Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.
Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением.
Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.
По мнению многих специалистов Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.
К этим чертам относят:
Развитую научно-техническую базу.
Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
Свободные экономические зоны в национальной экономике.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) представляет собой регион или часть страны, обладающие выгодным экономико-географическим положением, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно- импортный режим для иностранных и национальных предпринимателей, создающий условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
Существует три основных типа СЭЗ:
1) оффшорные зоны;
2)торгово-складские зоны;
Свободные таможенные зоны.
Оффшорные зоны (ОЗ) стали организовываться в 1970-е гг. и привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Льготный режим в ОЗ определяется низкими ставками налогообложения, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что в целом способствует развитию национальной экономики. Деятельность ОЗ оценивается весьма неоднозначно. Многие специалисты считают, что они зачастую являются местом разного рода банковских махинаций.
В торгово-складских зонах иностранные товары могут храниться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Для этих зон характерны следующие особенности: 1) они создаются для обслуживания мирового рынка; 2) на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны; 3)на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.
Свободные таможенные зоны являются современной разновидностью беспошлинных торговых и складских зон. Этот тип зон относится к простейшим, их называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами, а также свободными таможенными территориями. Они создаются в морских, речных и воздушных портах, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки или погрузки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенного досмотра.
Внешнеэкономические связи национальной экономики.
ВЭС – это совокупность экономических отношений, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие национальных экономик и мирового хозяйства, или, если рассматривать эти отношения более узко, то – отношений между национальными хозяйствующими субъектами и аналогичными субъектами в других странах.
Основными структурными элементами ВЭС являются:
во-первых, внешняя торговля, т.е. обмен товарами и услугами, в основе которого лежит МРТ, специализация и кооперирование производства;
во-вторых, движение капитала, т.е. взаимные потоки предпринимательского и ссудного капитала и возникающие на их основе потоки прибавочной стоимости в виде дивидендов и процентов на предпринимательский и ссудный капитал. Сюда же по причинам чисто статистического свойства включают часто государственные и частные трансферты, хотя по своему экономическому смыслу они движением капитала не являются. Это – государственные субсидии, т.е. безвозмездная и безвозвратная передача финансовых ресурсов, а также частные переводы, чаще всего доходов лиц, работающих за границей;
в-третьих, миграция трудовых ресурсов, т.е. потенциально одного из факторов производства. В статистике эти потоки не имеют стоимостного выражения. Однако, располагая данными о стоимости подготовки рабочей силы, можно дать приблизительную стоимостную оценку этих потоков, а также баланс выгод и потерь, связанных с миграцией рабочей силы;
В-четвертых, обмен технологией, т.е. техническими знаниями и опытом, не материализованными в товарах и услугах. Стоимостная оценка технологических потоков также сильно затруднена, тем не менее, может быть получена путем сопоставления стоимости патентов, лицензий и прочих видов технической документации, а также платежей (роялти) за пользование этой документацией.
в-пятых, поскольку все внешнеэкономические операции, если не считать бартерной торговли, осуществляются в валютной форме, в состав ВЭС включаются также валютные отношения.