Место временного содержания. Центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами. Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (подп. 4 п. 1). 3 страница
Статья 5. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу
1. Положения п. 1 комментируемой статьи содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу. Дублируя данные положения, пункт 37 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах указывает, что заявителю может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, если:
а) в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории РФ;
б) заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
в) заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству РФ;
г) заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона;
д) заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем;
е) заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
ж) заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу РФ с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратился с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 п. 1 ст. 4 комментируемого Закона;
з) заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию РФ;
и) заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) РФ и в соответствии с законодательством РФ имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ;
к) заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории РФ.
Как указано в п. 37 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, предварительное рассмотрение ходатайства заявителя прекращается при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2 комментируемого Закона, если:
а) в отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
б) заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как он был допущен на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
в) заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
г) за заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;
д) заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;
е) заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. В положениях п. 2 комментируемой статьи регламентировано уведомление лица, ходатайствующего о признании беженцем, об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
На случай, когда лицо, ходатайствующее о признании беженцем, находится вне пределов территории РФ (а в этом случае ходатайство подавалось в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 4 данного Закона в дипломатическое представительство или консульское учреждение), предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
На случай, когда лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 комментируемой статьи, пункт 2 данной статьи предусматривает, что дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо территориальный орган ФМС России в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ.
Следует подчеркнуть, что последнее правило охватывает как случаи, когда лицо, ходатайствующее о признании беженцем, находится вне пределов территории РФ, так и случаи, когда лицо, ходатайствующее о признании беженцем, находится на территории РФ. Соответственно, в п. 39 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах закреплено общее правило, согласно которому в случае принятия решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу территориальный орган ФМС России в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет заявителю уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения данного заявителя и членов его семьи на территории РФ.
Порядку обжалования соответствующего решения посвящены нормы п. 2 и 3 ст. 10 комментируемого Закона. Правовое положение заявителя и членов его семьи на территории РФ определено нормами п. 3-5 комментируемой статьи, а также п. 4 ст. 10 данного Закона.
3-5. Положения п. 3-5 комментируемой статьи устанавливают для лиц, находящихся на территории РФ и получивших уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязанность по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), покинуть территорию РФ совместно с членами семьи. Эта обязанность дифференцирована в зависимости от того, на основании какого подпункта п. 1 ст. 4 комментируемого Закона лицо подавало ходатайство:
в отношении лица, подававшего ходатайство в орган пограничного контроля в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 4 данного Закона (т.е. при пересечении Государственной границы РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ), пункт 3 комментируемой статьи предусматривает необходимость покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе;
в отношении лица, подававшего ходатайство в орган пограничного контроля, или территориальный орган МВД России, или территориальный орган ФМС России в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 данного Закона (т.е. при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу РФ), пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что такое лицо, не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со ст. 10 данного Закона, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе;
в отношении лица, подававшего ходатайство в территориальный орган ФМС России в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 4 данного Закона (т.е. по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ), пункт 5 комментируемой статьи предусматривает, что такое лицо, не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со ст. 10 данного Закона, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного лица иных законных оснований для пребывания на территории РФ.
Как установлено в п. 1 ст. 13 комментируемого Закона, лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории РФ в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ.
Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу и использовавшее право на обжалование такого решения в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона, согласно п. 5 указанной статьи обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории РФ.
Статья 6. Права и обязанности лица, получившего свидетельство
1. В комментируемой статье предусмотрены права и установлены обязанности лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, и прибывших с ним членов его семьи. Так, пункт 1 данной статьи перечисляет следующие права указанных лиц:
1) право на получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с комментируемой статьей.
Как предусмотрено в п. 15 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, если заявитель не может самостоятельно заполнить ходатайство на русском языке, то ходатайство заполняется представителем органа пограничного контроля ФСБ России, органа внутренних дел РФ или сотрудником территориального органа ФМС России; заявителям, не владеющим русским языком, предоставляются услуги переводчика; личная подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это представителем органа пограничного контроля ФСБ России, органа внутренних дел РФ или сотрудником территориального органа ФМС России.
Согласно пункту 5 названного Административного регламента информация о государственной функции по исполнению законодательства РФ о беженцах предоставляется территориальными органами ФМС России непосредственно в помещениях для ожидания в виде информационных стендов, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации на Интернет-сайтах ФМС России и территориальных органов ФМС России.
В пункте 6 названного Административного регламента установлено, что основными требованиями к информированию заявителей о порядке признания беженцем являются: достоверность предоставляемой информации; четкость в изложении информации; полнота информирования; наглядность форм предоставляемой информации; удобство и доступность получения информации; оперативность предоставления информации.
В соответствии с п. 7 названного Административного регламента на стендах территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, а также на Интернет-сайтах ФМС России и территориальных органов ФМС России размещается следующая информация: о порядке исполнения настоящей государственной функции; о правах и обязанностях лица, ходатайствующего о признании беженцем, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу либо признанного беженцем; о режиме работы соответствующего территориального органа ФМС России; адреса официальных Интернет-сайтов ФМС России и территориальных органов ФМС России; номера телефонов и адреса электронной почты справочных служб ФМС России и территориальных органов ФМС России. Размещаются образцы следующих форм документов: ходатайства о признании беженцем на территории РФ; анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ; опросного листа лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ;
2) право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания.
Порядок получения такого содействия определяет Правительство РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 18 июня 2012 г. N 595, которым утверждены Правила оказания содействия иностранному гражданину (лицу без гражданства), получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанному беженцем или получившему временное убежище на территории Российской Федерации, в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории Российской Федерации*(27).
Ранее действовало Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 485 "О Порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания"*(28). В соответствии с названным документом издан Приказ ФМС России от 30 июня 2008 г. N 174 "Об организации оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания"*(29), который пока сохраняет свою силу;
3) право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи.
При этом предусмотрено, что порядок и размеры выплаты такого пособия определяются Правительством РФ, а также установлено, что размеры пособия не могут быть ниже 100 рублей. До внесения Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о нижнем пределе, соответствующем минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом. Внесенное изменение согласуется с нормой ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"*(30), устанавливающей, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
На основании рассматриваемой нормы Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 484 "О размере единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 999)*(31) установлено, что единовременное денежное пособие выплачивается в размере: а) 100 рублей - лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18-летнего возраста; б) 150 рублей - малообеспеченному лицу (одинокому нетрудоспособному пенсионеру и инвалиду, одинокому родителю с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетной семье с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) из числа лиц, получивших свидетельство, и каждому прибывшему с ним члену семьи, не достигшему 18-летнего возраста.
Этим же Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 484 утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу. Кроме того указанным Постановлением ФМС поручено давать разъяснения по вопросам, связанным с применением названного Порядка;
4) право на получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), в центр временного размещения.
Как предусмотрено в п. 2 Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 999), прием в учреждение размещенных лиц осуществляется по направлению, выдаваемому территориальным органом ФМС России в порядке, установленном ФМС России; решение о выдаче направления в учреждение принимается на основании ходатайства о признании беженцем иностранного гражданина или лица без гражданства, поданного им в пункте пропуска через государственную границу РФ. Согласно пункту 44 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах по письменному заявлению лица, получившего свидетельство, территориальный орган ФМС России выдает данному лицу и членам его семьи направление в центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, для пребывания на период рассмотрения ходатайства по существу;
5) право на сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. территориального органа ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам (т.е. территориального органа МВД России, см. коммент. к ст. 17 Закона) в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа МВД России в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.
До настоящего времени действует Временная инструкция о сопровождении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории Российской Федерации, в местах временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов, утв. Приказом МВД России и ФМС России от 14 июля 1995 г. N 272/116*(32). Названная Временная инструкция утверждена во исполнение Постановления Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции", признанного утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231 (см. коммент. к преамбуле Закона);
6) право на получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения.
Порядок получения питания и пользования коммунальными услугами определяет Правительство РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 448 "О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами"*(33), в п. 1 которого (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 999*(34)) установлено, что центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами (именуется в документе как "центр"), обеспечивает питанием и коммунальными услугами лиц, имеющих свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и лиц, признанных беженцами, а также членов их семей (именуются в документе как "размещенные лица") в период их проживания в этом центре; размещенные лица обеспечиваются трехразовым питанием по талонам на платной и бесплатной основе; бесплатное питание получают размещенные лица, не имеющие заработка (дохода); нормы расходов на бесплатное питание устанавливаются ФМС России по согласованию с Минфином России; размещенные лица пользуются бесплатно коммунальными услугами, предоставляемыми центром;
7) право на медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с комментируемым Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (т.е. указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти).
В прежней редакции рассматриваемой нормы указывалось также на законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, но это указание исключено Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, принятым в рамках осуществления заключительного этапа фундаментальной реформы федеративных отношений и местного самоуправления.
Как предусмотрено в ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"*(35), право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ; лица без гражданства, постоянно проживающие в России, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546 утверждены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации*(36);
8) право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с комментируемым Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (т.е. указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти).
Аналогично сказанному выше следует отметить, что в прежней редакции рассматриваемой нормы указывалось также на законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, но это указание исключено Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, принятым в рамках осуществления заключительного этапа фундаментальной реформы федеративных отношений и местного самоуправления.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т.ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ изложен полностью в новой редакции)*(37), что и указано в его преамбуле. В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ*(38)) законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ;
9) право на подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем. Соответственно, в случае подачи такого заявления рассмотрение ходатайства прекращается. О случаях, в которых рассмотрение ходатайства прекращается в независимости от подачи такого заявления, см. коммент. к ст. 5 Закона.
2. Положения п. 2 комментируемой статьи закрепляют следующие обязанности лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, и прибывших с ним членов его семьи:
1) соблюдать Конституцию РФ, комментируемый Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Данная обязанность следует непосредственно из норм ст. 15 Конституции РФ, согласно которым: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1); органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2). Равным образом на всех субъектов правоотношений распространяется обязанность соблюдать и иные нормативные правовые акты, нежели законы;
2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения.
В соответствии с п. 11 Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 999), размещенные лица должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка учреждения и принять на себя обязательства по их соблюдению; правила внутреннего распорядка учреждения и форма обязательства по их соблюдению утверждаются директором учреждения на основании типовых правил внутреннего распорядка учреждения, утверждаемых ФМС России; в случае нарушения размещенными лицами правил внутреннего распорядка учреждения к ним применяются меры предупреждения вплоть до досрочного прекращения срока их временного пребывания в этом учреждении; решение о досрочном прекращении срока временного пребывания в учреждении принимается соответствующим территориальным органом ФМС России.
3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата. Положение п. 42 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах воспроизводит данную обязанность без какой-либо детализации;
На случай, если лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, и прибывшие с ним члены его семьи отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, рассматриваемая норма устанавливает, что правовое положение данных лиц и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (т.е. указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти);
4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.
Сообщение лицом заведомо ложных сведений, либо предъявление фальшивых документов, послуживших основанием для признания беженцем, либо иное нарушение положений комментируемого Закона в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 9 данного Закона является основанием для вынесения решения ФМС России либо ее территориальным органом решения о лишении лица статуса беженца.
Статья 7. Рассмотрение ходатайства по существу
1. Комментируемая статья регламентирует рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу. В пункте 1 данной статьи названы органы, осуществляющие рассмотрение ходатайства по существу, а также определены сроки такого рассмотрения.
В отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, рассмотрение ходатайства согласно подп. 1 п. 1 комментируемой статьи осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), в течение двух месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу. Как указано в п. 45 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, основанием для рассмотрения ФМС России ходатайства по существу заявителя, находящегося вне пределов территории РФ, являются поступившие в ФМС России решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства.
В отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, рассмотрение ходатайства в соответствии с подп. 2 п. 1 комментируемой статьи осуществляет территориальный орган ФМС России в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу.
В пункте 1 комментируемой статьи также предусмотрена возможность продления срока рассмотрения ходатайства по существу: срок может быть продлен ФМС России либо его территориальным органом с согласия ФМС России, но не более чем на три месяца.
2. Пункт 2 комментируемой статьи, определяя порядок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу, отсылает к ст. 3 комментируемого Закона. При этом подразумевается необходимость обращения, прежде всего, к норме п. 3 указанно статьи, согласно которой решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ и оснований для их нахождения на территории РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве; в целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.