Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование основ социологической науки в трудах О.Конта (1798–1857)



 

Основные произведения О.Конта – «Курс позитивной философии» (1830–42) и «Система позитивной политики» (1851–54).

 

Позитивный метод

О.Конт считается родоначальником социологии. Стремясь создать подлинную науку об обществе, Конт формулирует учение об универ­сальном научном методе, который называет позитивным. Основные тре­бования позитивного метода: во-первых, использовать при иссле­до­вании только те понятия, соответствующие которым явления могут быть непосредственно наблюдаемы на опыте. Во-вторых, абсо­лют­ный запрет использования теологических и телеологических объяс­не­ний (т.е. объяснений, указывающих на целесообразность и разум­ность тех или иных явлений исходя из целей Творца). В-третьих, отказ от попыток установить первичные сущности вещей, созна­тель­ная ориентация на открытие законов, лишь описывающих наблю­дае­мые явления, на замену всего абсолютного относительным.

С его точки зрения, этот метод не до конца осознанно исполь­зо­вали Ньютон и его последователи, что и привело их к величайшим от­крытиям. Так, например, с его помощью были предсказаны и от­крыты неизвестные ранее планеты и спутники планет, в то время как все попытки проникнуть в природу самой силы тяготения порождали лишь пустые спекуляции. Вводя этот метод в область социального познания, Конт противопоставил его метафизическому методу преж­них социально-философских учений, в которых, как мы помним, часто использовались такие не позитивные понятия, как врожденные знания (Платон, Декарт), цель истории (Августин), Мировой Дух (Гегель) и т.д.

 

Структура социологии

По аналогии с физикой, Конт разделил социологию на два раз­дела – социальную статику, изучающую структуру и функцио­ни­ро­вание общества, и социальную динамику, исследующую законы его развития.

Социальная статика исследует условия существования, при­су­щие всем человеческим сообществам. В социальной статике общество рассматривается как бы в состоянии покоя, в состоянии «статического равновесия». Важнейшим понятием, используемым Контом для опи­сания данного состояния, является понятие консенсуса. Одна из крае­угольных тем раздела – семья, которая, согласно Конту, является «жи­вым воплощением социальной статики», некая первичная ячейка, в которой начинается социальная жизнь человека и, соответственно, при­обретаются базовые социальные навыки.

Другая важнейшая тема этой части – разделение труда, рассмат­ри­вающееся Контом не только как экономический, но и как фунда­мен­тальный социальный факт. Самое существенное разделение тру­да – разделение на труд управленческий и исполнительский, которым, по Конту, обусловлено существование классов. Такое разделение бу­дет существовать всегда, а следовательно, всегда будут существовать и классы. Конт указывает и негативные стороны разделения труда: оно разделяет общество на множество изолированных групп, односто­рон­не развивает человека. В отношении политической жизни он был противником разделения властей, но был сторонником отделения духовной власти от светской. Независимость духовной власти являет­ся в этой концепции важнейшей предпосылкой консенсуса в об­ще­стве. Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, роль которых особо пристально исследовалась им в поздней работе «Система позитивной политики».

В концепции Конта социальная динамика полностью отож­деств­ляется с теорией социального прогресса. Прогресс существует только в сообществах людей, благодаря социальному наследованию – «мерт­вые всегда управляют живыми». Центральная идея этой теории – закон «трех стадий», согласно которому человечество в своем интел­лек­туальном развитии прошло три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный. На первой – теологической – стадии че­ловек объясняет явления, признавая наличие в мире существ или сил, сравнимых с самим человеком. Сначала человечество верит в фе­тиши, затем – во многих невидимых богов и, наконец, в единого Бога. Эта стадия завершается примерно в 1300 г. н.э. В метафи­зи­ческую (примерно с 1300 по 1800 гг.) эпоху человек пользуется аб­страктными понятиями, однако основу познания составляет умо­зре­ние, а не наблюдение, наивная вера в способность разума проникнуть в вечную сущность вещей. Это переходная эпоха. В позитивную эпоху (с 1800 г.) человек, признав невозможность достижения абсолютного зна­ния, отказывается от исследования происхождения и назначения Все­ленной, от познания внутренних причин явлений и всецело со­средоточивается на опытном изучении реально действующих законов. Согласно Конту, закон «трех стадий» является универсальным, и эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек.

 

Классификация наук

Закон «трех стадий» в итоге оказывается тесно связанным с об­щей классификацией наук. Основ­ные науки располагаются Контом в той последовательности, в кото­рой каждая вступала в позитивную стадию. Соответственно, чем слож­нее предмет науки, тем позже достигает она этого состояния. Этот ряд: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Таким образом социология имеет наиболее слож­ный предмет, поэтому позитивная стадия насту­пает в ней только в его эпоху. Нетрудно заметить, что в предложенной классификации от­сутствует целый ряд наук, например, психология, которая рассматри­ва­лась как раздел биологии (ибо она, согласно Конту, изучает пове­ден­ческие аспекты, детерминированные индивидуальными, а не со­циальными причинами). Не найдем мы в ней и экономику, которая, отказавшись от методологического индивидуализма, должна стать своеобразным «разделом» социологии.

 

 

23.3. Социальное учение К.Маркса (1818–1883). Мате­риа­лис­тическое понимание истории

 

К.Маркс – немецкий философ и экономист, крупнейший пред­ста­витель социалистической мысли ХIХ в.

Основные опубликованные при жизни социально-философские работы: «Манифест Коммунистической партии» (1848) (совместно с Ф.Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1849), «К кри­тике политической экономии» (1859), «Капитал» (1 т. – 1867). Мно­гие труды Маркса были опубликованы только после его смерти, в частности «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Немец­кая идеология» (1845) (совместно с Энгельсом), II–IV тома «Капи­тала» – работы, которые также часто используются и упоминаются в со­циологической литературе. Первичная публикация архива Маркса про­должается по настоящее время.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.