Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Не надо писать на экзамене диссертацию, или о том, как уложиться в отведенное время



 

Посмотрите на школьников, возвращающихся с экзамена, олим­пиа­ды или даже с обычной контрольной работы. Среди них обяза­тель­но есть те, кто с грустью, а то и с возмущением рассказывают това­рищам о том, как им немного не хватило времени, чтобы сделать пос­леднее задание, а кто-то из них даже сделал все, но, увы, не успел пе­реписать свои тексты на чистовик. Опасность подобного рода ситуаций состоит в том, что в большинстве случаев самими школь­ни­ками, их родителями и даже преподавателями они восприни­мают­ся как досадные недоразумения, которых вполне можно было бы избежать, если бы не сработали некоторые случайные факторы (пло­хое самочувствие, невнимательность, назойливый сосед и т.д.). На са­мом же деле на олимпиадах высокого уровня процент участни­ков, не уложившихся во временные условия и из-за этого не по­лу­чивших призовые места, достигает порой 20–30%. Подобного рода цифры слу­чайными уже назвать нельзя.

Давайте вспомним знаменитый «Хоторнский эксперимент» Мэйо, ко­торый должен быть вам знаком по теме «Социальные группы». В этом эксперименте исследователи пытались увеличить производи­тель­ность труда на одном предприятии, меняя различные физиологи­чес­кие условия работы: освещение рабочего места, частоту и продол­жи­тельность перерывов и т.д. Производительность труда дейст­ви­тельно возрастала, однако, как выяснил Мэйо, вовсе не из-за того, что условия работы становились комфортнее. Как оказалось, сам по себе факт, что группа была выделена из всех остальных, была поставлена в особые условия эксперимента, оказалась в фокусе исследователей, из­менил социальные отношения в этой группе, повысил самооценку ра­ботников, что и стало главной причиной роста производительности тру­да. Таким образом, нередко бывают случаи, когда простая фикса­ция внимания на какой-либо проблеме уже оказывается ее частичным, а то и полным разрешением. В современной науке подобные случаи не­редко называются «хоторнским эффектом».

Умение уложиться на экзамене или олимпиаде в отведенный срок то­же можно отнести к действию данного эффекта. Достаточно в пе­риод своей подготовки к испытаниям просто обращать внимание на вре­мен­ной фактор, и вы уже наполовину обезопасите себя от неуда­чи, свя­занной с недостатком времени. Простейший метод тренировки здесь очевиден – зная заранее формат олимпиадных или экзамена­цион­ных испытаний, необходимо найти среднее время на выполне­ние каждого задания, ввести поправку на сложность и при трениров­ках стараться не выходить за установленные рамки. Если говорить о вопросах, тре­бующих развернутых ответов, то среднее время на их вы­полнение на олимпиадах ГУ-ВШЭ составляет 20–25 минут. Однако одного такого приема при подготовке иногда может оказаться не­достаточно.

На экзамене, как известно, все просчитать нельзя. Могут сказаться психологические факторы, может элементарно не повезти с заданием, и в итоге на выполнение последнего пункта вместо рассчитанного по­лу­часа могут остаться считанные минуты. Как быть тогда? Прежде все­го, надо помнить, что на экзамене или олимпиаде не должно быть за­даний, к которым вы вообще не приступали. Вопрос, по которому ничего не написано, однозначно оценивается на «0», но если в ответе присутствуют хотя бы одно-два предложения, то это будет уже некая по­ложительная оценка.

Рассмотрим простейший экономический пример. У вас есть уголь­ная шахта с относительно небольшой глубиной залегания плас­тов, благодаря чему первые годы ее эксплуатации будут давать вам срав­нительно дешевый уголь. Однако по мере выработки угля вы будете вынуждены все сильнее углубляться под землю, и уголь будет ста­новиться все дороже. На определенном этапе окажется, что выгод­нее раскопать новую шахту рядом, однако этот момент можно «по инерции» проскочить. Другой пример возьмем из области спорта. До­пус­тим, вы впервые пришли на занятия по прыжкам в высоту. Вы ни­когда не занимались этим видом спорта, и тем не менее при нулевом тренировочном времени у вас есть некий ненулевой стартовый резуль­тат. Вам показали элементарные технические приемы, и в течение последующих двух-трех часов тренировки ваш результат увеличился на 30%. Следующие же 30% прироста получатся уже не через 2–3 часа, а через два-три месяца. А когда наконец вы достигнете уровня борьбы за звание чемпиона мира, то годы будут уходить на то, что­бы прибавить к результату 2–3%.

Нечто подобное происходит и на любых экзаменационных или олимпиадных испытаниях, где вам предлагают выполнить несколько заданий, максимальная оценка за каждое из которых равняется, до­пустим, 10 баллам. Первые шаги в выполнении каждого из них, при соответствующей подготовке, не потребуют от вас больших времен­ных затрат – дать определения, сформулировать проблему или даже па­радокс – все это может занять всего несколько минут, однако, в за­висимости от системы критериев, может принести вам 30%, а то и 40% от максимально возможно результата. Чтобы набрать 70–80%, вам понадобится подготовить связанный текст и внимательно его струк­турировать. На это может уйти и 20, и 25 минут. Если же вы за­хотите всерьез претендовать на получение максимального балла, то вам, скорее всего, придется не только тщательно подобрать примеры и без изъяна написать теоретическую часть, но и обратить внимание на качество стиля изложения. Не исключено, что полное выполнение этих требований заставит вас даже один-два раза переписать весь текст, что приведет к окончательному выходу за какие-либо разумные вре­менные рамки. Арифметика, таким образом, проста: выполнение од­ного задания на 100% в большинстве случаев занимает гораздо боль­ше времени, чем выполнение двух заданий на 50% каждое.

Все сказанное выше отнюдь не следует воспринимать как призыв к халтурному выполнению испытательных заданий, к сугубо фор­маль­ному набору очков путем «рационально сокращенного» их реше­ния. Очевидно, что распространение такого подхода на все задания не позволит итоговой оценке подняться выше 30–40% баллов, что на олимпиаде не оставит ни малейшего шанса на призовое место, а на экзамене может даже поставить на грань между удовлетворительной и неудовлетворительной оценкой. Все это необходимо помнить при рас­пределении экзаменационного времени, а также при действиях в экстремальных ситуациях.

 

Правило двенадцатое. Никогда нельзя увлекаться ответом на какой-то один вопрос задания. Помните: даже ответ на него, дос­той­ный Пла­тона, не позволит вам получить больше очков, чем их мож­но набрать за один вопрос. Поэтому даже в условиях дефицита времени необхо­ди­мо постараться не оставить без внимания ни один из пунктов задания.

 

Хотя уже одно знание данного принципа может оградить от мно­гих досадных оплошностей, тем не менее для более эффективного его применения полезно отработать некоторые навыки. Простейший прием – выработка навыков написания блиц-ответов на вопросы, ког­да задание выполняется не в течение 25 минут, а за 7–8 минут. Сущес­твуют вопросы, которые, при соответствующей тренировке, дей­ствительно могут быть достаточно адекватно раскрыты за такое ко­роткое время. Но даже в тех случаях, когда это сделать невозможно, по­добные навыки позволят в критической ситуации мобилизовать весь свой скрытый потенциал и в кратчайшие сроки сделать вдвое, а то и втрое больше обычного. В основании блиц-ответа лежит прос­тей­шая схема: определение, теория, примеры.

Задание для самоподготовки

В режиме блиц-ответов дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.

2. Укажите не менее двух причин стабилизации этнических общ­нос­тей в современном мире. Свой ответ обоснуйте.

3. Приведите примеры изменения функций религии, произошедших при переходе от традиционного общества к обществу современному.

4. Укажите три особенности, отличающие античную социально-философскую мысль от современной социологии.

5. Приведите примеры кристаллизации статусов в открытых и закрытых обществах.

6. По каким признакам можно отличить современную семью от семьи традиционного общества?

 

Приведенные выше методы самоподготовки к простейшему виду письменных испытаний, очевидно, являются ориентировочными и предполагают творческую корректировку в зависимости от индиви­дуаль­ных особенностей учащихся. Надо помнить, что их главная цель состоит не в том, чтобы подготовить будущего абитуриента ко всем без исключения форматам письменных испытаний, а в отработке на простейшем уровне базовых навыков написания обществоведческого текста, а также в освоении простейших тактических приемов рацио­нального поведения на экзаменах и олимпиадах. Овладев данным материалом, необходимо переходить к подготовке к конкретным фор­матам вступительных испытаний.

 

Глава 28. ЭССЕ НА ОЛИМПИАДАХ и ЕГЭ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

От всех видов текстов, встречающихся на письменных испы­та­ниях, эссе в первую очередь отличается объемом – на экзаменах и очных турах олимпиад этот объем колеблется от двух до трех, а порой и четырех страниц, на заочных доходит до десятка листов и более. И уже один этот факт делает эссе не только самым сложным, но, как пра­вило, и самым дорогим заданием.

В то же время количественное отличие порождает и особую каче­ственную специфику эссе, о которой и пойдет речь в данном раз­деле.

Прежде всего, больший объем материала предъявляет повы­шен­ные требования к его организации, и для подобных текстов рас­смот­ренные выше правила структурирования оказываются уже недоста­точными. Поэтому первый вопрос, который будет рассмотрен в данной главе, – это вопрос о правилах построения эссе и методах отработки соот­ветствующих навыков.

Больший объем текста, очевидно, предъявляет более серьезные тре­бования и к его содержательному наполнению. Каким образом мо­билизовать имеющиеся знания, а также как их применить для реше­ния поставленной в теме проблемы – это второй вопрос, ответ на который читатель найдет в данной главе.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.