С возрастом хрусталик теряет свою эластичность. Понижение объема аккомодации происходит постепенно и длительное время практически не отражается на качестве зрения.
Близорукость (миопия) возникает при увеличении силы преломляющей среды глаза и удлинении его оптической оси. При этом лучи фокусируются не на сетчатке, а перед ней. На сетчатку попадают расходящиеся лучи, вследствие чего изображение будет нечетким, расплывчатым. Для того чтобы фокус попал на сетчатку, близорукие люди приближают предмет к глазам или склоняются над ним. Коррекция достигается с помощью очков с вогнутыми стеклами.
Дальнозоркость (гиперметропия) наблюдается при уменьшении силы преломляющей среды глаза и укорочении его продольной оптической оси. При этом лучи света фокусируются за сетчаткой, и изображение также будет расплывчатым. Для того чтобы изображение стало четким, необходимо увеличить расстояние от глаз до предмета. Дальнозоркие люди рассматривают детали предметов, читают текст на расстоянии до 50 см. При дальнозоркости человек не может без напряжения аккомодации четко видеть ни близко, ни далеко расположенные предметы, однако рассматривание предметов, расположенных на расстоянии, вызывает значительно меньшее напряжение. Коррекция зрения достигается с помощью очков с выпуклыми стеклами.
Астигматизм - нарушение рефракции, связанное с неравномерной кривизной роговицы в отдельных ее меридианах. Как следствие этого лучи света преломляются не одинаково, на сетчатке не получается четкое изображение. В таком глазу одновременно может быть и близорукая, и дальнозоркая рефракции. Коррекция зрения достигается с помощью сложных цилиндрических стекол.
Основные функции зрительного анализатора - светоощущение, острота центрального и периферического зрения, бинокулярное и цветовое зрение. Светоощущение - способность воспринимать свет и дифференцировать его по степени яркости. Эта функция зрительного анализатора проявляется очень рано.
Глаз человека способен видеть при различной степени освещенности. Адаптация к высокому уровню освещенности (световая) происходит в течение 1 мин; при этом чувствительность глаза резко понижается. При нарушении световой адаптации у человека зрение в сумерках лучше, чем на свету. Способность глаза видеть при пониженной освещенности называется темповой адаптацией. Она происходит постепенно, чувствительность глаза максимально возрастает в течение 1 ч.
Светоадаптация повышается с 5 до 20 - 30 лет, оставаясь максимальной в районе 12 ч дня, минимальной - около 12 ч ночи. На светочувствительность влияет общее состояние организма, нерациональное питание, утомление.
Острота зрения - это способность глаза различать мелкие детали рассматриваемых предметов. Чем меньше расстояние между двумя различимыми точками, тем болыие острота зрения. Для хорошей остроты зрения необходимо, чтобы все отделы зрительного анализатора нормально функционировали.
Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить па воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить о возможности тяжелых последствий травматизма.
К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести конъюнктивиты и болезни век, в том числе ячмени, вызываемые бактериями и вирусами. Инфекция может быть занесена грязными руками или предметами личной гигиены. Конъюнктивит - воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы). Он характеризуется жжением и резью в глазах («песок в глазах»), слезотечением, светобоязнью, гнойными выделениями. Может повыситься температура. Ребенок жалуется на головную боль. Ячмень - острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальных или потовых желез. При этом отмечается значительная болезненность в области пораженного участка, резко отекает веко, ухудшается общее состояние ребенка.
Из невоспалительных заболеваний глаз наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия).
Близорукость попала в разряд «школьных» болезней. Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в 1 класс, уже 4% имеют миопию.
Стремясь предотвратить прогрессирование близорукости, нельзя забывать о значении состояния здоровья ребенка. Необходимо укреплять общее состояние организма путем закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха.
Для профилактики близорукости в школе необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Очень важны правильный подбор школьной мебели в соответствии с ростом учеников, привитие правильной рабочей позы. Дети с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда. Учеников, которые сидели в третьем от окон ряду, в течение учебного года рекомендуется пересаживать во второй или первый ряд не менее двух-трех раз. Учитель должен следить за тем, чтобы дети, которым прописаны очки, пользовались ими во время уроков.