Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль социальной практики в формировании основных понятий социологии



 

В нашем учебнике мы стремились расположить все понятия со­цио­логии в определенном порядке, переходя от более простых и оче­видных к более сложным и содержательным. В истории науки эти по­нятия возникали и развивались совсем не в том порядке, в каком их целесообразно излагать в учебнике.

Основные понятия социологии формировались на стыке многих наук, их четкое определение достигалось усилиями поколений иссле­дователей, принадлежащих к разным научным направлениям, и даже к разным наукам. Зачастую они даже не знали о существовании друг друга.

Развитие системы социологических понятий нельзя представлять иск­лючительно как результат кабинетного мышления ученых и на­копленных результатов исследований. На ее формирование влияли дру­гие важные факторы.

– В первую очередь, социологические концепции, оставившие след в истории, всегда создавались как ответ на вызовы времени, как по­пытка ответить на вопросы, которые волновали современников.

– Важным фактором, под влиянием которого формируются науч­ные теории, является господствующие в обществе идеология и ми­ровоззрение.

Идеология – это логически организованная система представлений о вселенной и обществе, которая внедряется в менталитет общества пра­вящими элитами или другими активными группами (например, цер­ковью или диссидентами).

Мировоззрение – это представление о мире и обществе, которые реаль­но господствуют в обществе. Идеология и мировоззрение могут быть близки друг другу, а могут значительно различаться. Если в есте­ственных науках влияние идеологии и мировоззрения на теорию но­сит косвенный характер, в общественных науках это один из цент­раль­ных моментов. С этим фактом нельзя бороться, но нельзя не считаться.

Наконец, сам объект социологических концепций (общество) непрерывно меняется, в отличие от объектов естественных наук. Это создает иллюзию, что все знания и понятия об обществе, накоп­лен­ные предыдущими поколениями, теряют свою ценность в новых усло­виях. Эта иллюзия неверна, она приносит много вреда при при­нятии решений о путях развития общества.

Важнейшим из факторов, определивших формирование основных по­нятий социологии, безусловно, являются практические потреб­нос­ти общества. Рассмотрим, как повлияли практические потребности на формирование некоторых наиболее важных понятий.

 

Социальная группа

Среди исследователей нет единого мнения относительно опреде­ле­ния понятия «социальная группа». В частности, в социальной пси­хо­логии употребляется несколько значений этого термина, если не про­тиворечащих друг другу, то, по крайней мере, различающихся[8]. В социологии, в отличие от этого, принято определение, введенное знаменитым американским социологом Р.Мертоном (см. 2.1).

Строгое определение понятия «социальная группа» сфор­миро­валось на пересечении целого ряда исследований, на первый взгляд, никак не связанных друг с другом.

К.Маркс еще в середине XIX века подчеркивал, что человек есть существо общественное. Другими словами, все свойства человеческой природы не принадлежат каждому индивиду изначально, а форми­ру­ются в процессе социализации, то есть взаимодействия в рамках кон­кретной социальной общности. Эту простую, на первый взгляд, мысль, и в XIX веке, и в XX, и в начале XXI в. пытаются оспорить те, кто считает общество собранием разобщенных индивидов, объеди­няющихся в группы только для повышения собственной выгоды.

В конце XIX и начале XX века эта дилемма из академических сфер перешла в практическую область. В 20-х годах XX века в про­мышленности остро встала проблема стимулирования и повышения производительности труда. Результаты исследования, проведенного в 1924 году в одной американской компании, показали, что коллектив, в котором работает человек, оказывает очень сильное влияние на производительность его труда (см. 2.4.3). Результатом этого открытия, совершенного, на первый взгляд, почти случайно, стали сотни спе­циа­лизированных исследований, посвященных влиянию коллектива на стимулирование труда. Случайность этого открытия, однако, лишь кажущаяся. Бизнесменов и правительство давно интересовали прак­ти­ческие проблемы повышения эффективности труда, хотя они и не подозревали, что социально-психологические факторы могут ока­зы­вать столь сильное влияние. Напомним, что один из основателей теории управления социальными коллективами, основатель авто­мобильной суперфирмы Генри Форд, не только не приветствовал соз­дание психологического климата коллектива, но и всячески противо­действовал ему.

Особенно популярными стали исследования влияния группы на эф­фективность труда, когда внимание экономистов и предпри­нима­телей привлекла организационная культура стран Восточной Азии, в первую очередь Японии (в 70–80-е годы XX века именно Япония по­казывала удивительные результаты в эко­номическом развитии). В япон­ских фирмах, однако, использовались иные методы стимули­ро­вания работников, чем на европейских и се­ве­ро-американских пред­приятиях. Основной упор делался не на ма­териальное стимули­ро­вание отдельных работников, а на моральное поощрение его со стороны коллектива. Именно с этого времени и на за­падных фирмах стали уделять внимание формированию корпора­тив­ной культуры (т.е. культуры социальной группы – трудового коллектива) как важ­но­му элементу повышения эффективности труда.

Еще один круг практических проблем, стимулировавших изуче­ние механизма социальных групп, это интенсивный всплеск органи­зованной преступности, который произошел в США в 20–30-е годы XX века. «Организация» проявлялась в самых разных формах – от мо­ло­дежных групп до развитой системы международной мафии. Имен­но эти исследования наглядно показывали, насколько большую роль в обществе играют именно социальные группы, то есть общности с ог­раниченным членством, своей системой норм и ценностей, метода­ми социализации и социального контроля. Особое внимание уделя­лось этническим группировкам, возникшим в результате массового при­тока населения из Европы и Азии в конце XIX – первой половине XX века.

Так, в 30-х – начале 40-х годов представитель Чикагской социоло­ги­ческой школы Уильям Уайт провел классическое исследование ме­то­дом включенного наблюдения (см. 25.4), результаты которого опуб­ли­ковал в 1943 году под названием «Общество на углу улицы». Объ­ектом исследования стала полукриминальная компания молодых людей из итальянского квартала его родного Чикаго. Будучи доста­точ­но моло­дым человеком (У.Уайт родился в 1914 году), он вошел в сос­тав этой «шайки», не разглашая своей истинной цели, и в течение нескольких лет наблюдал за ее поведением, записывая и анализируя результаты. Это позволило автору проследить формирование норм и ценностей, рас­пределение ролей в данной группе. Исследование Уайта и его пос­ледователей позволило лучше понять причины скла­ды­вания моло­дежных криминальных структур и механизмы их пове­де­ния. В конеч­ном итоге эти исследования помогли приостановить рост организо­ван­ной преступности в самый сложный период амери­канской истории.

Параллельно с «натурными» исследованиями проводились (и про­водятся) лабораторные опыты в рамках социальной психологии. В па­раграфе 3.2.1 мы упоминали о классическом эксперименте К.Левина, посвященном выявлению типа лидерства. Практическая зна­чимость этого результата состояла не только в том, что выявлялись оп­тималь­ные типы лидерства для решения коллективом задач. На­пом­ним, что исследование проводилось в период Второй мировой вой­ны. Данные этого проекта наглядно показали, что жесткий авто­ритар­ный тип прав­ления с высокой вероятностью может сменить «режим вседозволен­нос­ти». Эти результаты могли бы служить предуп­реж­дением полити­ческим деятелям, постоянно ссылающимся на цен­нос­ти «свободы» и «де­мократии», как способы разрешить все со­циальные проблемы. В част­ности, в контексте того времени, эти данные могли бы объяс­нить приход к власти Гитлера и других дикта­то­ров 30–40-х годов.

 

Культура

Сходные практические проблемы привели к развитию строгого научного понятия «культура», которое, как мы видели, значительно отличается от понятий обыденного сознания (см. 10.1). До 20–30-х го­дов XX века точного определения понятия «культура» не сущест­во­вало. Под этим названием чаще всего понималось нечто, что отличает «цивилизованные» народы от «нецивилизованных» (то есть, не вхо­дя­щих в круг народов Западной Европы и «новых» наций Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии). Это «нечто» могло включать самые разные элементы – от политического парламентаризма до ма­нер поведения во время еды. Естественно, всё, что характеризует «ци­вилизованные» народы, считалось принадлежащим «культуре», а политические институты, тексты и обычаи остальных народов – «ди­кости» и «варварству».

В первые десятилетия XX века пришло понимание того, что дру­гие народы также обладают «культурой», причем их культура оказы­ва­лась зачастую гораздо древнее, чем европейская. Понимание это при­шло не само собой, а под влиянием практических обстоятельств. Формирование колониальной системы потребовало выработки меха­низ­мов управления подчиненными народами. Прямое насилие оказа­лось неэффективным. Потребовались методы косвенного управления, через политические институты «аборигенного» общества. А для этого необходимо было понять, как устроено это самое общество. Тут при­годились знания и навыки, выработанные антропологами, изучав­шими к тому времени «дикие» народы в течение многих десятилетий. В частности, английский антрополог польского происхождения Бро­нислав Малиновский дал достаточно четкое определение понятия «культура» как системы устойчивых социальных институтов данного конкретного общества. С другой стороны, культура представляется системой норм, ценностей и образцов поведения, признаваемых в дан­ном обществе в качестве нормальных. Эти два аспекта не проти­во­речат, а дополняют друг друга.

Значимость определения, данного Малиновским, состоит не толь­ко в том, что оно четкое и дает возможность «измерить» культуру, проводить сравнительное изучение разных культур. Это определение исключало деление народов на «культурные» и «некультурные». Каж­дое общество приспосабливается к тем условиям, в которых оно су­ще­ствует. Поэтому критерием «культурности» является не соответ­ст­вие европейским стандартам, а способность культуры решать те за­дачи, которые стоят перед данным обществом в текущей момент. Например, неспособность лидеров рыночных экономик предвидеть экономические кризисы и преодолевать их пагубные последствия го­ворит о недостаточной «культурности» данных обществ.

Определение понятия культура, предложенное Б.Малиновским, было связано с попыткой решить практическую проблему управления заморскими колониями. Задачу эту британским колонизаторам в полной мере решить не удалось. Но определение Б.Малиновского в этом вряд ли виновато. Поэтому подход, предложенный им, не только сохранил свое значение, но и приобрел еще большую популярность. Напомним, что в конце 60-х годов XX века транснациональные кор­по­рации стали активно размещать свои филиалы в развивающихся стра­нах. Связано это было отнюдь не со стремлением развивать эко­но­мику этих стран, а с тем, что в них была более дешевая рабочая си­ла и перспективные рынки. Именно потребность в управлении фи­лиа­лами породила острый интерес западных деловых кругов к проб­лемам национальных культур и инициировала научные исследования в этом направлении (см. 12.2). Консультирование в области межна­цио­нальных деловых контактов в наше время является не только сферой научных исследований, но и одной из выгодных сфер бизнеса. Естественно, что все эти исследования и практические мероприятия бы­ли возможны только потому, что существовало общепринятое по­ни­мание категории «культура».

Исследования по формированию корпоративных культур пока­зали, что невозможно всю культуру сформировать «сверху». Эф­фектив­ной может быть только та культура, которая формируется самой груп­пой. А для этого необходимо, чтобы группа (в данном случае – кол­лек­тив фирмы) имела бы четкие границы при­над­леж­ности, и ее со­став был бы достаточно устойчивым в течение дли­тель­ного вре­мени.

Наконец, последние десятилетия XX века и начало XXI века сде­лали точное понимание того, что есть «культура», еще более актуаль­ным. И понимание это пришло из кругов, откуда его меньше всего мож­но было ожидать – от руководителей международных финан­со­вых организаций. Финансисты как никто были заинтересованы в том, чтобы деньги, вкладываемые в конкретные отрасли конкретных государств, возвра­щались вовремя и с процентом. Для оценки пред­полагаемого эффекта использовались математические модели, разра­ботанные на примере государств Европы, Америки, Северной Аф­рики и развитых стран Юго-Восточной Азии. Эти модели попытались применить для прог­но­за экономического развития Китайской На­род­ной Республики, пра­вительство которой начало осуществлять тех­нологический скачок в конце 70-х годов XX века.

По всем прогнозам выходило, что крайне рис­кованно вкладывать деньги в отрасли тяжелой промышленности Китая, которые не предполагают быстрой отдачи. Модели, в частнос­ти, предсказывали быстрое насыщение рынка и стагнацию этих отрас­лей. При этом некоторые инвесторы решили рискнуть и не ошиб­лись. Экономика Китая в конце XX – начале XXI века раз­вивалась вопреки всем прогнозам, построенным на чисто «рыночных» мо­делях. Более глубо­кое изучение экономического поведения ки­тайской цивилизации в со­временных условиях показало, что ус­той­чивость кон­фуцианских прин­ципов является важным фактором, влияю­щим на экономику.

 

Общество

В трудах социологов XIX – начала XX века понятие «общество», так же как и понятие «социальная группа», употреблялось во многих смыс­лах, его значение не было четко определенным. Под «общест­вом» (по умолчанию) понималось то все население Земли, то насе­ле­ние отдельного государства, то союз племен.

Попытка более четкого определения, так же как и в случае с «социальной группой» имела под собой вполне практические основа­ния. Как известно, конец 20-х – начало 30-х годов XX века ознаме­но­вался одним из самых мощных эко­номических кризисов за всю историю современного рыночного хозяйства. Этот кризис сильно по­влиял на все сферы человеческой дея­тельности, в том числе и на нау­ку. Начался кризис в США, где к тому вре­мени сложились хорошие социологические и социально-психоло­ги­ческие научные центры. Мно­гочисленные исследования касались в ос­новном частных при­кладных проблем (изучение спроса, преступ­нос­ти и т.д.). Американ­ские исследователи практически не ин­тере­сова­лись проблемами тео­ретического осмысления общест­вен­ных проблем.

Кризис заставил по-новому взглянуть на общество. Стало оче­вид­ным, что все «органы» общества тесно связаны друг с другом и не­воз­можно найти выхода из кризиса, не учитывая этих связей. Любой социальный институт, любой человек должен оцениваться, прежде всего, с точки зрения того, насколько его деятельность вносит вклад в сохранение и процветание данного конкретного общества. Задача го­сударства – обеспечить такой порядок, при котором наиболее высокие доходы и почет доставались именно тем людям, деятельность кото­рых соответствует этому критерию. При таком подходе не отрицаются ни ры­ноч­ные ценности, ни демократические свободы. Более того, без рын­ка и возможности влияния народа на власть никакое равновесие в обществе невозможно.

Администрация Ф.Рузвельта, президента США, сумевшего вывес­ти страну (а вместе с ней и весь капита­лис­тический мир) из кризиса, использовала для достижения этих целей именно системные свой­ства общества. Основателями научного подхода, в рамках которого был обобщен этот опыт, принято считать двух выдающихся американских социологов – Толкотта Парсонса и Роберта Мертона (см. 24.1.2). Оба они в качестве одного из своих пред­шественников называли Б.Ма­ли­новского. Их основные работы относятся ко второй половине 30-х – концу 60-х годов XX века. Их подход, получивший название струк­турно-функционального анализа, важен именно в наше время. Об­щество не может не только разви­ваться, но и выжить, если макси­маль­ные доходы и влияние на власть имеют круги, не учитывающие его системных характеристик, и един­ст­венная цель которых – извле­чение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и ценой раз­рушения основ собственного общест­ва. Таким образом, теоретичес­кая конструкция Парсонса и его коллег также создавалась под влия­нием вполне практических интересов.

В данном параграфе мы могли коснуться только некоторых прак­ти­­чес­ких проблем, в ответ на которые развивалась современная со­цио­ло­гия. Однако какие бы понятия и конструкции мы ни затронули, вез­де можно выявить реальную ситуацию напряженности в социаль­ных отношениях, которая инициировала исследования. Это касается ро­левых конфликтов и социализации, социальной мобильности и институтов.

Подчеркнем еще раз – понятия и закономерности социологии, не­ко­торые из которых рассмотрены в нашей книге – это не плод досу­жих рассуждений кабинетных ученых, а вполне практические вещи. Многие неудачи отдельных людей, фирм и целых государств связаны именно с игнорированием объективных законов человеческого об­щества. Задача социологического образования – воспитать людей, кото­рые могли бы планировать работу фирмы, региона, государства, учи­тывая все основные факторы – экономический, социальный, эколо­гический, психологический, – не опираясь исключительно на фор­мальные статистические показатели.

 

 

24.2. Основные проблемы современной теоретической со­цио­логии

 

Через историю социологии XX в. проходят несколько дис­куссион­ных вопросов, которые проявлялись в противостоянии различных школ и направлений и в конечном итоге отразили реальные жиз­нен­ные проблемы современного общества.

 

24.2.1. Противостояние позитивистской и понимающей со­циологии

Может ли социология выявить закономерности, присущие разным со­циальным системам, или она изучает только уникальные, неповто­римые объекты (общества), и поэтому выводы, полученные для од­ного общества, неприменимы в другом? Например, большинство за­ко­номерностей, выявленных в ходе многочисленных социоло­ги­чес­ких исследований, касаются западных обществ. Действуют ли они в обществах с другой историей и культурой? То же самое относится к теоретическим схемам, объясняющим социальные процессы. Можно ли одни и те же теории применять при анализе американского обще­ства и других обществ, например российского?

По этому вопросу мнение социологов XX в. разделилось, и про­тивостояние двух подходов не исчерпано до сих пор, возобновляясь на каждом новом витке развития социологии.

Позитивистское направление в социологии исходило из того, что по­ведение людей во всех группах, во всех обществах подчиняется од­ним и тем же закономерностям, соответственно и социальные группы в разных обществах, и сами эти общества управляются одними и теми же принципами. Достаточно выявить эти принципы, и можно будет предсказывать и объяснять поведение любой группы, любого об­щест­ва. Этот подход базировался на представлениях эволюционизма, а также на методологии естественных наук.

Противоположное направление – понимающая социология – опи­ралась на традицию немецкой школы неокантианства (Г.Риккерт, М.Вебер). Представители этого направления считали, что социология в принципе не может и не должна пытаться сконструировать общие теоретические схемы по двум причинам:

– социальные явления гораздо сложнее тех, которые изучают ес­те­ственные науки, они зависят от большого числа факторов и от взаи­модействия этих факторов; учесть весь круг причин и сформулировать их в виде простых закономерностей невозможно;

– в отличие от естественных наук, объекты социальных наук соот­носятся с социальными ценностями. Определенные события (напри­мер, социальная революция или смена династий) выделяются в качестве объекта исследования не потому, что они столь важны для ис­торического процесса, а потому, что господствующая в обществе сис­тема ценностей делает их особенно интересными и для исследова­теля, и для читателя. Избавиться от этого субъективизма историк и со­циолог не могут, так как они сами являются членами общества.

Из этих двух посылок делался вывод, что социология должна ог­рани­чиваться описанием единичных событий, явлений, социальных общностей.

Эта проблема касается не только теории, но и методов, приме­няемых в социологических исследованиях. Сторонники пози­ти­вистского подхода в социологии считали, что используемые в ней методы ничем прин­ципиально не отличаются от методов физики и других естест­вен­ных наук. Здесь также необходимо строить шкалы, проводить экспе­ри­ментальные или «квазиэкспериментальные» (то есть имитирующие эксперимент на естественных объектах) ис­сле­дования, выявлять закономерности, применимые ко всем со­циаль­ным группам и во всех об­ществах, делать прогнозы на основании этих закономерностей.

Наоборот, последователи «понимающей» социологии настаивали на том, что методы социологических исследований должны в корне от­личаться от естественнонаучных. Для социолога гораздо важнее «вжить­ся» в изучаемую им социальную группу, почувствовать скры­тые не только от посторонних, но часто и от самих участников группы (об­щества) реальные мотивы их деятельности и то значение, которое при­дается их действиям в обществе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.