1. В чем вы видите принципиальное отличие социологии XX от социологии XIX в.? Сформулируйте определение эмпирической социологии, каковы были причины, способствовавшие ее развитию в XX в.? Каковы были направления деятельности Чикагской школы?
2. Назовите основные методы конкретных социологических исследований. Каковы основные принципы метода опроса? К какому из направлений в теоретической социологии (см. гл. 24) в наибольшей степени тяготеет этот метод? Укажите основные разновидности метода опроса, подумайте об их преимуществах и недостатках. Приходилось ли вам самим оказываться участниками социологического опроса? Какой именно метод использовали при этом исследователи?
3. Назовите основные методы анализа документов, их основные принципы. Сравните с методами опроса, дайте их сравнительную характеристику. В чем специфика метода наблюдения? Чем наблюдение в социологии отличается от методов опроса и исследования документов?
Основные термины и понятия
Вопросы закрытые – вопросы, ответы на которые формулируются как «да» или «нет».
Вопросы открытые – вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы как «да» или «нет», а требуют изложения собственных взглядов и аргументов.
Контент-анализ – методика объективно количественного и систематического изучения содержания текстов и других средств коммуникации (радио- и телепередач и т.д.). Основывается на подсчете частоты использования тех или иных единиц коммуникации.
Опросный лист– форма, содержащая вопросы и распространяемая среди множества людей главным образом с целью получения и фиксации общественного мнения.
Экспертный опрос – метод социологического исследования, когда на вопросы отвечают не обычные индивиды, а специалисты по изучаемой проблеме.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 263–265.
Популярная:
2. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 5.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 21. С. 466–487.
5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 638–650.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 188–209.
7. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. – М., 2008.
Раздел IV.
Готовимся к олимпиадам и ЕГЭ
Основы методики самоподготовки
К письменным испытаниям различных форматов
Предисловие к разделу
Каждый, кто хоть раз в жизни сдавал устный экзамен, прекрасно знает: одного, пусть даже великолепного, знания сдаваемого предмета для успеха явно недостаточно. Если не владеть устной речью, если она засорена лишними словами, если формулировки, пусть даже верной мысли, оказываются нестрогими и тяжеловесными, а у ответа отсутствует четкая структура, отличную оценку никогда не заработать. Следовательно, успех здесь зависит не только от знания материала, но и от адекватной подготовки к самому формату устного ответа. Поэтому опытные преподаватели при подготовке своих учеников к подобным видам испытаний никогда не ограничиваются обучением только сдаваемому предмету, а обязательно развивают навыки устного ответа. И все же устная речь является для человека наиболее естественным способом изложения мыслей, навыки которого он осваивает практически с момента появления на свет. Поэтому очень часто, особенно когда дело касается сильных учеников, для успешной сдачи устного экзамена вполне достаточно оказывается лишь небольшая корректировка уже имеющихся у них умений по формулировке своих мыслей. Совершенно иначе дело обстоит с письменным форматом.
В отличие от устной речи, которой ребенок овладевает в ходе естественной коммуникации со взрослыми и сверстниками, навыки письменной речи в господствующих концепциях современного обучения и образования являются искусственно формируемыми, а потому письменное выражение своих мыслей всегда требует дополнительных усилий. Этот факт сам по себе делает письменный формат экзамена более сложным. Но помимо этого, в различных вариантах письменного экзаменационного формата (тест, открытый вопрос, эссе и т.д.) присутствуют специфические особенности и тонкости, незнание которых может не позволить успешно сдать экзамен даже при условии неплохого владения предметом.
В данном разделе нашей книги мы рассмотрим наиболее распространенные трудности, возникающие на олимпиадах по обществознанию и ЕГЭ, при выполнении письменных заданий и предложим эффективные методы их преодоления.
Глава 26. ТЕСТОВЫЙ ФОРМАТ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЛОВУШКИ В ТЕСТАХ
Типология тестов
Знание, логика и внимание – залог успеха.
Тест – это четко сформулированный вопрос, к которому предлагается список (как правило, не более пяти) однозначных, не допускающих различных трактовок ответов. При выполнении заданий подобного типа от экзаменуемого не требуется самостоятельного изложения собственных мыслей, он лишь должен осуществить выбор между уже готовыми формулировками. Именно поэтому тестовый вариант контроля считается простейшей формой письменных испытаний. Тем не менее, освобождая экзаменуемого от необходимости создания собственного текста, тестовый формат предъявляет особенные требования к знанию точных формулировок, а также к логике и вниманию абитуриента.
Соответственно очень часто ловушки в подобных тестах, особенно в социально-гуманитарных областях, связаны не только со знанием предмета, но и со специфическими тонкостями самого тестового формата. О ловушках подобного типа и способах их избегания и пойдет речь в данном параграфе.
Можно выделить три основных типа тестовых заданий в экзаменах, не использующих количественные ответы. Первый, простейший – это вопросы типа «верно-неверно», когда испытуемому предлагается однозначно строго оценить правильность какого-либо утверждения. Например:
Верно ли утверждение, что любая организация обязательно является социальной группой?
1. Верно +[9]
2. Неверно
Второй, более сложный, представляет собой альтернативный выбор между несколькими (как правило, четырьмя–пятью) вариантами готовых ответов. Например:
С точки зрения современной терминологии, любая организация всегда является:
1. Социальной группой +
2. Социальной стратой
3. Социальным классом
4. Обществом
Наконец, самый сложный – третий тип тестового задания, когда экзаменуемому предлагается найти все правильные ответы среди нескольких вариантов. Главная трудность такого рода теста состоит в том, что отвечающий заранее не знает, какое количество правильных ответов присутствует в предложенном списке и принимает решение об этом исключительно самостоятельно.
Например:
Укажите, какими еще социологическими понятиями можно всегда охарактеризовать совокупность людей, входящих в одну организацию:
1. Социальная категория +
2. Социальная группа +
3. Социальная страта
4. Социальный класс
Существуют различные шкалы для оценивания ответов на тестовые вопросы разных типов. Вопросы первого типа («Верно-Неверно») практически всегда оцениваются в 1 балл, второго типа (единичный альтернативный выбор из нескольких вариантов ответов) – либо в 1, либо в 2 балла, в зависимости от правил, принятых на данном испытании. Наибольшие сложности для адекватной оценки представляют собой ответы на вопросы третьего типа (множественный выбор), поскольку в разных заданиях может быть разное число верных ответов. На испытаниях в НИУ-ВШЭ чаще всего принималась наиболее строгая форма оценивания: данное задание приносит экзаменуемому 4 балла, однако только в том случае, если на него дается полный, 100% ответ. В том случае, если дается хотя бы один лишний ответ, или же, наоборот, хотя бы один правильный ответ не указан, оценка за вопрос оказывается равной 0 баллам.
В заданиях ЕГЭ применяется более простая и менее дифференцированная схема оценивания: все тестовые задания оцениваются в один балл, а к вопросам, предполагающим возможность нескольких правильных ответов, предлагаются их различные комбинации.
Например:
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Общество осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм.
Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.
1. Верно только А
2. Верно только Б +
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Соответственно, каждый тип тестовых вопросов таит в себе различные в себе и различные виды ловушек.