Общественный продукт — это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. В нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа потому, что это комбинация имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать возможно большую массу товаров.
Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.
Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).
Следующая макроэкономическая модель появилась в экономической науке только более чем через 100 лет. К. Маркс во 2-м томе «Капитала» (1885) на двухсекторной модели народного хозяйства проанализировал условия простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта. При этом он обращал внимание на необходимое соответствие между стоимостной и натурально-вещественной структурой СОП. Стоимостную структуру продукта К. Маркс представил в виде следующей формулы:
W = c + v + m,
где W – стоимость СОП; c – материальные затраты (стоимость потребленных средств производства); v – доходы труда (стоимость рабочей силы); m – доходы капитала (прибавочная стоимость).
общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг.
Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.
В экономической литературе и хозяйственной практике имеют место два подхода к определению величины общественного продукта. 1) Согласно одному подходу, основанному на марксистской теории, совокупный общественный продукт — результат материального производства, а поэтому услуги не включаются в стоимость данного продукта. Такой подход многие годы использовался в нашей стране. 2) общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой внутренний продукт (ВВП) - является обобщающим экономическим показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.
Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:
1) по доходам: суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ, частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и органов государственного управления в виде налогов на производство и импорт;
2) по расходам: суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственное потребление), на капиталовложения и сальдо внешней торговли;
3) по добавленной стоимости (производственный метод): суммируется стоимость условно чистой продукции всех сфер экономики.
Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.
Если суммировать произведенные в стране товары и услуги во всех отраслях экономики, неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем ВНП. Поэтому вводится показатель чистого национального продукта.
Еще одним важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Национальный доход, согласно американской статистике, определяется как сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, т.е. оценивается по так называемой факторной стоимости за вычетом косвенных, налогов.
Национальный доход может быть исчислен двумя способами или методами (схема 1). Он представляет собой чистый и заработанный доход общества. Именно этим и определяется важность национального дохода как макроэкономического показателя. В хозяйственной практике различают произведенный и использованный НД.
Произведенный НД— это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД — это произведенный НД за вычетом потерь от бедствий, ущерба при хранении и т.д. и внешнеторгового сальдо.
В российской практике НД разбивается на два фонда: фонд потребления — часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, управление государством, образование и т.д.) и фонд накопления— часть НД, обеспечивающая развитие.