Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правда, честь и Родовое поместье



Применим метод «доказательство от противного», чтобы ответить на вопрос: «А может ли создать Родовое поместье человек, который говорит неправду?» Не может. Потому, что место у него есть, а Рода нет и быть не может. Род – категория не биологическая (как порода). Совокупления мужчины и женщины и произведения ими потомства недостаточно для создания Рода. И общего хозяйства недостаточно для создания Рода. Да, потомство мужчины и женщины имеет больше шансов на выживание при крепком хозяйстве, но это потомство еще не образует Род. Род – категория не количественная, а качественная. Род возникает при устойчивом наследовании неких родовых признаков, которые сводятся воедино в понятии родовой чести. Понятие это многогранное... Родовая честь включает в себя и целомудрие (девичья честь, мужская честь), и товарищество (воинская честь и т.п.), и особое отношение к ведению дел (верность слову). В деловых кругах Великобритании даже бытовала поговорка: «Ты же не русский купец, чтобы я тебе на слово верил». Вот какой эталон нравственности задавали в мире русские люди...

Почему же мы говорим о чести как о родовом признаке, а не о личном? Потому, что честь была не личным делом, а была делом рода. Безчестный поступок одного члена рода был позором на весь род. И в род такой уже не отдавали девушек замуж, и невесты из этого рода не были востребованы. То есть такой род считался недостойным существования на земле и прекращался. Поэтому человек чести был готов принять смерть, но не потерять честь. Русский купец был готов потерять деньги – даже все имущество, но только не потерять имя, не потерять честь, не нарушить слово. Имя было главным его име-нием и иму-ществом. И это правильно даже с деловой точки зрения: сохранишь имя – с тобой будут вести дела, ты еще поднимешься, деньги – дело наживное. А потеряешь имя – никто с тобой дела иметь не будет, кроме мошенников и разбойников. То есть честь для наших предков была важнее имущества, здоровья, важнее самой жизни. Потому что, если ты жизнь потерял, но сохранял честь – твой род продлится и сохранит твое имя. Если же член рода совершал безчестный поступок и отказывался его искупить, то род отвергал его, такой человек становился безродным, изгоем – но это позволяло сохранить честь роду, это сохраняло род.

Но почему так сурово относились наши предки к вопросам чести? Это не суровость, это прагматика. Нравственные качества людей зависят от их генетики (тогда говорили - крови) и воспитания. В череде поколений устои воспитания закреплялись в генетике. Но оба этих фактора – воспитание (культура) и генетика – принадлежат не одному человеку, а роду. Поэтому предки наши были, безусловно, правы в своем подходе. Они понимали, что кодекс чести дан благородным людям самим Творцом и является путем восхождения, воспитания в себе качеств Бога.

(МВ – есть, впрочем, и «кодексы чести» в криминальных сообществах – это выродившиеся наборы правил, которые служат для манипуляции верхушкой поведением низов, но к Богу уже не ведут)

В самом деле, Творец всегда говорит правду: И сказал Бог «Да будет свет!» – и стал свет. И святые всегда говорят правду, и природа так к этому привыкает, что выполняет их слова, даже казалось бы невыполнимые и нечаянные – так и происходят чудеса. То есть честь – это путь совершенствования, путь к богу в себе, поэтому сохранение чести продлевает род, а потеря чести – прерывает. Не нужен такой род Богу, не интересен, не перспективен. Бог ведь тоже прагматик, только прагматизм его Божественный.

Теперь, возвращаясь к исходному вопросу, мы можем уже с новым пониманием сказать, что Родовое поместье может быть только у человека чести. И это понимание открывает перед нами направление совершенствования. Такими людьми чести нам предстоит стать. Многие ли из нас могут похвастаться, что всегда говорят правду, только правду, всю правду, многогранную правду? А многие ли могут остановить другого, когда тот говорит неправду? Часто бывает легче промолчать, забыть. А иной раз и в себе засомневаешься, когда врут особенно артистично и убежденно и думаешь – может, это я не прав. И умение на дух не переносить, с ходу отличать ложь от правды по неведомым факторам – по звуку голоса, по выражению глаз – это тоже вырабатывается поколениями...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.