В ходе создания ряда эволюционно ориентированных загородных систем нового поколения выяснилось, что подавляющему большинству известных нам "поселенцев" только кажется, что они могут выехать за город и образовать там духовно наполненное «экологическое поселение», развивающееся "в гармонии с природой". В полевых условиях автоматически воссоздаётся система привычных отношений, то есть созданная альтернативная общность неудержимо обретает общепринятые организационные формы (фермерское хозяйство, дачный кооператив, просто деревня, поселение сектантов, летний лагерь туристов-эзотериков либо гибридные комбинации перечисленных форм). Беспощадные проблемы экономического, психологического и бытового характера, как правило, опускают неофитов до погрязания в мелких распрях, взаимных претензиях и семейной проблематике, что ведёт к утрате виденья изначального смысла, ради которого создавалась община.
В реальности, создание легальной организационно-правовой модели духовно развивающего бытия нового поколения, наполнение её живым содержанием и эволюционно значимыми событиями является непосильной творческой задачей чрезвычайной степени сложности. Необходимым условием формирования развивающего пространства является приоритет осознанных действий, направленных на реализацию высших мировоззренческих представлений и формирование внутренней системы законов, утверждающих развивающие формы организации бытия. И лишь за этим следуют финансовая самостоятельность, самодисциплина, универсальные умения и приверженность истине – вопреки социальным штампам, религиозным предрассудкам, субъективным привязанностям, мелким личным выгодам и прочим эгоистическим проявлениям. Коллективное становление эволюционирующего пространства требует различения главных и второстепенных проблем, их конструктивного обсуждения, выработки и удержания общих позиций в отношении к фундаментальным явлениям – духовному росту, прогнозам будущего, развивающим практикам. Важнейшими условиями коллективного развития является сотворческая работа по синхронизации здравого мировоззрения, преодоления многих рефлексов, беспощадного уровня самосознания и постоянной генерации закрепляемых в быту творческих эволюционных открытий. Прописное закрепление и удержание в сознании открываемых эволюционных законов и норм поведения именуется сакральным законотворчеством. Именно работа в сфере коллегиального законотворчества с последующим закреплением утверждённых законов в быту является принципиальным отличительным признаком развивающихся сообществ от банальных социальных образований.
В сектантских и эзотерически ориентированных поселениях подчёркнутые пункты подменяются исполнением подражательных ритуалов и практик, как правило, давно утративших свой изначальный смысл. В нашем понимании, скрупулёзное исполнение заимствованных ритуалов является оправдательной формой уклонения от решения вопиющих проблем, неизбежно возникающих в ходе развития коллективных отношений. Наиболее болезненной проблематикой является утрата высших ориентиров, отсутствие реальных развивающих действий и фактов, подтверждающих их результативность. Но исключительно губительным признаком коллективного опускания является лукавое утверждение банальных форм поведения в качестве высших духовных приоритетов*. Как выяснилось на практике, поддержание атмосферы творческой работы над эволюционной проблематикой помимо глубокой образованности, переживания за судьбу биосферы, битвы за истину в каждом моменте бытия, сопряжено с естественной утратой интереса к сфере полового общения и родовым отношениям. Понятие «родственность» и «любовь» в развивающихся системах перетекает с уровня физического кровного родства в уровень родства мировоззренческого и духовного. Даже это малое условие, как правило, непреодолимо для неофитов. В результате подмены ценностей, вместо искомой альтернативы происходит воссоздание обычных социальных схем, а эволюционно значимые действия замещаются формальным соблюдением несущественных культовых отправлений, лишь заполняющих внутреннюю пустоту. Таким образом, значительная часть духовных искателей вырабатывает устойчивые технологии самообмана, избегая столкновения с кричащими фактами, аннулирующими ложные верования. При очевидном отсутствии ожидаемых чудес, "модные сектанты" поддерживают друг друга тематическими мистификациями, выдавая желаемое за действительное. А когда дистанция между «идеальным» и «реальным» становится невыносимой – адепты впадают в психозы и, обвинив друг друга в несостоятельности, под благовидными предлогами сбегают обратно в социум и организуют жизнь в соответствии с ординарными бытийными матрицами, несовместимыми с альтернативным поиском новых путей развития. В поселениях остаются лишь те, кому некуда деваться. И они вынужденно продолжают вести деревенский образ жизни, довольствуясь поддержанием легенд о некой собственной исключительности. Это обычная схема развития поселенческих инициатив.
Относительно удачные попытки создания локальных развивающих сред можно перечесть на пальцах одной руки** и, с каждым годом, ради самосохранения такие структуры совершенствуют способы самоизоляции не столько от произвола репрессивных государственных органов, сколько от экспансии "эзотерических шизиков".
* Наиболее распространёнными примерами подмены духовного поиска отправлением банальных биологических надобностей являются процветающие во многих загородных общинах гинекологические мании, возведённые в ранг священнодействия. Это широко рекламируемые культовые совокупления «на родовых гектарах», физиологически неприсущие гоминидам роды в воду, приёмы родов неквалифицированными отцами, показное кормление грудью, демонстративное сование младенцев в снег и поливание холодной водой. При этом в угоду моде, лишь ради демонстрации собственной исключительности, сектантами игнорируются не только правила антисептики, но и наглядные законы природы: ведь даже водные млекопитающие – бобры, выдры, ондатры, тюлени – рожают детёнышей на суше.
**На территории стран СНГ нам известны лишь две реально развивающиеся на поприще эволюционного поиска группы, притом они совершенно не сходны по внутреннему устройству и методам творческой работы. Объявление географического местоположения и фамилий лидеров этих групп не представляется возможным, поскольку они сами разумно регулируют свои внешние проявления.