Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речь против Навсимаха и Ксенопифа



(18) (Закон) «...Закон, который недвусмысленно говорит, что, если не возбудить дело в течение пяти лет, судебный иск уже не допускается...»

 

«Никто не может быть освобожден от триерархии1, кроме девяти архонтов».

«Если кто-нибудь оспаривает права на наследство или на эпиклеру, полученные по решению суда, пусть он вызовет вла­деющего ими к архонту, как это делается при исках другого рода. Возбуждающий иск должен внести залог. Если он добьет­ся присуждения себе наследства, не вызвав владеющего им, решение будет недействительным. Если тот, кто раньше высу­дил себе наследство, умер, пусть претендент, для которого еще не истек срок давности, сделает вызов таким же образом. Пре­тензия предъявляется к тому, в чьих руках находится имуще­ство, и выясняется, на каком основании оно было ему присуж­дено».

«Когда человек умирает, не оставив завещания, то, если у него есть дочери, наследство переходит вместе с ними; если же у него нет дочерей, то право на имущество покойного имеют следующие родственники: братья по отцу; если у них будут за­конные дети, они получают каждый долю своего отца; если же нет братьев или нет детей братьев... их потомки наследуют на тех же основаниях; преимуществом пользуются мужчины и их потомки при одинаковой и даже при более отдаленной степени родства. Если же нет родственников по отцовской линии до детей двоюродных братьев включительно, то право на наслед­ство имеют родственники со стороны матери по тем же прави­лам. Если же среди потомков не будет родственников такой сте­пени ни со стороны отца, ни со стороны матери, то наследует ближайший родственник по отцовской линии. Незаконнорож­денные того и другого пола2, начиная с года архонства Евкли­да3, не имеют права наследовать ни имущества, ни участия в семейных святынях».

«Если ближайший родственник эпиклеры, принадлежащей к цензовому классу фетов, не захочет на ней жениться, пусть выдаст ее замуж, дав в приданое сверх имеющегося у нее иму-

1 Разновидность литургии, общественная повинность, возлагавшая­ся афинским государством на состоятельных людей, обязанных за свой счет построить и оснастить триеру.

2 Под незаконнорожденными могли подразумеваться как дети, чьи родители не были афинянами, так и внебрачные дети афинских граж­дан. Последние были в лучшем положении.

3 403 — 402 гг. до н. э.

 

щества 500 драхм, если он пентакосиомедимн, 300 драхм, если он всадник, 150 драхм, если он зевгит... Если же осталось не­сколько дочерей, то один родственник обязан выдать замуж только одну из них; остальных пусть снабдят приданым или возьмут в жены ближайшие родственники в последовательном порядке...»

«Пусть обвинение против убийцы произнесут на агоре род­ственники, включая двоюродных братьев и их детей. Участво­вать в преследовании убийцы должны также двоюродные бра­тья и их дети, зятья, тесть, фратеры. Простить убийцу могут отец убитого, если он жив, брат, сыновья — при общим согла­сии; если один из них возражает, то его голос имеет решающую силу. Если же нет в живых никого из этих родственников, то в случае непредумышленного убийства, признанного таковым су­дом из 51 человека, т. е. эфетами, 10 фратеров, если захотят, смогут простить убийцу. Их, этих 51 человека, пусть изберут самых достойных. И этот закон пусть распространяется и на тех, кто раньше совершил убийство...»1

«Пусть архонт заботится о сиротах, эпиклерах, опустевших домах и о женщинах, которые, заявив, что они беременны2, ос­таются в доме своих мужей после их смерти. Пусть он о них заботится и не допускает, чтобы кто-нибудь оскорбил их. Если же кто-нибудь оскорбит их или совершит противозаконный по­ступок, архонт вправе сам наложить штраф в пределах своих полномочий. Если же, по его мнению, виновный заслуживает большего штрафа, пусть он его вызовет за пять дней и передаст дело в гелиэю, письменно указав сумму штрафа, которую со­чтет нужным. В случае осуждения пусть гелиэя определит меру наказания виновного, касающегося лично его или его имуще­ства».

«Разрешается свидетельство со слов умерших, а заочные по­казания допускаются для находящегося за границей и неспособ­ного явиться в суд».

1 Цитируется часть закона Драконта (621 г. до н. э.) о непредумыш­ленном убийстве. Объявление имени убийцы влекло за собой отлучение последнего от участия в общественной и религиозной жизни полиса.

2 После смерти мужа не имевшая детей жена возвращалась обычно в дом своего отца. Во всяком случае права на наследство мужа она не имела. Но положение менялось, если она ждала ребенка, потенциаль­ного наследника.

 

«Тяжущиеся стороны обязаны ответить друг другу на вопро­сы1, но не свидетельствовать».

«Пусть свидетель отвечает и за лжесвидетельство, и даже за само свидетельство вопреки закону. Таким же образом пусть отвечает и выставивший этого свидетеля».

«Все, кроме тех, кто были усыновлены ко времени вступле­ния Солона в должность архонта и вследствие этого были лише­ны права отказа от наследства и возбуждения судебных претен­зий по вопросам наследства, — все, кроме этих людей, могут завещать свое имущество кому захотят, если у них нет законных детей мужского пола, буде они не впали в безумие под влиянием старости, снадобий или болезней и не действуют под влиянием женщины, безумствуя по одной из этих причин, или если их не принудили силой или лишением свободы».

«Если какая-либо женщина отдана в жены законным обра­зом отцом или братом от того же отца или дедом со стороны отца, то дети от нее законные. Если же этих родичей не будет и если она эпиклера, то ее получает имеющий на это право род­ственник. Если же она не эпиклера, то на нее имеет право тот, кому она сама себя вручит».

«Если кто-нибудь родится от эпиклеры, то через два года после его совершеннолетия2 он получает свое имущество, но должен выдавать матери пропитание».

«Архонт должен назначать по жребию разбирательство по делам о наследствах и об эпиклерах каждый месяц, кроме Ски-рофориона3. Без судебного разбирательства владеть наследством нельзя».

• «Чтобы ни завещал отец при наличии законных сыновей, если сыновья умрут раньше, чем через два года после совершенноле­тия, завещание отца имеет законную силу».

«Если кто-либо вступит в сговор, или организует подкуп ге-лиэи, или какого-нибудь из дикастериев в Афинах, или Совета, давая или получая деньги в качестве взятки, или, будучи защит­ником в суде, возьмет деньги в ходе частного разбирательства

1 Этот порядок относился к предварительному разбирательству и к самому судебному заседанию.

2 Афинский юноша становился совершеннолетним в 18 лет.

3 Последний месяц афинского календаря (вторая половина июня — начало июля). Приняв дело в этом месяце, архонт не успел бы закон­чить его рассмотрение до окончания своего годичного срока пребыва­ния в должности.

 

или государственного дела, — обвинение против таких людей вручается фесмофетам».

«Если чужестранец состоит в супружестве с афинской граж­данкой, прибегнув к какой-нибудь хитрости, то письменное обви­нение должно быть подано любым афинским гражданином, имею­щим на это право, и передано фесмофетам. Если этот чужестранец будет признан виновным, то надлежит продать его самого и его имущество, а третья часть вырученных денег должна быть выпла­чена обвинителю. Точно таким же образом надлежит поступать и в том случае, когда чужестранка состоит в браке с афинским граж­данином. Лицо, которое окажется в супружестве с осужденной, должно уплатить штраф в 1000 драхм».

«Если кто-нибудь сосватает чужестранку афинскому гражда­нину, выдав ее за свою собственную дочь, то он должен быть лишен гражданской чести, а имущество его должно быть кон­фисковано. Третья часть вырученных денег должна быть вып­лачена выигравшему судебный процесс по такому делу. Пись­менные заявления в связи с подобными обвинениями надлежит подавать всем лицам, имеющим на это право, передавая эти за­явления фесмофетам, как и в процессах о выявлении чуже­странцев, выдающих себя за афинских граждан».

«Если человек захватит с поличным прелюбодея, захвативший не должен более сожительствовать со своей женой. Если же ста­нет сожительствовать, то должен быть лишен гражданской чести. Женщине, застигнутой за прелюбодеянием, не дозволяется при­ходить на публичные жертвоприношения. Если же она придет, ее можно подвергнуть любому наказанию, кроме смерти, и наказав­ший ее не несет при этом никакой ответственности».

Глава 2. Древний Рим




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.