«Клирики или миряне, которые с упорством удерживают родительские пожертвования, дарения или оставленное [Церк-
1 Вестготский синод в Агде (Южная Галлия) в 506 г.
ви] по завещанию, или же посягают на то, что сами подарили церквям и монастырям, должны быть... отлучены от Церкви словно убийцы нищих, пока не вернут [присвоенного]...»
Дело XXVII Вопрос II
Часть I. Грациан. Исследуется второй вопрос, в котором спрашивается, могут ли девушки, помолвленные с одними, отклонить предыдущую договоренность и обратить свои обещания к другому (вопрос I). Во-первых, следует выяснить, состоят ли они в браке? (вопрос II). Во-вторых, могут ли они расстаться друг с другом?1 § 1. Легко удостовериться, что они являются супругами как исходя из определения брака, так и на основании авторитета многих. Ведь супружество или брак есть соединение мужчины и женщины, поддерживаемое нераздельным образом жизни. Иначе говоря, соединение имело место между теми, кто вел нераздельный образ жизни. Соответственно между ними было согласие, которое есть побудительная причина брака, сообразно сказанному у Исидора: «Согласие создает брак». То же у Иоанна Хризостома2.
Глава I
«Ведь брак создает не соитие, но воля, а потому его расторгает не разделение тел, а разделение в волях. Значит, тот, кто оставит свою жену и не принимает другую, остается женатым. Ибо, хотя и отделен телом, все же в отношении воли остается соединенным. Когда же примет другую, то полностью оставит [жену]. Итак, распутству предается не тот, кто оставляет, а тот, кто приводит другую».
1 Употребляемые Грацианом термины «discedere», «divortium», «discessio» обозначают расторжение брака, или развод, который подразумевал тогда лишь отлучение от стола и ложа, а потому не тождественен современному юридическому понятию развода.
2 Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский (ок. 347—407), Отец Церкви.
Глава II
То же Папа Николай [I] для уведомления болгар (3): «В соответствии с законами достаточно одного их [мужчины и женщины] согласия, на основании которого совершается соединение. Если же случится, что в браке отсутствует лишь это согласие, то все прочее вместе с самим соитием не имеет силы».
Грациан. Итак, если между ними было согласие, которое одно создает брак, ясно, что они являются супругами... По словам Августина:
Глава III
«... § 1. Становятся супругами по достижении обоюдного согласия жить вместе и вести нераздельный образ жизни. Нераздельный же образ жизни заключается в том, чтобы отдавать себя во всем мужу... и наоборот...»
Глава VI
То же Исидор, «Этимологии» (IX, 7):
«Более справедливо называть супругами, начиная с первой клятвы при помолвке, хотя они еще не узнали брачного сожительства...»
Часть III. Грациан. Итак, очевидно, что та не является супругой, которой разрешено при живом женихе выйти за другого. Когда же, согласно Амвросию и остальным Отцам, называют невест женами?.. Следует знать, что [заключение] брака начинается с помолвки, заканчивается соитием. Поэтому между женихом и невестой существует брак, но начатый (initiatum), между совокупившимися брак является окончательным (ratum)...
Глава XXXVI. Соитие врачующихся делает брак окончательным
То же Амвросий в книге о Патриархах:
«За всяким браком подразумевается соединение духовное, которое закрепляет и делает окончательным телесное соитие брачующихся...»
Глава XXXIX. Почему невесту после договора при помолвке не сразу передают [жениху]
«Установлено: обрученную невесту не сразу отдавать [жениху], дабы не показалась жалким даром мужу та, о которой он не вздыхал, будучи женихом...»
Дело XXIX
Грациан. Некоей знатной женщине сообщили, что сын одного знатного лица просит ее стать супругой; она дала согласие. Другой же незнатный и сервильного состояния предложил под его именем самого себя и взял ее в жены. А тот, который был прежде угоден ей, наконец, пришел и попросил ее стать его женой. Она же, пожаловавшись на то, что ее обманули, устремилась к брачным узам с предыдущим [т. е. знатным].
(Вопрос I) Во-первых, спрашивается, состоят ли они в браке?
(Вопрос II) Во-вторых, если она прежде принимала того за свободного, а позднее узнала, что он является сервом, позволительно ли ей сразу же от него уйти?
Вопрос I
Грациан. Состоят ли они в браке, удостоверяется следующим образом. Супружество, или брак, есть соединение мужчины и женщины, поддерживаемое нераздельным образом жизни. Также согласие обоих создает брак. Поскольку они соединены, дабы вести нераздельный образ жизни, и между ними в этом существует обоюдное согласие, должны именоваться супругами. § 1. На это следует ответить таким образом. Согласие (consensus) есть одинаковость в понимании (sensus) между двумя или многими. Тот же, кто заблуждается, — не знает, а значит, и не соглашается, т. е. не знает всего вместе с другими. Та ведь заблуждалась, а значит, не согласилась. Итак, не следует называть ее супругой, ибо не было здесь обоюдного согласия, без которого не может быть брака... § 2. При этом не всякое заблуждение отменяет согласие. И тот, кто возьмет в жены испорченную, которую считал девственницей, и тот, кто возьмет распутную, которую считал непорочной, — оба заблуждались. ...Но можно ли сказать, что в отношении их [женщин] не было согласия. И дается ли обоим возможность отослать и ту и другую и привести новую? Истинно, что не всякое заблуждение отменяет согласие.
Одно дело — заблуждение по поводу личности, другое — по поводу остатка, третье — по поводу звания, четвертое — в отношении характера. Заблуждение по поводу личности имеет мес
то, когда полагают, что это Вергилий, а он Платон. Заблуждение по поводу достатка — это, когда богатым считают того, кто беден, или наоборот. Заблуждение по поводу звания — это, когда серва принимают за свободного. Заблуждение в отношении характера имеет место в том случае, если добрым считают злого. Заблуждение по поводу достатка и характера не исключает согласие на брак. Заблуждение же в отношении личности и звания отменяет согласие на брак... § 5. Заблуждение по поводу достатка и характера не отменяет согласия. Так, если кто-то согласился быть настоятелем некой церкви, которую считал богатой, а та оказалась менее состоятельной, хотя и впал в заблуждение относительно достатка, не может тем не менее оставить взятое на себя предстоятельство. Равным образом, та, которая вышла замуж за бедняка, считая его богатым, не может расторгнуть предыдущего соглашения, хотя и заблуждалась. Заблуждение по поводу характера также не отменяет согласия. Так, если кто-то купил поле или виноградник, которые считал плодородными, хотя и ошибся относительно качества имущества, купив имущество, менее плодоносящее, не может тем не менее расторгнуть сделку. Равным образом, тот, кто взял в жены распутную или испорченную, которую считал непорочной и девственницей, не может ее прогнать и привести новую.
Вопрос II
Часть I. Грациан. Второй вопрос поставлен о звании, позволяется ли женщине прогнать того, которого она считала свободным, если затем обнаружила, что он является сервом. Как представляется, то, что женщине не подобает уходить от серва, подкреплено многими доказательствами. ...Не предписано, чтобы свободная выходила замуж за свободного, а служанка за серва; но каждая из них пусть выходит за кого пожелает, только в Господе.