Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Никому не дозволяется нарушать естественное право



§ 1. «Если же Бог приказывает что-нибудь делать вопреки чьим бы то ни было обычаям или установлениям, то это долж­но быть сделано, хотя бы там никогда так не делали; если же это не было заведено, то должно быть введено. § 2. Если же царю в государстве (civitas), которым он правит, дозволено отдавать приказания, которых до него никто, ни сам он раньше не отдавал и повиновение ему не является действием против сообщества государства — наоборот именно неповиновение будет поступком против сообщества [ибо во всех людских со­обществах условлено повиноваться своим царям], то тем более надлежит без всякого сомнения подчиняться тому, что прика­зывает Бог, царствующий над всем творением своим. Как в государственных сообществах людей большая власть поставля­ется над меньшей, чтобы та ей повиновалась, так и Бог стоит над всеми...»

Различение IX. Грациан

Часть I. То, что естественному праву подчиняется и уста­новление, подтверждается различными авторитетами.

 

Ведь сказал же Августин в письме к комиту Бонифацию [185]:

Глава I. Законы государей не должны преобладать над естественным правом Палеи

«Когда императоры ради лжи и против истины устанавлива­ют дурные законы, то те заслужат одобрения, кто мыслят луч­шее, и будут увенчаны противящиеся [законам]. Когда же они ради истины и против лжи устанавливают добрые законы, то да устрашатся неистовствующие и да исправятся те, кому [законы] стали известны...»

Глава XI. Здравый смысл следует предпочитать прецедентам

Он же [Августин] к Марцеллину «О граде Божьем» (I, 23): «Здравый же смысл следует предпочитать прецедентам: с ним ведь согласны и прецеденты, причем те из них в особенности достойны подражания, в которых явлено возвышенное благочестие».

Грациан. ...Все, что будет выявлено как противоречащее Божественной воле или каноническому Писанию, враждебно и естественному праву. Поэтому все это должно считать вторич­ным по отношению к Божественной воле или каноническому Писанию или Божественным законам, и всему тому следует предпочитать естественное право. Если же будет очевидно, что установления как церковные, так и мирские, противоречат есте­ственному праву, то они должны быть совершенно отменены.

Различение X. Грациан

Установления же государей не могут главенствовать над цер­ковными установлениями, но должны им следовать.

Поэтому Папа Николай писал епископам, собравшимся в Конвицине:

Глава I. Императорский закон не может отменить церковные законы

«Не во всех церковных спорах можно пользоваться импера­торским законом, в особенности, если обнаружится, что он во многом противоречит евангельскому или каноническому зако­ну». Так же: «Императорский закон не выше закона Божьего, но подчинен ему. Церковные законы не могут быть отменены по

 

 

решению императора. § 1. ...Благочестивый же Григорий [I], обращаясь к патрицию Феоктисту, писал среди прочего: «Если, как говорят, брак по религиозным причинам должен быть рас­торгнут, то следует учитывать: хотя что-то и допускается чело­веческим законом, по закону же Божественному запрещено... §2. Не то чтобы мы говорили, будто следует вовсе отвергнуть законы императоров [которые церковь часто использует против еретиков, часто против тиранов, часто против дурных людей, а также для защиты от чего бы то ни было], но объявляем, что они ни в коем случае не могут предрешить дело прежде [его рас­смотрения] по евангельским, апостольским и каноническим дек­ретам, имеющим первенство».

Глава IV. Установления не могут противоречить добрым обычаям и декретам Римских понтификов

То же [Папа Феликс1]:

«Ничьи установления не могут быть направлены против ка­нонов и декретов римских предстоятелей или добрых обычаев».

Глава V. Царям не позволено присваивать себе то, что относится к [юрисдикции] священнослужителей

То же Папа Николай I в послании к императору Михаилу: «Ваша империя в своих каждодневных государственных (res publica) распоряжениях должна воздерживаться от того, чтобы присвоить себе нечто из относящегося исключительно к [юрис­дикции] священнослужителей Господних».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.