Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.
Отношения частной собственности предполагают обособление собственника, который независимо от других людей осуществляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффективность частной собственности.
Коллективная собственность основана на объединении индивидуальных собственников. Кооперативная собственность — коллективный вид собственности, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член кооператива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пайщика.
Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владении, распоряжении, но исключает индивидуальное. Общественная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных организаций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему самоуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам потребления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.
Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Командно административная экономическая система
Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом.
Черты: 1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 2) Все средства производства принадлежат государству 3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе
Вывод: Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики.
Плюсы: 1) Развитие экономики без экономических кризисов 2) Низкие цены 3) Отсутствие безработных 4) Гарантированные заработки
Минусы: 1) Отсутствие экономических стимулов к труду 2) Постоянный дефицит товаров 3) Низкое качество продукции 4) Расточительное отношение к ресурсам 5) Иждивенчество
Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:
1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.
2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.
3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.
4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.
5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА - тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.
Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.