Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы демонополизации экономики. Антимонопольное регулирование: регулирование естественных, ресурсных, первоначальных монополий



С исторической точки зрения современный этап монополизации российской экономики можно характеризовать как этап закрепления имущественных прав за старой номенклатурой, превратившейся в новую буржуазию, в результате которого руководители предприятий получили возможность распоряжаться в собственных интересах огромнымкапиталом, ранее принадлежавшим государству. Трансформация ведомственно-бюрократической формы монополии в формально-корпоративную форму.

6. Особенности современного монополизма, характерного для трансформируемой экономики России заключаются в следующем:

• трехуровневая структура монополий: монополия центральных экономических ведомств, монополия министерств, и монополия непосредственного производителя (предприятия). Данная структура трансформировалась так же в трехуровневую: монополии непосредственно предприятий, занимающих доминирующее положение на рынках определенного товара, монополии контролирующего их центра финансово-промышленной группы и ассоциации крупных интегрированных структур;

• узкая предметная специализация, или, так называемая, технологическая монополия;

• наличие абсолютной монополии, то самое, в условиях рынка практически недостижимое, состояние хозяйствующего субъекта, когда одно предприятие в состоянии производит уникальную продукцию, способную насытить весь национальный рынок;

• наличие локальной монополии. Основной причиной ее существования является общая неразвитость инфраструктуры;

7. Причины подавленности конкурентных отношений и устойчивости монополистических образований в РФ.

Промышленная политика. В действиях государства просматривается стремление к скорейшему открытию границ для иностранных товаров. В это же время, с целью сохранения отечественной промышленности и предоставления ей дополнительных возможностей в борьбе с иностранными конкурентами, создаются крупные объединения предприятий с высокой (для России) концентрацией капитала. Подразумевается, что ФПГ смогут устоять в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. Данная идея представляется сомнительной в силу неравенства опыта в конкурентной борьбе между российскими и зарубежными компаниями. Стоит напомнить, что одним из основных условий развития отраслей, способных в будущем добиться конкурентного преимущества на международных рынках, является интенсивная конкуренция на национальном рынке.

Особенности построения государственного бюджета. В сегодняшних условиях правительство зачастую предпочитает «не трогать» естественные монополии, поскольку эти последние обеспечивают надежность валютных поступлений в государственный бюджет. Представители этих компаний неоднократно указывали на тот факт, что правительство использует их для «латания дыр» в бюджете.

Особенности собственности в РФ проявляются в том, что при создании холдинговых компаний в России часто применяется так называемая модель «распределенного холдинга» или «распределенного контроля», где фирма, практически выступающая материнской, владеет акциями через свои дочерние компании. Данная ситуация говорит о большой экономической власти материнской компании, которую она может реализовывать через свои дочерние и внуt чатые компании.

Слабость государственной власти. Смысл российского антимонопольного законодательства заключается не в предупреждении монополистической деятельности, а в контроле над предприятиями, обладающими возможностями для такой деятельности. Североамериканская антимонопольная политика изначально негативно относится к предприятиям, которые только намерены занять до* минирующее положение. Тем не менее, этим последним удается захватить экономическую власть на многих рынках. В России с ее слабой государственной властью практически все попытки контролировать (регулировать) монополистические организации заканчивались провалом.

Антимонопольное регулирование естественных монополий - два возможных варианта действий государства в этом случае:

1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.

2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.