Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Законы царя Нумы Помпилия



Публикуется по: Жреческие коллегии в Раннем Риме / Отв. ред. Л. Л. Кофанов; Пер. И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова. М., 2001. С. 10

(Дионисий Галикарнасский. II.63.4): «Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на восемь частей, по количеству жреческих разрядов. (64.1) Пер­вую же часть [законов] о священнодействиях он уделил 30 курионам... (2) Вторую же часть — называемым у эллинов сте-фанофорами, у римлян же — фламинами... (3) Третью же [часть] — предводителям целеров... (4) Четвертую — толковате­лям посылаемых богами знамений... которых... римляне называют авгурами... (5) Пятую же [часть] — охраняющим священный огонь девам, называемым... весталками... (72.1) А седьмая часть сак­рального законодательства отнесена им к коллегии так называ­емых фециалов... (73.1) Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священнический сан и силу. Они на их [т. е. римлян] языке... называются понтификами... (2) Ведь они во всех религиозных судебных разбирательствах яв­ляются судьями над всеми частными лицами, магистратами и служителями богов. Они также создают законы относительно религиозных обрядов, которые еще не утверждены писаным законом или обычаем и которым, по их мнению, следует при­дать поддержку закона или обычая. Они контролировали всех магистратов, которым были вверены какие-либо жертвоприно­шения или другие религиозные обязанности, а также всех жрецов... Частным лицам... они растолковывали и объясняли все, что касалось поклонения богам и гениям, и если они обна­руживали, что кто-то не повиновался их приказаниям, на тех они налагали наказание в соответствии с проступком. Наконец, понтифики не могли быть подвергнуты судебному преследова­нию или наказанию, и они не были ответственны ни перед сена­том, ни перед народом, по крайней мере в вопросах религии... (74.1) Что касается его установлений, обращающих жизнь каж­дого [частного лица] к бережливости и умеренности и способ­ствующих правосудию, сохраняющему государство в единоду­шии... то они слишком многочисленны... и было бы весьма мно­готрудным делом рассказать обо всех...»

(II.27.4): «...Если отец позволит сыну привести жену, став­шую соучастницей в священнодействиях и имуществе согласно законам, не будет у отца власти продать сына».

(Casp. Barthius. Advers. Lib. 33.13): «Известно, что Нума Помпилий, когда учреждал у римлян священнодействия, с по­мощью обета вымолил [у богов], чтобы все боги наказывали за ложную клятву».

(Плутарх. Нума. 23.1): «...Мы должны признать Нуму за­конодателем, гораздо полнее воплотившим дух эллинства: ведь он даже совершенно бесправным рабам дал вкусить свободы, приучив хозяев сажать их в Сатурналии рядом с собой за один стол».

Закон об изгнании Тарквиниев1

Публикуется по: Жреческие коллегии в Раннем Риме / Отв. ред. Л. Л. Кофанов; Пер. И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанова. С. 39

(Дионисий Галикарнасский. V.1.3): «После этого, принеся искупительное жертвоприношение за город и заключив договор, консулы, первые став над жертвенным животным, произнесли клятву и убедили других граждан поклясться в том, что они не возвратят из изгнания ни царя Тарквиния, ни его детей... Так они поклялись за себя самих и своих детей и потомков».

1 Датируется 508 г. до н. э.

 

Законы Валерия и Горация1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. III, 55 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко. М., 1962

Затем междуцарь произвел выборы консулов; избранные Л. Валерий и М. Гораций немедленно вступили в должность... Прежде всего, ввиду того, что представлялось спорным, обязатель­ны ли для патрициев решения плебеев, они провели в центуриат-ских комициях закон, в силу которого решения трибутских коми-ций должны были быть обязательны для всего народа... Затем другой консульский закон о праве протеста, этом единственном в своем роде средстве защищать свободу, уничтоженный децемвира­ми, они не только восстанавливают, но и закрепляют на будущее время, санкционируя новый закон, чтобы не были выбираемы магистраты без права протеста на них, а кто внесет такое предло­жение, то чтобы того можно было убить и чтобы это убийство не считалось уголовным преступлением. ...Они восстановили и почти уже забытую неприкосновенность трибунов, возобновив после долгого промежутка некоторые церемонии; достигли они этого столько же религиозным путем, сколько установив закон, в силу которого оскорбивший народного трибуна, эдила или судью из Коллегии десяти считался посвященным Юпитеру, а его имуще­ство продавалось в пользу храма Цереры, Л ибера и Либеры. Юристы объясняют, что на основании этого закона никто не при­знается неприкосновенным, а только кто причинит вред кому-нибудь из упомянутых лиц, голова того посвящается Юпитеру; и так высшие магистраты подвергают аресту эдила; ...напротив, трибуны, при самом избрании их, были признаны неприкосно­венными на основании клятвы, произнесенной всеми плебеями. ...Они же постановили, чтобы сенатские решения были доставля­емы в храм Цереры плебейским эдилам, тогда как прежде они были утаиваемы и подделываемы по произволу консулов. Затем народ согласился на меру, предложенную народным трибуном Г. Дуилием, чтобы оставивший плебеев без трибунов и избирав­ший магистрата без права протеста подвергался наказанию розга­ми и казни.

 

Закон Канулея о браках и об установлении должности «военные трибуны с консульской властью»1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. IV, 1, 2; 6 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко.

М., 1962

...Народный трибун Г. Канулей обнародовал законопроект о разрешении браков между патрициями и плебеями, законопро­ект, который, по мнению патрициев, должен был повлечь за со­бой осквернение крови их и смешение родовых прав. Вместе с этим трибуны возбудили вопрос, сначала скромно, о дозволении одного консула из плебеев, а потом дело дошло до того, что де­вять трибунов обнародовали законопроект о предоставлении на­роду власти избирать консулов по своему усмотрению, из плебеев ли то или из патрициев... Какие же и сколь важные дела задумал Гай Канулей? Он задумал произвести смешение родов, внести расстройство в государственные и частные ауспиции, чтобы не оставалось ничего чистого, ничего незапятнанного, чтобы, устра­нив всякое различие, никто не узнавал ни себя, ни своих. Ведь какое же иное значение имеют смешанные браки, как не то, что­бы, чуть не наподобие диких зверей, плебеи и патриции вступа­ли во взаимные сожительства? Чтобы полу патриций, полу пле­бей, человек, находящийся в разладе даже сам с собой, не знал, каково его происхождение, какой он крови, какие священнодей­ствия он должен совершать? ...На вопрос трибуна: почему пле­бею не подобает быть консулом? — был дан ответ, хоть, может быть, и основательный, но принесший мало пользы в настоящем споре: потому-де, что ни один плебей не имеет права совершать ауспиции, вследствие чего и децемвиры решительно воспретили брак между двумя сословиями, чтобы не нарушалась строгость порядка ауспиций от участия в них лиц сомнительного происхождения ...Результатом совещаний было позволение из­бирать военных трибунов с консульскою властью совместно из патрициев и плебеев; касательно же избрания консулов решено было оставить все без перемены.

 

Законы Лициния и Секстия1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. VI, 35 — 36; 42 // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко.

М., 1962

...Выбранные в трибуны Г. Лициний и Л. Секстий обнародова­ли законы, направленные всецело против силы патрициев и в пользу плебеев, один — относительно долговых обязательств, что­бы по вычете из капитала уплаченных процентов остаток был вне­сен в течение трех лет равными частями; другой — относительно размеров поля, чтобы никто не владел более, чем 500 югеров; тре­тий — чтобы не созывались комиции для выбора военных трибу­нов и чтобы одним из консулов был непременно плебей; все эти права были очень важны, и без ожесточенной борьбы их нельзя было добиться... Выбранные вторично в народные трибуны Лици­ний и Секстий не допустили выборов никаких курульных магистра­тов; и пять лет не было в городе магистратов, так как плебеи вы­бирали вновь двух трибунов, а эти не допускали комиции для выбора военных трибунов... Секстий и Лициний с частью коллег и военным трибуном Фабием... надоедали отдельным лицам вопро­сами относительно вносимых к народу предложений: решатся ли они требовать права владеть более чем 500 югеров, тогда как пле­беям дают по 2 югера, так что каждый патриций владеет землей чуть не 300 граждан, а плебею едва дается достаточно места для необходимых построек или для могилы? Угодно ли им, чтобы плебеи, опутанные ростовщичеством, вместо уплаты капитала без процентов предавали свои «тела в оковы и на истязания, чтобы ежедневно толпы осужденных были уводимы с форума и наполня­ли узниками дома знатных, чтобы при жилище всякого патриция находилась частная тюрьма?»... Избранные в десятый раз трибу­нами Секстий и Лициний провели закон об избрании из плебеев части духовных децемвиров. Пять было выбрано из патрициев, пять — из плебеев; и казалось, что этот шаг открыл уже доступ к консульству. ...Состоялись консульские комиции, на которых Л. Секстий был избран первым плебейским консулом. ...Патри­ции сделали уступку плебеям относительно избрания плебейско­го консула, а плебеи — патрициям относительно избрания одно­го претора, который должен был творить суд в городе.

 

Закон Петелия об отмене долгового рабства1

Публикуется по: Тит Ливии. Римская история от основания города. VIII, 28 / / Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С. Л. Утченко.

М., 1962

Для римских плебеев этот год был как бы новым началом свободы, потому что уничтожено было рабство за долги; эта перемена в законах объясняется как необыкновенной жесто­костью, так и сладострастием одного ростовщика, Л. Папирия, к которому за отцовские долги попал в кабалу Г. Публилий... Видя, что юноша больше думает о свободе, чем о настоящем своем положении, он приказал раздеть его и высечь. ...Масса народа, негодуя на дурное с ним обращение... устремилась на форум, а оттуда толпою в курию. Внезапная суматоха заставила консулов созвать сенат, и народ, падая к ногам каждого из сена­торов, по мере того как они входили в курию, показывал им истерзанную спину юноши. В этот день вследствие чрезмерного насилия одного человека были уничтожены крепкие цепи каба­лы, и консулам приказано было предложить народу, чтобы ник­то не содержался в колодках или оковах, кроме действительных преступников, пока они не подвергнутся наказанию; за долги же должно отвечать имущество должника, а не тело его. Таким образом закабаленные были освобождены и запрещено на буду­щее время брать должников в кабалу...

Эдикт Каракаллы о предоставлении римского гражданства населению империи2

Публикуется по: Дион Кассий. 78, 9, 3 — 5// Хрестоматия по истории Древнего Рима / Сост. И. А. Гвоздева, И. Л. Маяк, А. Л. Смышляев и др.; Под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. С. 244

...Он требовал от богатых граждан и от общин дары, ввел раз­личные налоги и налог в размере десятой части вместо двадцатой на освобождение рабов, на наследства и на все завещания, по­скольку он отменил право наследования и изъятие от налогов, которые давались в подобных случаях тем, кто был тесно связан с

1 По традиции 326 г. до н. э.

2 Датируется 212 г. н. э.

 

умершим. Ради этого он сделал все население своей державы рим­скими гражданами, на словах оказывая им честь, а на деле желая таким способом увеличить свои доходы, поскольку не имевшие гражданства не должны были платить большинство этих налогов.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.