Леонид Мне понравился этот нравственный императив как одно из основных правил добрососедства, но в то же время остались вопросы. И первый из них: что есть правда и неправда?
Валерий Мирошников: Благодарю за вопрос! Он, действительно, важный. В первом приближении "говорить правду" - это чисто по-детски: что знаешь, то и говоришь. И это уже хорошо. Когда по-детски. Но мы все прекрасно понимаем, что ложь собирают из осколков правды, чтобы она была правдо-подобной. Именно правдоподобие лжи делает ее опасной.
Начнем с цели. Ложь всегда имеет цель - ввести в заблуждение и иметь от этого какую-то эгоистическую выгоду. Правда тоже имеет цель - сделать лучше мир, себя, отношения между людьми и того ближнего, которому она доносится… правда - это то, что способствует развитию, ложь - это то, что ведет к деградации.
Рассмотрим это детально.
Для того, чтобы сказанное стало правдой, говорящий изначально должен иметь цель совместного развития, улучшения, добра. Он должен сказать правду в нужном месте в нужное время, в нужном количестве, заботясь о восприятии собеседника(ов). В этом и состоит искусство говорить правду. Здесь применим принцип врачевания - "не навреди". Но на этом процесс не заканчивается. Говорящий правду берет на себя ответственность за результат, он обязан отслеживать ситуацию, корректировать ее по ходу, способствовать наилучшему ее развитию. То есть правда содержит в себе заботу. Но еще и рефлексию, осознание. Каждая попытка сказать правду должна служить улучшению собственного искусства говорить правду, улучшения понимания, что есть правда - а по сути осознания законов Мироздания и лучшего соответствия им. То есть правда предполагает наличие в сознании модели Мироздания и сличение с ней своих целей и предполагаемых результатов. Таким образом правда - это всегда уПРАВление. Управление - приведение ситуации к правде, справедливости (чем и отличается от руководства - руками вождения).
При отсутствии хотя бы одной из составляющих сказанное может оказаться неправдой.
Если человек не имел целью общее развитие и благо, а имел цели корыстные, то даже приведение им правдивых фактов служит этой цели, то есть служит манипулированию. Соответственно не будет и речи о других составляющих - заботе, осознании и пр. Он может их имитировать (и будет имитировать, особенно заботу), но рано или поздно (временный характер лжи как частного эгоистического предприятия) прекратит, ибо цель его другая.
Так же и брякнувший "правду" мимоходом, не подумав, и оставивший ситуацию развиваться, как ей вздумается - вряд ли способствует развитию. Оно может произойти либо случайным образом, либо под контролем других лиц, взявших на себя ответственность и труд разобраться в ситуации, принять на себя управление ей. Но правду говорит и творит не первый "брякнувший", а те, кто взял на себя ответственность.
Принцип "правда способствует развитию" очень мощный и помогает осознанию и планированию действия во всех мыслимых ситуациях (во всяком случае я не нашел пока ограничивающих рамок).
Солнечные барды
Одним из достижений движения ЗКР является творчество Солнечных бардов. Создано много хороших песен, появилась новая небывалая еще организационная форма – Караван Любви. Но это все так или иначе основывалось на творчестве Мегре. И поэтому вопрос различения Правды и лжи актуален по отношению к бардам. Этот вопрос тем более актуален для меня, что я сам принимал в бардовском движении активное участие. Есть у меня и песни, и сказки, и юморески – мой вклад в культуру Родовых поместий. Это все было зря или был в этом некий смысл?
Попробуем разобраться на примере песни Суфии «Поле» (в том виде, в каком она завершает мою сказку «Троица»)
Поле
Бог, он у каждого из нас свой,
И мы молимся подчас так,
Как настроена душа каждого из нас.
Жизнь прорастает из сердец
Так, как захочешь человек.
Жизнь – это сердца аромат,
Если сам себе не враг.
(МВ – Суфия, вообще говоря, в этой песне пыталась разрешить религиозный конфликт в своей душе. Она из мусульманской семьи, но в то же время очень дорожит русской культурой – как народной бытовой, так и мифологической, пропитанной христианством. И ее песня – это примирение конфессий через осознание единства природы и Бога. Но это тема остается актуальной при любом отношении к творчеству Мегре)
Припев:
Мы соберёмся вместе на поле,
В нашем пространстве Любви.
Мыслью сольёмся в светлом просторе,
Скажем друг другу: «Твори!»
Бог, он для каждого из нас - свой,
В каждом сердце он искрой той,
Что Любовью озарит вечность Бытия.
Бог – это вместе Я и Ты,
Бог – и планеты, и цветы,
Свет, согревающий поля, и слеза дождя.
(МВ – а это моя вставка, утвержденная Суфией. Она выражает уже осознанное единство во многообразии. Что в ней нужно изменить? Да ничего.)
Припев:
Рай! Распускаются цветы.
Рай! Разрастаются сады.
Рай! Рассыпают соловьи
Трели утренней зари.
Рай – это край, где ты живёшь.
Рай – что посеешь, то пожнёшь.
Рай – здесь все планы бытия
Сотворит душа твоя.
Припев:
(МВ – гимн биологической цивилизации. Это песня о вечном. Я не вижу, что здесь нужно исправлять).
А на Земле быть Добру
Или вот песня Олеся, которая стала гимном Родной партии.
Когда вокруг витают чьи-то сны
И ясные глаза редки и долгожданны
Живу я от весны и до весны
Ее эфиры для меня желанны
Я жду ее как чудо и она
Дает мне силы верить
Что настанет у людей в душе весна
и лед непонимания растает
И на земле быть добру
Быть на земле рассвету
Песней своей эту мечту
Я разнесу по свету
Будет она с ветром лететь
И верю воплотится и на ладонях птицы
И на ладонях птицы
Будут свободно петь...
(МВ – «на земле быть Добру» - это прямая цитата из книг Мегре. Но это та цитата, которая в ладу с Божьим промыслом. Так же как и – на мой взгляд - «совместного творения и радости для всех от созерцания его»)
Даже если солнца меркнет свет
Я укрываюсь светом звездной ночи
И на любой вопрос найду ответ
И небо не прошу ничуть помочь мне
О прошлом не жалею никогда
И в будущее верю как и преже
Пока моей мечты горит звезда
То в сердце у меня живет надежда...
(МВ - Здесь только одна проблемная строчка «И небо не прошу ничуть помочь мне», которая вытекает из богоборчества истинных хозяев проекта «Анастасия». Но народ ее так и не принял. Он поет: «И небо попрошу чуть-чуть помочь мне…»)