Под ограничениями, связанными с государственной службой, понимаются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.
Установленные законом ограничения гражданских служащих, обусловлены особенностями государственной службы и имеют своей конечной целью обеспечение ее эффективного функционирования. За несоблюдение ограничений закон предусматривает лишь одно последствие - прекращение государственно-служебных отношений.
В ст. 16 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены правоограничения гражданских служащих, обусловленные особенностями государственной службы и имеющие своей конечной целью обеспечение ее эффективного функционирования.
Так, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности связано с использованием таких сведений;
4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.;
5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9. непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Установленные правоограничения заключаются в основном в ряде запретов и правил для государственных служащих. Их назначение состоит в следующем:
· обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
· установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих своими обязанностями;
· создать условия для независимости служебной деятельности;
· гарантировать соблюдение государственными служащими прав и свобод граждан.
Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственными служащими официальных обязанностей. Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентируются и не подлежат расширительному толкованию.
Поэтому, в связи с прохождением гражданской службы служащему запрещается:
1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
2. замещать должность гражданской службы в случае:
× избрания или назначения на государственную должность;
× избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
× избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3. осуществлять предпринимательскую деятельность;
4. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;
11. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
1. замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
2. разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Статья 8 ФЗ регламентирует требования к служебному поведению гражданского служащего, который также обязан:
1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6. соблюдать ограничения для гражданских служащих;
7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Кроме этого, гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.