Посмотрите на школьников, возвращающихся с экзамена, олимпиады или даже с обычной контрольной работы. Среди них обязательно есть те, кто с грустью, а то и с возмущением рассказывают товарищам о том, как им немного не хватило времени, чтобы сделать последнее задание, а кто-то из них даже сделал все, но, увы, не успел переписать свои тексты на чистовик. Опасность подобного рода ситуаций состоит в том, что в большинстве случаев самими школьниками, их родителями и даже преподавателями они воспринимаются как досадные недоразумения, которых вполне можно было бы избежать, если бы не сработали некоторые случайные факторы (плохое самочувствие, невнимательность, назойливый сосед и т.д.). На самом же деле на олимпиадах высокого уровня процент участников, не уложившихся во временные условия и из-за этого не получивших призовые места, достигает порой 20–30%. Подобного рода цифры случайными уже назвать нельзя.
Давайте вспомним знаменитый «Хоторнский эксперимент» Мэйо, который должен быть вам знаком по теме «Социальные группы». В этом эксперименте исследователи пытались увеличить производительность труда на одном предприятии, меняя различные физиологические условия работы: освещение рабочего места, частоту и продолжительность перерывов и т.д. Производительность труда действительно возрастала, однако, как выяснил Мэйо, вовсе не из-за того, что условия работы становились комфортнее. Как оказалось, сам по себе факт, что группа была выделена из всех остальных, была поставлена в особые условия эксперимента, оказалась в фокусе исследователей, изменил социальные отношения в этой группе, повысил самооценку работников, что и стало главной причиной роста производительности труда. Таким образом, нередко бывают случаи, когда простая фиксация внимания на какой-либо проблеме уже оказывается ее частичным, а то и полным разрешением. В современной науке подобные случаи нередко называются «хоторнским эффектом».
Умение уложиться на экзамене или олимпиаде в отведенный срок тоже можно отнести к действию данного эффекта. Достаточно в период своей подготовки к испытаниям просто обращать внимание на временной фактор, и вы уже наполовину обезопасите себя от неудачи, связанной с недостатком времени. Простейший метод тренировки здесь очевиден – зная заранее формат олимпиадных или экзаменационных испытаний, необходимо найти среднее время на выполнение каждого задания, ввести поправку на сложность и при тренировках стараться не выходить за установленные рамки. Если говорить о вопросах, требующих развернутых ответов, то среднее время на их выполнение на олимпиадах ГУ-ВШЭ составляет 20–25 минут. Однако одного такого приема при подготовке иногда может оказаться недостаточно.
На экзамене, как известно, все просчитать нельзя. Могут сказаться психологические факторы, может элементарно не повезти с заданием, и в итоге на выполнение последнего пункта вместо рассчитанного получаса могут остаться считанные минуты. Как быть тогда? Прежде всего, надо помнить, что на экзамене или олимпиаде не должно быть заданий, к которым вы вообще не приступали. Вопрос, по которому ничего не написано, однозначно оценивается на «0», но если в ответе присутствуют хотя бы одно-два предложения, то это будет уже некая положительная оценка.
Рассмотрим простейший экономический пример. У вас есть угольная шахта с относительно небольшой глубиной залегания пластов, благодаря чему первые годы ее эксплуатации будут давать вам сравнительно дешевый уголь. Однако по мере выработки угля вы будете вынуждены все сильнее углубляться под землю, и уголь будет становиться все дороже. На определенном этапе окажется, что выгоднее раскопать новую шахту рядом, однако этот момент можно «по инерции» проскочить. Другой пример возьмем из области спорта. Допустим, вы впервые пришли на занятия по прыжкам в высоту. Вы никогда не занимались этим видом спорта, и тем не менее при нулевом тренировочном времени у вас есть некий ненулевой стартовый результат. Вам показали элементарные технические приемы, и в течение последующих двух-трех часов тренировки ваш результат увеличился на 30%. Следующие же 30% прироста получатся уже не через 2–3 часа, а через два-три месяца. А когда наконец вы достигнете уровня борьбы за звание чемпиона мира, то годы будут уходить на то, чтобы прибавить к результату 2–3%.
Нечто подобное происходит и на любых экзаменационных или олимпиадных испытаниях, где вам предлагают выполнить несколько заданий, максимальная оценка за каждое из которых равняется, допустим, 10 баллам. Первые шаги в выполнении каждого из них, при соответствующей подготовке, не потребуют от вас больших временных затрат – дать определения, сформулировать проблему или даже парадокс – все это может занять всего несколько минут, однако, в зависимости от системы критериев, может принести вам 30%, а то и 40% от максимально возможно результата. Чтобы набрать 70–80%, вам понадобится подготовить связанный текст и внимательно его структурировать. На это может уйти и 20, и 25 минут. Если же вы захотите всерьез претендовать на получение максимального балла, то вам, скорее всего, придется не только тщательно подобрать примеры и без изъяна написать теоретическую часть, но и обратить внимание на качество стиля изложения. Не исключено, что полное выполнение этих требований заставит вас даже один-два раза переписать весь текст, что приведет к окончательному выходу за какие-либо разумные временные рамки. Арифметика, таким образом, проста: выполнение одного задания на 100% в большинстве случаев занимает гораздо больше времени, чем выполнение двух заданий на 50% каждое.
Все сказанное выше отнюдь не следует воспринимать как призыв к халтурному выполнению испытательных заданий, к сугубо формальному набору очков путем «рационально сокращенного» их решения. Очевидно, что распространение такого подхода на все задания не позволит итоговой оценке подняться выше 30–40% баллов, что на олимпиаде не оставит ни малейшего шанса на призовое место, а на экзамене может даже поставить на грань между удовлетворительной и неудовлетворительной оценкой. Все это необходимо помнить при распределении экзаменационного времени, а также при действиях в экстремальных ситуациях.
Правило двенадцатое. Никогда нельзя увлекаться ответом на какой-то один вопрос задания. Помните: даже ответ на него, достойный Платона, не позволит вам получить больше очков, чем их можно набрать за один вопрос. Поэтому даже в условиях дефицита времени необходимо постараться не оставить без внимания ни один из пунктов задания.
Хотя уже одно знание данного принципа может оградить от многих досадных оплошностей, тем не менее для более эффективного его применения полезно отработать некоторые навыки. Простейший прием – выработка навыков написания блиц-ответов на вопросы, когда задание выполняется не в течение 25 минут, а за 7–8 минут. Существуют вопросы, которые, при соответствующей тренировке, действительно могут быть достаточно адекватно раскрыты за такое короткое время. Но даже в тех случаях, когда это сделать невозможно, подобные навыки позволят в критической ситуации мобилизовать весь свой скрытый потенциал и в кратчайшие сроки сделать вдвое, а то и втрое больше обычного. В основании блиц-ответа лежит простейшая схема: определение, теория, примеры.
Задание для самоподготовки
В режиме блиц-ответов дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.
2. Укажите не менее двух причин стабилизации этнических общностей в современном мире. Свой ответ обоснуйте.
3. Приведите примеры изменения функций религии, произошедших при переходе от традиционного общества к обществу современному.
4. Укажите три особенности, отличающие античную социально-философскую мысль от современной социологии.
5. Приведите примеры кристаллизации статусов в открытых и закрытых обществах.
6. По каким признакам можно отличить современную семью от семьи традиционного общества?
Приведенные выше методы самоподготовки к простейшему виду письменных испытаний, очевидно, являются ориентировочными и предполагают творческую корректировку в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Надо помнить, что их главная цель состоит не в том, чтобы подготовить будущего абитуриента ко всем без исключения форматам письменных испытаний, а в отработке на простейшем уровне базовых навыков написания обществоведческого текста, а также в освоении простейших тактических приемов рационального поведения на экзаменах и олимпиадах. Овладев данным материалом, необходимо переходить к подготовке к конкретным форматам вступительных испытаний.
Глава 28. ЭССЕ НА ОЛИМПИАДАХ и ЕГЭ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
От всех видов текстов, встречающихся на письменных испытаниях, эссе в первую очередь отличается объемом – на экзаменах и очных турах олимпиад этот объем колеблется от двух до трех, а порой и четырех страниц, на заочных доходит до десятка листов и более. И уже один этот факт делает эссе не только самым сложным, но, как правило, и самым дорогим заданием.
В то же время количественное отличие порождает и особую качественную специфику эссе, о которой и пойдет речь в данном разделе.
Прежде всего, больший объем материала предъявляет повышенные требования к его организации, и для подобных текстов рассмотренные выше правила структурирования оказываются уже недостаточными. Поэтому первый вопрос, который будет рассмотрен в данной главе, – это вопрос о правилах построения эссе и методах отработки соответствующих навыков.
Больший объем текста, очевидно, предъявляет более серьезные требования и к его содержательному наполнению. Каким образом мобилизовать имеющиеся знания, а также как их применить для решения поставленной в теме проблемы – это второй вопрос, ответ на который читатель найдет в данной главе.