То же Евсевий братьям, пребывающим в Александрии и Египте, [послание II]:
«Мы читаем в ваших посланиях, что некоторые епископы в ваших странах были обвинены собственной паствой... и некоторые были лишены имущества, а другие изгнаны силой со своих престолов. Вы знаете, что их нельзя призывать ни на провинциальный, ни на общий собор, ни судить иным судом, пока все, что отнято, не будет полностью возвращено в их власть в соответствии с законами...»
Дело III Вопрос I
Грациан. Должен ли быть восстановлен в правах всякий, кто был насильственно лишен имущества или прав.
Глава I. Все должно быть возвращено насильственно лишенному владений (spoliatus) или изгнанному...
Глава II. О том же
То же Папа Фабиан1 во II послании к восточным епископам:
«...Никто из вышестоящих или подчиненных не может как-либо обвинять их в чем бы то ни было, пока они лишены своих церквей, имущества или полномочий».
1 Подложное послание Фабиана, Папы Римского (236—250 гг.).
Грациан. Но следует отметить, что одного решения о возвращении отнятого не достаточно, если все не было возвращено непосредственно решением судьи так, чтобы изгнанный или насильственно лишенный владений получил назад свои владения физически... либо через стряпчего, либо самостоятельно...
Поэтому епископ города Рима Иоанн1 писал архиепископу Захарию в I послании:
Глава III. О том же (Redintergranda)
Ограбленному или изгнанному епископу должно быть возвращено непосредственно по решению иерархов. И прежде чем ему будет предъявлено обвинение или он будет законно призван на их собор должен быть полностью восстановлен в правах везде, где чего-либо, как им известно, лишился: имущества Церкви или своей собственности и личных средств, — при любых обстоятельствах, в силу захвата или обмана, из-за насилия знатных, или вследствие каких-либо несправедливых судебных разбирательств...»
Дело XII
Вопрос I
Глава XV. Почему в ранней Церкви недвижимое имущество продавали
То же Папа Мильтиад2:
«Апостолы наперед представляли себе будущую Церковь; поэтому недвижимое имущество в Иудеи не приобреталось, но обменивалось на деньги для поддержания нуждающихся...»
Глава XVI. Почему ныне недвижимое имущество верующих остается в Церкви
Папа Урбан3, единственное послание [1]:
«Иерархи и прочие священнослужители, а также остальные верующие видели большую пользу в том, когда наследственные владения и поля, прежде продававшиеся, передаются церквям, возглавляемым епископами, дабы те от доходов с них могли как в настоящем, так и в будущем лучше обеспечивать общину ве-
1 Подложное послание Иоанна I, Папы Римского (523 — 526 гг.).
2 Подложный трактат Мильтиада, Папы Римского (311—314 гг.).
3 Подложная декреталия Урбана I, Папы Римского (222 — 230 гг.).
рующих... § 2. Само же имущество именуется подношениями верующих, поскольку жертвуется Господу...»
Часть II. Грациан. Все авторитеты ясно свидетельствуют, что [отдельным] клирикам никоим образом не позволяется иметь что-либо в собственности...
Папа Урбан [I] сказал в своем единственном послании [2]:
Глава XXVI. Епископ распределяет имущество Церкви как общее
«Имущество Церкви должно честно распределяться не как собственное, но как общее [для всей Церкви] и пожертвованное Господу...»
Дело XIII
Вопрос II
...Блаженный Григорий [I] сказал:
Глава IV. Надлежит соблюдать последнюю волю покойного
«Всеми силами надлежит соблюдать последнюю волю покойного».
Часть IV. Следует относить это к свободному, но не к рабу (servus). Ведь раб не может составлять завещания. Поэтому Папа Геласий [I] писал епископу Гонорию:
Глава V. Раб не может составлять завещания
«...До нас дошло, что подрядчик Амплиат, который не только является рабом Церкви, но с давних пор так вовлечен в ее денежные дела, что, даже будучи свободным, считался бы во всех отношениях зависимым, пока не рассчитался бы с ней вполне, предпринял безрассудную попытку составить завещание. По закону же несомненно, что весь его пекулий относится к церковной юрисдикции...»