Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение эмпирической социологии



 

Важное место в развитии социологии XX в. играет взаимо­дейст­вие теории и эмпирических исследований. Социологи XIX в. в ос­нов­ном сосредотачивались на разработке теоретических схем. Надежная эм­пирическая база использовалась, пожалуй, только в отдельных ра­бо­тах К.Маркса (имеются в виду именно социологические работы, по­сколь­ку его экономические исследования опираются на огромный кон­кретный материал). Отдельные работы М.Вебера и Э.Дюркгейма со­дер­жат статистические данные в качестве иллюстративного материа­ла.

В начале XX в. в США возникает эмпирическая социология как са­мостоятельное направление. В первую очередь это связано с дея­тель­нос­тью т.н. Чикагской школы (У.Томас, Ф.Знанецкий, Э.Берджесс, Р.Парк, и др.). Школа просуществовала около 20 лет (1915–1935). За это время бы­ло проведено большое количество исследований, мно­гие из ко­торых до сих пор считаются классическими. Были заложены осно­вы современной социологической методики. С тех пор эмпири­чес­кие ис­следования составляют неотъемлемую часть социологии.

В конкретных (эмпирических) социологических исследованиях ис­пользуются различные методы.

 

Методы опроса

 

Наиболее распространенный среди них – формализованный ан­кет­ный опрос, когда респонденту предлагается заполнить заранее под­готовленную анкету. В нее могут включаться как закрытые вопросы (содержащие заранее подготовленные варианты ответов), так и от­крытые и полузакрытые, где респондент отвечает на вопрос «своими словами». На основе анкет­ных опросов работают многие социоло­ги­чес­кие, «пиаровские» и мар­ке­тинговые фирмы.

В круг социологических методов входит также интервью – непо­сред­ственная беседа интервьюера с респондентом. Интервью бывают формализованные, когда все или значительная часть вопросов подго­тов­лены заранее, полуформализованные и свободные, когда ин­тервью­е­ру задаются лишь основные направления разговора. Ин­тервью по­зволяет получить более глубокую информацию, чем ан­кетный оп­рос, но существует опасность влияния (сознательного или непредна­ме­ренного) самого интервьюера на ответы респондента. Ин­тер­вью­ер – высокопрофессиональная работа. Во всем мире работа ин­тервьюера лицензируется, ведется специальная подготовка и отбор пре­тендентов. Хорошими интервьюерами способны стать не более 30% всех претендентов на эту работу. В крупных исследовательских цент­рах работа интервьюера хорошо оплачивается.

Особое место в кругу социологических методов занимает экс­пертный опрос, когда на вопросы анкеты и интервью отвечают не обыч­ные граждане, а специалисты по изучаемой проб­ле­ме.

Проведение опросов – занятие дорогостоящее и достаточно дли­тель­ное. Телефонные опросы, проводимые от начала до подготовки отчета за несколько часов, позволяют получить информацию по очень ограниченному кругу вопросов и только у тех, кто доступен по те­ле­фону. Поэтому в прикладных исследованиях сейчас очень популяр­ным стал метод фокус-групп. Суть этого метода состоит в том, что исследователь собирает в одном помещении малую группу (не более 8 чел.), из представителей разных слоев населения, заинтересованных в изучаемой проблеме. Исследователь ведет с ними беседу по за­ранее подготовленной программе; все ответы, предложения, выска­зы­вания фиксируются и затем обобщаются. Таких фокус-групп по каж­дой проб­леме проводится обычно несколько десятков. Метод со­вмещает достоинства многих других социологических методов и по­зволяет очень быстро и надежно предсказывать поведение населения (спрос на товары, голосование на выборах и т.д.) с минимальными затратами.

 

 

Анализ документов

 

Важным источником информации в социологических исследо­ва­ниях являются контент- и ивент-анализ. Суть этих методов состоит в формализованном изучении текстов. Под текстами понимаются и ма­те­риалы периодики (газеты, журналы), и личных документов (напри­мер, писем и автобиографий, как в исследовании пред­ста­ви­телей Чикагской школы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестья­нин в Европе и Америке»), и содержание клипов, рекламных ро­ликов, теле- и радиопередач, и содержание официальных документов. В ходе ана­лиза выделяются стандартные единицы текста (например, публикации или строки) и анализируется их содержание (как они оценивают тот или иной товар, то или иное политическое событие и т.д.). Затем про­во­дится количественный анализ. Контент-анализ ориентирован на изу­чение определенного круга источников по мно­гим проблемам. Частным случаем контент-анализа является биографический метод – анализ биографий по основным вехам жизненного пути (впер­вые ис­пользовался в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Ивент-анализ ставит своей целью проанализировать отношение к ка­кому-либо одному событию во всех доступных ис­точ­никах (на­при­мер, к предстоящим выборам или приватизации круп­ного предприятия).

 

 

Наблюдение

 

Наконец, в последние годы снова возродился интерес к таким ме­тодам исследования, как наблюдение, в том числе и т.н. вклю­чен­ное на­блюдение. В последнем случае исследователь сам становится участ­ни­ком изучаемой группы; обычно члены группы не догады­вают­ся о его присутствии в их рядах. Метод опирается на тра­диции «пони­маю­щей социологии» и использовался еще в рамках Чикагской шко­лы.

В социологических исследованиях, особенно на подгото­ви­тель­ном этапе, широко используется государственная и ведомственная статистика. Уж давно прекратились споры о том, какие методы луч­ше. Каждый из методов имеет свои достоинства и недос­татки. Хоро­ший социолог стремится использовать взаимо­дополняю­щие методы.

Все конкретные социологические исследования подразделяются на теоретические (призванные проверить ту или иную теоретическую кон­струкцию), теоретико-прикладные (ориентированные на прак­ти­чес­кую проблему, но опирающиеся на солидный теоретический базис) и чисто прикладные (не ставящие перед собой задач получить объяс­не­ние происходящих событий и призванные только зафик­си­ровать их). Каждый из этих типов исследований имеет право на сущест­во­вание, каж­дый играет свою роль в обществе. Однако наибо­лее эффек­тив­ны­ми в конечном итоге оказываются теоретико-прик­лад­ные иссле­до­вания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.