого уроки.

С целью полноценного воспитания и обучения общественно полезному производственному труду используются межшкольные учебно-производственные комбинаты и мастерские. Трудовое обучение осуществляется в учебных мастерских площадью до 80 м2 для учащихся младших классов. Старшие школьники обучаются в мастерских по обработке дерева и металла с прилегающей инструментальной и складом готовой продукции. Рекомендуемая площадь мастерских -75 м2, а кабинета профориентации - 65 м2.

Отдых школьников во время перемен между уроками и различные игры и мероприятия вне уроков организуют в основном в рекреационных помещениях школы. Рекреации . коридорного и зального типа должны иметь хорошую вентиляцию, сквозное проветривание, естественное и искусственное освещение. Гигиеническая норма площади рекреационных помещений - до 0,6 м2 на одного ученика. При одностороннем расположении кабинетов ширина рекреационного коридора должна быть не менее 2,8 м, при двухстороннем - 4м.

Питание учащихся осуществляется в помещении школьной столовой. Обязательными являются обеденный зал (от 0,65 до 0,85 м2 на одно место), моечная для посуды, кладовые, холодильные камеры. Размеры помещений соответствуют нормативам с учетом принципа работы (сырье или полуфабрикаты). Перед входом в столовую оборудуются помещения для мытья рук. По нормативам положен один умывальный агрегат на 20 мест в столовой. Продукты подвозят и разгружают у специального входа в помещение столовой, которое обычно примыкает к хозяйственной зоне участка школы. Помещения библиотеки, читального зала и книгохранилища проектируются в зависимости от типа школы да расчета 0,5 м2 на одного ученика. Помещения должны хорошо проветриваться и освещаться.

Учительская - комната отдыха между уроками и рабочее место учителя - проектируется соответственно нормативам и типу школы (площадью до 60 м2). Она оборудуется рабочими столами, креслами, диваном, шкафами для тетрадей, зеркалом, вешалкой.

Централизованные гардеробные проектируются при вестибюле, децентрализованные - в специальных помещениях из расчета 0,25 м2 на одного ученика. Вешалки располагают перпендикулярно к окнам для лучшего проветривания, расстояние между рядами 1,5 м. Запрещается размещение гардероба в рекреационных помещениях.

Умывальные и туалеты (раздельно для мальчиков и девочек) размещаются на каждом этаже. Норма площади принята равной 0,1 м2 на одного ученика. Умывальные комнаты располагаются перед туалетами, препятствуя затеканию воздуха из туалетов в рекреации.

 

 

8. 18. Воздушно-тепловой режим учебных помещений — один из важных факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья школьников. Уже через 15 мин после начала урока содержание углекислоты в воздухе класса повышается в 2 раза, к концу урока — в 3 раза. Химический состав воздуха изменяется за счет выделений продуктов жизнедеятельности. Это выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи. Кроме того, воздушная среда загрязняется химическими выделениями из отделочных материалов помещения. Меняется ионный состав воздуха, увеличивается количество тяжелых частиц. К концу урока температура в классе повышается на 3—4 °С (при отсутствии вентиляции — на 4—6 °С), увеличивается относительная влажность. В результате изменения физико-химических свойств воздушной среды ухудшается работоспособность учащихся, появляются вялость, головная боль, рассеивается внимание, учащается пульс, изменяется уровень артериального давления. Повышается заболеваемость. Сквозное проветривание помещений в течение 10—15-минутной перемены снижает содержание углекислоты в 1,5—2 раза, однако ее концентрация не достигает нормы. В связи с этим обязательно проветривание класса в течение урока (во время физкультурной паузы). Весной и осенью (при температуре воздуха снаружи выше О °С) рекомендуется постоянно держать открытыми 1—2 фрамуги или форточки. При наружной температуре выше +15 °С надо открывать и окна. В холодное время года проветривание осуществляется с помощью фрамуг. Во время перемены обязательно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. С этой целью одно окно в классе, наиболее удаленное от двери, не заклеивается. Критерием полного газообмена является снижение температуры воздуха после проветривания на 2—4 °С. При этом переохлаждения учащихся не происходит. В течение 7—10 мин урока температура воздуха в помещении восстанавливается. Умеренное напряжение терморегуляции не только допустимо, но и необходимо, так как повышает неспецифическую защиту организма и сопротивляемость инфекциям. Сквозное проветривание рекомендуется также до начала проведения занятий и после их окончания. Оптимальная температура воздуха в классах и кабинетах школы — 18—20 °С, оптимальная влажность — 40—60 %. Во всех учебных помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Температура, влажность и скорость движения воздуха (охлаждающая сила) в учебном помещении характеризуют его микроклимат. Значение оптимального микроклимата для здоровья и работоспособности учащихся и учителей не меньшее, чем других параметров санитарного состояния и содержания учебных помещений школы и профессионально-технических училищ.

В связи с повышением температуры наружного воздуха и воздуха в помещении у школьников замечено снижение работоспособности. В разные сезоны года у детей и подростков отмечены своеобразные изменения внимания, памяти. Зависимость между колебаниями температуры наружного воздуха и работоспособностью детей отчасти послужила основанием к установлению сроков начала и окончания учебного года. Наилучшим временем для учебных занятий считается осень и зима.

За время учебных занятий, даже при отрицательной температуре наружного воздуха, температура в классах уже к большой перемене повышается на 4°, а к концу занятий — на 5,5°.' Колебания температуры, естественно, сказываются на тепловом состоянии учащихся, отражением которого являются изменения температуры кожи конечностей (стоп и рук). Температура этих участков тела повышается с увеличением температуры воздуха.

Высокая температура в классах (до 26°) влечет напряжение терморегуляторных процессов и снижение работоспособности. В таких условиях умственная работоспособность учащихся к концу уроков резко снижается. Еще отчетливее проявляется влияние температурных условий на работоспособность учащихся во время занятий физической культурой и трудом.

В помещениях школ, школ-интернатов, интернатов при школах, профессионально-технических училищ при относительной влажности 40—60% и скорости движения воздуха не более 0,2 м/с температуры его нормируются в соответствии с климатическими районами (табл. 19). Перепад температуры воздуха в помещении как по вертикали, так и по горизонтали установлен в пределах 2—3°С. Низкая температура воздуха в физкультурном зале, мастерских и рекреационных помещениях соответствует виду деятельности детей и подростков в этих помещениях.

Во время учебных занятий следует проявлять особую заботу о тепловом комфорте учащихся, сидящих в первом от окон ряду, строго соблюдать установленные разрывы, не усаживать детей около радиаторов (печей).

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18-20 С. она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 градусов С, а между потолком и полом – 3 градуса С.

В общественных зданиях, где находится большое скопление людей, должно быть кондиционирование: в помещении искусственно создаются и автоматически поддерживаются заданные условия температуры, влажности и движения воздуха.

 

17 При организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться Законом Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. Типовые учебные планы являются основой для разработки учебных планов общеобразовательными учреждениями. Оптимальным является организация уроков в общеобразовательной школе в одну смену с 9.00 (допускается с 8.00). Уроки во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. При невозможности выполнения данного требования целесообразна организация учебных занятий в течение 6-дневной недели. Запрещается проведение уроков во вторую смену в 1, 2 и 5, выпускных классах, лицеях, гимназиях. Продолжительность урока в общеобразовательных учреждениях, в т. ч. лицеях и гимназиях не должна превышать: в первом классе – 35 мин, 2–11 классах – 45 мин. На территориях, загрязненных радионуклидами целесообразно сокращение продолжительности уроков в первых классах до 30 мин, втором – четвертом классах до 35 мин, пятом – одиннадцатом классах до 40 мин. Недельная учебная нагрузка не должна превышать максимально допустимую учебную нагрузку для соответствующих типов общеобразовательных учреждений. Недельная учебная нагрузка распределяется на 5 или 6 календарных дней. Гимназии и лицеи, где изучаются отдельные учебные предметы на повышенном и углубленном уровнях, работают по 6-деневной учебной неделе, за исключением первых классов. При поступлении в гимназию по окончании 4-го класса проводится экзамен (тестирование). При поступлении в лицей экзамен проводится после 9-го класса. Обучение учащихся в гимназиях осуществляется с 5 по 11 класс, в лицеях – с 10 по 11 класс.

Научно-гигиеническая организация урока

При организации учебно-воспитательного процесса особое внимание следует обратить на тип урока и его структуру, поскольку от этого во многом зависят работоспособность, качество знаний, а также психическое и физическое здоровье школьников. В зависимости от целей и задач учебно-воспитательного процесса учитель выбирает тип урока. Чаще используется комбинированный тип урока. Он имеет следующую структуру: организационный момент, опрос, объяснение нового материала, закрепление пройденного и краткое обсуждение домашнего задания.

При планировании комбинированного урока необходимо знать следующее: ¾ его посвятить изучению сложного нового материала и ¼ времени отвести на опрос и повторение материала. Возможен письменный опрос в виде теста. Формы изложения материала в школе – объяснение, рассказ, беседа. Лекция же с конспектированием – форма работы, используемая в старших классах, поскольку у большинства учащихся среднего школьного возраста во время лекции возникает утомление, и они выключаются из учебного процесса. Однако для учащихся 7–11 классов в связи с усложнением программ устная форма изложения материала является недостаточной. Поэтому на уроке необходимо использовать информационные технологии

С младшими школьниками рекомендуются уроки-экскурсии, просмотры кинофильмов на уроке. Разработаны гигиенические требования к просмотру кинофильмов на уроке: для 1–4 классов –15–20 мин для 5–7 классов – 20–25 мин, 8–11 – 25–35 мин.

Основные гигиенические требования к организации и проведению урока. В ходе учебной четверти, желательно использовать несколько технологий. Их выбор зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и нозидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

Учет продолжительности активного внимания учащихся данного возраста соответствует продолжительности усвоения нового учебного материала ( 6 лет –5–7 мин; 10–12 лет – 20 мин; 15–16 лет –30 мин).

Доступность и последовательность излагаемого учебного материала;

Чередование различных видов деятельности и отдыха.

В ходе комбинированного урока необходимо чередовать различные виды деятельности (практическая работа, рассказ, беседа, тестовые задания, самостоятельная работа, доклады и т.д.). Следует помнить, что при использовании одного вида деятельности (лекция, беседа, диктант, самостоятельная работа, продолжительное слушание музыки) или одной технологии развивается запредельное (охранительное) торможение нейронов коры головного мозга. В классе появляются дисциплинарные нарушения. Возникновение подобного рода физиологических нарушений учитель должен предотвратить. При первых признаках утомления надо изменить вид деятельности. Можно использовать интересный рассказ, демонстрацию наглядного материала, музыкальную паузу, здоровьесберегающие методы. Чередование различных видов деятельности в процессе урока способствует более равномерному распределению нагрузки на различные виды анализаторов. Учащимся, особенно начальных классов, нельзя предлагать только один вид деятельности, необходимо переключать детей с одной формы работы на другую. С физиологической точки зрения это имеет большое значение, поскольку при разнообразных видах деятельности включаются в работу различные виды анализаторов, и возникает возбуждение в соответствующих зонах коры головного мозга, а невозбужденные участки коры отдыхают. В них по принципу отрицательной индукции появляется торможение. Это способствует увеличению продолжительности работоспособности учащихся.

Виды отдыха на уроке (релаксация) – проведение физкультминуток, упражнений для глаз, музыкальных пауз, аутотренинга, фитотерапии и др. Для старших школьников они проводятся на 25–30-й минуте урока, а для младших – по истечении 10–15 минут урока.

Чередование на уроке различных методов обучения (словесных, наглядных и практических).

Утомление и переутомление учащихся

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, — СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

 

1 Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. В соответствии с представлениями А.Г. Хрипковой, «здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо патологических изменений». Примерно такое же определение понятия «здоровье» дано в Большой медицинской энциклопедии: «Здоровье - это состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

Здоровье человека зависит от четырех групп факторов:

наследственность, т. е. предрасположенность к наследственным заболеваниям;

социальная среда и образ жизни в ней;

экологические и природно-климатические условия;

возрастные изменения.

Изучение всех факторов, влияющих на здоровье человека, как уже отмечалось, составляет предмет валеологии. Экологические, природно-климатические и социальные условия относятся к внешним воздействиям, а наследственность и возрастные изменения - к внутренним.

Признаками здоровья являются:

- устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

- функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

- наличие резервных возможностей организма;

- отсутствие каких-либо заболеваний или дефектов развития;

- высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивированных установок.

На основании специальных критериев (наличие хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости инфекционным заболеваниям) дети и подростки подразделяются на пять групп здоровья.

Первая группа здоровья - дети и подростки с физическим и психическим развитием, соответствующим возрасту, и нормальным уровнем функционирования систем органов. Они не имеют хронических заболеваний и редко болеют.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и морфологические отклонения от нормы (миопия слабой степени, плоскостопие, сколиоз первой степени и т. д.). У них немного снижена сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям, они редко болеют острыми респираторными и вирусными заболеваниями.

Третья группа - дети и подростки с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохранением резервов здоровья, т. е. функциональных возможностей различных систем органов. Они сохраняют высокую трудоспособность и часто болеют.

Четвертая группа - дети и подростки с эпическими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со значительно сниженными резервами здоровья. Они часто и долго болеют.

Пятая группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, не посещающие школу.

Следует отметить, что в последнее время значительно расширилась третья группа здоррвья детей, подростков и сократилась первая (школьники с первой группой здоровья составляют 15%, со второй - до 50, с третьей - до 49, с четвертой - до 22%).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Питание учащихся в специальной и вспомогательной школах-интернатах должно удовлетворять физиологическую потребность детского организма в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастом, полом, характером деятельности. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для детей и подростков принимаются согласно приложениям 6 - 8. Нормы питания для детей с особенностями психофизического развития приведены в приложении 9.

82. Ежедневный рацион должен включать суточную норму молока, масла (животного и растительного), хлеба, сахара. Нормы крупы, мяса, рыбы, яиц (диетических), творога, сыра, сметаны, овощей, фруктов должны быть использованы в течение 14 дней в полном объеме возрастной потребности ребенка. Рекомендуемые объемы пищи на один прием для детей школьного возраста – согласно СанПиН 14-46-96, для детей дошкольного возраста – согласно СанПиН 14-31-95.

83. Питание детей должно осуществляться на основе сезонного (с учетом возраста) 14-дневного меню. Меню разрабатывается диетсестрой (диетврачом) и технологом, согласовывается с территориальным учреждением госсаннадзора и утверждается директором школы-интерната. На все используемые в питании блюда должны быть разработаны технологические карты с указанием температурных режимов обработки блюд.

В специальных и вспомогательных школах-интернатах должно быть организовано пятиразовое питание учащихся. Оптимальный режим питания предполагает длительность перерывов между приемами пищи 3,5-4 часа (но не более 4,5 часов): завтрак – 8.00-8.30, обед – 12.30-13.00, полдник – 16.30-17.00, ужин – 19.30-20.00.

Распределение суточной калорийности по приемам пищи: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник (или второй завтрак) – 10-15%, ужин – 20-25%. За 1 час до сна рекомендуется дать стакан молока или кисломолочного продукта.

Завтрак должен включать мясные или рыбные блюда с овощами или крупяным гарниром, творожные или яичные блюда, разнообразные молочные каши, чай, кофе злаковый с молоком, хлеб с маслом, бутерброд с сыром или колбасой; обед – овощные салаты, разнообразные первые блюда, мясные или рыбные блюда с гарнирами, компоты, кисели, овощные или фруктовые соки; полдник (либо второй завтрак) – молоко, кисломолочные продукты, готовые фасованные десерты (йогурты, пудинги, желе), хлебобулочные изделия (булочки, пироги, печенье), фрукты, соки; ужин – овощной салат, творожное, яичное или крупяное блюдо, молоко, чай, кефир, бутерброд.

86. В питание детей не должны включаться продукты с острым вкусом (горчица, хрен, острый перец, уксус, натуральный кофе). В рецептурах уксус заменяется лимонной кислотой. Вместо острых приправ используются вкусовые приправы (петрушка, сельдерей, укроп, корица, ванилин), а также продукты, богатые фитонцидами (лук, чеснок). Готовые соусы, кетчупы, горчица, хрен, аджика могут быть использованы воспитанниками подросткового возраста (15-18 лет) на уроках домоводства с целью ознакомления.

87. При приготовлении первых и вторых блюд должна быть использована только йодированная соль.

88. Круглогодично необходимо проводить С-витаминизацию рационов питания (предпочтительнее – третьих блюд) из расчета суточной нормы потребности человека в витамине С или поливитаминизацию.

При проведении поливитаминизации С-витаминизация может не проводиться, если содержание витамина С в поливитамине обеспечивает его суточную потребность.

Аскорбиновая кислота вводится из расчета суточной потребности ребенка в витамине С в соответствии с действующими документами.

Витаминизация готовых блюд проводится непосредственно перед их раздачей (при витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку). Подогрев витаминизированных блюд не допускается.

Витаминизацию проводит и регистрирует медицинский работник.

89. Для детей, страдающих хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, аллергическими и другими заболеваниями, должно быть организовано диетическое питание в соответствии со спецификой заболевания.

Списки учащихся, нуждающихся в диетическом питании, должны быть доведены медицинским работником до сведения педагогов, воспитателей, поваров.

90. Питьевой режим должен быть обеспечен за счет использования бутилированной воды.

91.Условия транспортирования и хранения пищевых продуктов должны обеспечивать их качество и безопасность в течение срока годности.

Транспортировка пищевых продуктов производится в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь «Об утверждении единых требований к транспортировке продовольственного сырья и пищевых продуктов» от 01 марта 2004 г. № 30.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом, имеющим санитарный паспорт.

В теплое время года продукты должны доставляться охлаждаемым или изотермическим транспортом в течение не более 1 часа.

Транспортирование пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предотвращающих загрязнение, при строгом соблюдении товарного соседства сырой и готовой продукции. Транспортирование овощей должно проводиться изолированно от других продуктов. Транспортирование скоропортящейся продукции проводится в промышленной либо специально выделенной закрытой маркированной таре. Тара должна использоваться строго по назначению, после использования промываться водой с 2% раствором кальцинированной соды, ошпариваться кипятком, высушиваться и храниться в местах, недоступных загрязнению.

При погрузке и выгрузке продуктов следует использовать санитарную одежду (халат, колпак, рукавицы).

7. Труд человека, как физический, так и умственный, связан с определенной позой. Правильный выбор положения тела во время работы способствует хорошему самочувствию, повышению производительности труда и отдаляет наступление утомления. В развивающемся организме это тем более важно, поскольку быстро утомляющиеся мышцы не удерживают кости в правильном положении. Наклоняясь в сторону более сильных мышц, кости деформируются. Так возникают нарушения, влияющие на все системы растущего организма.

С началом регулярных занятий в организме ребенка преобладающим становится статическое состояние мышечной системы: от 6 ч в начальной школе до 10 - 12 ч у старшеклассников. Если при этом ребенок пользуется мебелью, не соответствующей его антропометрическим данным, существенные негативные последствия наступят значительно быстрее.

Закономерность соответствия школьной мебели росту детей установлена в XIX в. лабораторией профессора Ф.Ф. Эрисмана. Были определены размеры элементов парт и соответствие их частям тела ребенка. К примеру, высота сиденья скамьи равнялась длине голени плюс 2 см на высоту каблука, а глубина сиденья скамьи - 2/3 длины бедра. Соблюдался наклон скамьи спереди назад для удобного расположения туловища при сидении. Дистанция спинки - расстояние, равное диаметру грудной клетки плюс 4 - 5 см для дыхательных движений (экскурсия грудной клетки). Расстояние по вертикали от сиденья до поверхности крышки парты (при наклонной поверхности парты это ее задний край) называется дифференцией парты. Правильной считалась дифференция, соответствующая расстоянию от локтя согнутой и прижатой к туловищу руки сидящего до поверхности сиденья плюс 2,0 -2,5 см.

Дистанция сиденья парты (отрицательная, нулевая, положительная) обеспечивает правильное положение тела ученика во время письма (правильная дистанция - отрицательная). Она определяется как расстояние от перпендикуляра, проведенного от края стола или крышки нарты, до конца сиденья. При этом край сиденья должен заходить на 4 - 5 см под крышку парты (рис. 3.30).

На основании специальных антропометрических исследований было установлено, что колебания роста детей и подростков в пределах 15 см существенно не влияют на соотношение отдельных параметров тела, которые учитываются при определении функциональных качеств мебели. В соответствии с этим были выделены пять ростовых групп, для которых разработали комплекты школьной мебели.

Мебель выпускается в виде комплектов единого художественно-конструкторского решения. Она приспособлена для рисования, письма и чтения, конструирования и ручного труда.

Каждая парта (стол, стул) маркируется. Цифровая маркировка чаще применяется к мебели для 1-4 Классов. Она наносится несмываемой краской в виде дроби. Римской цифрой обозначен номер парты, а в знаменателе указан рост ученика в сантиметрах.

Школьная мебель, изготовленная в соответствии с ГОСТом издания 1971 г., маркируется разноцветными красками

Современная мебель маркируется цветными кружками (диаметром 25 мм) или полосками (шириной 20 мм).

Школьник должен глубоко сидеть на скамье (стуле). Пояснично-крестцовый отдел позвоночника опирается на спинку скамьи. Корпус тела ровный, голова чуть наклонена вперед. Между краем парты (стола) и грудью должно быть пространство (около 4 см). В таком положении грудь и живот не сдавлены. Ноги ребенка должны быть согнуты под углом 90° в тазобедренном и коленном суставах благоприятствует нормальному току крови в сосудах. Ступни должны опираться на пол под прямым углом или на подножку, а предплечья рук - свободно опираться на поверхность стола. Исследования физиологов показали, - что вполне допустимо периодически несколько изменять угол наклона корпуса и положение конечностей для облегчения нагрузки на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему.

Правильную посадку во время занятий необходимо вырабатывать с первых дней учебы. Не следует забывать, что требования, предъявляемые к начинающим школьникам, должны соблюдаться и в старших классах.

У школьников, сидящих за учебными столами, более высокими, чем требуется по росту, отмечается неправильное положение позвоночника и асимметрия плеч в 45% случаев, а мебель меньшего размера вызывает изменения в строении осевого скелета в 70% случаев. Дети часто резко меняют позу при сидении, жалуются на неудобства. Поэтому при выборе учебной мебели (в случае отсутствия необходимых размеров) следует отдавать предпочтение размерам большим, чем полагается по росту, а не меньшим.

Для учащихся 1-4 классов рекомендуется использовать исключительно парты. Запрещено пользоваться табуретами без спинок. А для учащихся 5-11 классов используют двухместные столы со стульями. В школах, где занятия идут в две смены, учебные классы оборудуют мебелью, рассчитанной на параллельные по возрасту группы детей (например, 2 - 3, 3 - 4 классы и т. д.).

Расставляют мебель в классах в логическом порядке: от меньших размеров в начале класса к большим размерам вглубь. При необходимости размещения парты большого размера ближе к доске ее устанавливают первой в одном из крайних рядов (нервом или третьем).

Следует периодически пересаживать детей из крайних рядов в средний, что способствует выработке правильной позы, равномерному распределению нагрузки на мышцы шеи при списывании текста с доски и является профилактикой косоглазия.

Внутри классной комнаты (кабинета) размещение учебных столов по радам зависит от формы помещения. В классе прямоугольной формы размещают обычно три ряда парт или столов с расстоянием 0,6 м между ними. От наружной стены до первого ряда парт (столов) и от внутренней стены до третьего ряда должно быть расстояние 0,5 м, от задней стены до последней парты (стола) - 0,65 м, от первой парты (стола) до учебной доски - 2 м.

Если класс (кабинет) имеет поперечную или квадратную форму, парты (столы) размещают в четыре ряда, соблюдая расстояние 0,6 м в проходах между рядами. Расстояние от окон до первого ряда парт (столов) должно быть равно 0,5 м, а от последнего ряда до мебели у противоположной стены -не менее 0,8 м. Расстояние до классной доски от первых парт (столов) необходимо увеличить до 2,5 м, чтобы обеспечить «угол рассматривания» в 30° для учеников крайних радов.

Рассаживание учащихся. Для учащихся со сниженным слухом следует отводить места за первыми и вторыми столами в любом ряду. Школьников с пониженной остротой зрения необходимо рассаживать за первыми столами у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками они могут сидеть в любом ряду. Детям, склонным к частым простудным заболеваниям, наоборот, рекомендуется отводить места дальше от окон. Доказано, что обе стороны тела учащегося, сидящего у окна, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые воздействия, что отрицательно влияет на механизм терморегуляции. Дети, сидящие в первом от окна ряду, в 3 раза чаще болеют ангинами и заболеваниями верхних дыхательных путей, чем школьники, рабочие места которых находятся в глубине класса. Учащиеся, сидящие в первом и третьем (крайних) рядах класса, не менее двух раз за учебный год меняются местами. При этом не должно нарушаться соответствие размеров мебели длине тела ребенка.

 

Мебель и оборудование помещений должны соответствовать морфофункциональным особенностям учащихся, учитывать специфику организации воспитательно-образовательного процесса и лечебно-восстановительных мероприятий.

71. При расстановке мебели необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в СанПиН 14-31-95, СанПиН 14-46-96, а также дополнительными требованиями для школ-интернатов разных видов:

72.1. В учебных помещениях для слабовидящих детей рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми параметрами; при отсутствии возможности изменения наклона крышки парты или стола во время чтения можно использовать подставки с наклоном 80 – 40° к горизонтальной поверхности.

Помещения для слепых детей оборудуются столами с горизонтальной доской, размер которой и специальные приспособления позволяют использовать для занятий учебники по Брайлю и хранить их; приборами для письма по Брайлю; для плоского письма; пишущими машинками для печатания по системе Брайля; специальным оптическим оборудованием для использования остаточного зрения слепых и слабовидящих детей: прибор Брайля для фронтальной демонстрации рисунков на классной доске (доска – экран); ортоскопическая накладная лупа, планосферическая строчная лупа и др.;

72.2. В учебных помещениях для детей с интеллектуальной недостаточностью должны устанавливаться одноместные столы простой и надежной конструкции;

72.3. В учебных помещениях для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуются:

ученические одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для педагога с пультом управления (с усилителем и коммутатором) и подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола учащихся. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах учащихся и учителя;

звукоусиливающая аппаратура (комплект звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальный усилитель, питание которого осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В). При использовании звукоусиливающей аппаратуры для устранения реверберации звука необходимо предусматривать звукоизоляцию перекрытий и стен;

оборудование для фронтальной индивидуальной работы педагога с одним или двумя учащимися: стул и стол с логопедическим зеркалом (над столом учителя и на стене) для педагога и стулья для учащихся; комплект зондов, шпателей и экран для закрывания лица учителя;

экран для демонстрации фильмов, диапозитивов, диафильмов;

наглядные пособия для проведения занятий по развитию речи;

72.4. В учебных помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель, удобная для проведения занятий.

Учащиеся должны быть обеспечены рабочими местами для приготовления домашних заданий (парты, столы и стулья) в соответствии с ростом.

Для подбора мебели соответственно росту учащихся на видимых наружных поверхностях парт, столов, стульев наносится цветовая маркировка. Основные размеры мебели принимаются согласно приложению 4.

Парты и столы в учебных помещениях устанавливают вдоль класса в 2-3 ряда. Допускается иное их расположение с целью облегчения восприятия демонстрируемых педагогических приемов или учебного материала. Для детей с нарушениями слуха специфика учебного процесса требует расстановки парт и столов полукругом вокруг стола педагога, стационарного закрепления для установки слуховой аппаратуры, увеличения расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий с учащимися во время урока.

В учебных помещениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходимо увеличение расстояния между рядами столов и парт.

Для слепых и слабовидящих учащихся (с остротой зрения 0,1) парты (столы), независимо от их размера, должны устанавливаться ближе к преподавателю и доске. Парты и столы для детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.

Допустимые параметры микроклимата в отопительный период в жилых и досуговых помещениях: температура воздуха – +18°С+22°С; относительная влажность – 30-60 %; скорость движения воздуха – не более 0,25 м/с. Оптимальные параметры микроклимата специальной и вспомогательной школ-интернатов принимаются согласно приложению 5.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.