Подготовку трюмов, грузовых устройств и самого судна к приему груза производит палубная команда. Каждый матрос должен знать, что в случае допущенной им оплошности возможны поломка грузовых стрел, обрыв такелажа, а это может вызвать большие убытки и
человеческие жертвы. В нашем случае подготовка судна к погрузке, выгрузке заключается в проверке всего крепления , расчет этого крепления на количество принимаемого груза, проверка посадочных мест на палубу и в трюма.
Итак, при подготовке палубной командой такелажа (рисунок 3.4) необходимого особое внимание обратить на состояние твислоков и баров (lashing bar), неисправное крепление необходимо переписать и убрать с палубы в кладовки.
Перед приемкой груза независимо от его физико-химических свойств производят общую подготовку судна и трюмов. Трюмы должны быть чистыми, сухими, без запахов. Для этого необходимо:
1) тщательно подмести трюма и убрать мусор;
2) проветрить грузовые помещения; это особо необходимо, если ранее перевозились грузы, вредные для здоровья или опасные;
3) открыть все льяла;
4) вымыть трюмы водой из шлангов, протирая борта и настил щетками или голиками (иногда мойку трюмов можно заменить тщательным подметанием трюма влажными опилками);
5) откачать воду из льял, выбрать из них попавший при мойке мусор;
6) убедиться в исправности осушительной системы льял, затем закрыть льяла лючинами, законопатить щели, чтобы исключить всякую возможность попадания груза в льяла и засорения сеток приемных труб осушительной системы;
7) просушить трюмы;
8) во избежание намокания и порчи груза проверить надежность закрытия горловин второго дна и исправность фановых и шпигатных труб. Проверить состояние измерительных и воздушных трубок;
9) заготовить стропы, подкладочный и сепарационный материалы и средства для крепления груза;
10) проверить электроосвещение и приготовить переносные люстры;
11) если судно перевозило груз, издающий сильный запах (кожи, рыбу, селитру и др.), или замечалось загнивание попавшего в льяла груза, то, кроме вентиляции, место, где лежал этот груз, и льяла нужно промыть горячей водой и раствором негашеной извести (на одно ведро 2,5 кг извести) и тщательно протереть щетками. Оставшиеся в трюме пятна от пахучих и масляных грузов также можно отмыть горячей водой с добавлением каустической соды, а затем протереть щетками.
Одновременно с подготовкой трюмов производят проверку и подготовку к работе грузовых стрел, лебедок, открывают грузовые люки. Производят тировку грузового бегущего такелажа. Для работы с другими судами «на телефон» в открытом море, лагом, подготавливают контроттяжки на каждую стрелу, скобы со шплинтами, беседку для перевозки людей и другие необходимые приспособления.
Большую опасность для грузов представляют гидравлические системы закрытия трюмов. Часто груз портится из-за подтеков масла из гидравлической системы закрытия трюмов.
Противопожарное оборудование следует тщательно проверять.
Все элементы люковых закрытий должны содержаться в полной исправности. При механических системах закрытия люков особое внимание уделяется уплотнительным прокладкам. Не следует допускать чрезмерных нагрузок палубного груза на крышки люков.
Готовность грузовых помещений к приёмке груза проверяется специальной судовой комиссией, и факт проверки подтверждается соответствующей записью в судовой журнал. Ответственность за подготовку судна к погрузке и запись в судовой журнал о проводимых осмотрах грузовых помещений несёт старший помощник капитана.