Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации



 

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

1. Все выше приведенные нормы комментируемого закона регламентировали основания и порядок приобретения, прекращения и изменения российского гражданства, но все эти нормы так бы и остались пустыми словами, если бы отсутствовал механизм их реализации. Глава VI комментируемого закона как раз направлена на реализацию его норм, она предусматривает, какие именно государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы их полномочия, также закрепляется порядок производства и обжалования решений по этим делам.

Комментируемый Закон в ч. 2 ст. 7 прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы "гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами", установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а также "при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан РФ".

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг государственных органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства РФ.

В системе органов, ведающих делами о гражданстве, центральное место отведено Президенту РФ. Пункт "а" ст. 89 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право решать вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

В соответствии с комментируемым Законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ, отменяет решения по вопросам гражданства РФ и прочее.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Все прочие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

3. Указом Президента от 22 мая 2004 г. N 662 было ликвидировано Управление по вопросам гражданства. Теперь в соответствии с новыми правилами прежние функции Управления были переложены на администрацию Президента*(19), а также на Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.

Основными функциями Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан в отношении вопросов гражданства среди прочих функций названы:

- обеспечение реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по решению вопросов гражданства РФ;

- подготовка, согласование и представление в установленном порядке Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов по вопросам гражданства;

- организационное и правовое обеспечение деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ;

- подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по вопросам гражданства, предоставления политического убежища и помилования*(20).

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1318 утверждено Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Согласно Положению Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере (в частности, Комиссия была активным участником разработки проекта закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, который был внесен Президентом в Государственную Думу).

Комиссия также может запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также от учреждений, организаций и должностных лиц; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти; приглашать на свои заседания должностных лиц для выяснения обстоятельств, касающихся реализации законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища; направлять полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, рекомендации и разъяснения, касающиеся порядка принятия законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища; привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе, на договорной основе; взаимодействовать в установленном в порядке с аппаратами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратурой РФ, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; взаимодействовать в установленном порядке с органами иностранных государств, зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами гражданства; проводить совещания, конференции и иные мероприятия по вопросам гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Комментируемый Закон не называет в системе органов, ведающих вопросами гражданства, ни Администрацию Президента, ни Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, ни Комиссию по вопросам гражданства при Президенте, отводя им второстепенную роль, поскольку самостоятельных решений они не принимают и создаются лишь для обеспечения полномочий Президента РФ.

4. В числе органов исполнительной власти, решающих вопросы гражданства, можно назвать Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В число полномочий этих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях и др.

Решение по вопросам гражданства РФ (прием в гражданство, прекращение и изменение гражданства) исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению. Решения принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства РФ либо отказа в выходе из гражданства РФ.

5. Часть 2 ст. 28 комментируемого закона устанавливает, что полномочия государственных органов по вопросам гражданства определяются данным Законом. Вместе с тем, кроме положений гл. VI комментируемого закона, механизм реализации этих полномочий определен рядом подзаконных актов, принимаемых Президентом РФ (например, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325), Правительством РФ (например, постановление Правительства РФ от 8 октября 2007 г. N 655 "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства"), ФМС РФ (Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный приказом от 19 марта 2008 г. N 64, Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС РФ от 29 февраля 2008 г. N 41) и МИД РФ (приказ МИД РФ от 16 июня 2008 г. N 7491 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства").

 

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Конституция РФ в ст. 89, регулирующей полномочия Президента РФ, не случайно первым пунктом называет полномочие Президента в сфере решения вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Это, прежде всего, характеризует государство как берущее на себя обязательство по защите и охране прав и интересов гражданина РФ вне зависимости от его места нахождения.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства РФ и предварительного рассмотрения заявлений Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1318 утверждено Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее - Комиссия).

Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства РФ, а также предоставления политического убежища. Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии. Председатель Комиссия и ее состав утверждаются Президентом РФ.

Основными задачами Комиссии являются:

- информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации полномочий, по решению вопросов гражданства РФ, и предоставления политического убежища;

- подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

Основными функциями Комиссии являются:

- предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, восстановлении или прекращении гражданства РФ, предоставлении политического убежища в РФ, а также подготовка по ним предложений Президенту РФ;

- анализ и обобщение практики применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища;

- взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;

- подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту РФ.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. Решение Комиссии оформляется протоколом, который должен быть подписан всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании. В исключительных случаях по поручению председателя Комиссии, также, допускается принятие решения путем персонального опроса членов Комиссии. Решение оформляется протоколом в установленном порядке.

Комиссия в целях решения своих задач имеет ряд полномочий, в частности, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также от учреждений, организаций и должностных лиц, а также право направлять полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, рекомендации и разъяснения, касающиеся порядка применения законодательства РФ о гражданстве и предоставлении политического убежища.

2. В соответствии с п. "а", "б" и "в" ч. 1 комментируемой статьи Президент РФ принимает решения по вопросам гражданства в общем порядке, такие как, прием в гражданство, предусмотренные ст. 13 комментируемого закона, восстановление в гражданстве (ст. 15), и выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26). Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке в соответствии с п. "е" ст. 30 и п. "е" ст. 31 комментируемого закона принимаются соответственно: ФМС и ее территориальными органами; и МИД РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами России.

Для того чтобы Президент принял верное решение по вопросам гражданства РФ заявлению заинтересованного лица необходимо пройти несколько инстанций. Заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя:

- лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

- лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами РФ.

Порядок прохождения документов по вопросам гражданства определен Административным регламентом исполнения ФМС функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденном приказом федерального органа власти от 19 марта 2008 г. N 64. В соответствии с п. 14.1. нормативного документа территориальные органы службы принимают заявления о приеме в гражданство РФ в общем порядке (восстановлении в гражданстве РФ) и принимают заявления о выходе из гражданства РФ с последующим уведомлением (извещением) заявителя о принятом Президентом РФ решении. Кроме того, органы также исполняют процедуру приема в гражданство РФ или выхода из гражданства РФ в упрощенном порядке с последующим исполнением решения и уведомлением заявителя о принятом решении.

Административный регламент предполагает (п. 14.2.), что процедура согласования заявлений об изменении гражданства, поданных в дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, с последующим направлением соответствующей информации в российские заграничные учреждения, осуществляется только ФМС России.

Далее территориальные органы ФМС проверяют ряд обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ и на основании представленных заявителем документов и по результатам консультации принимают либо решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, либо решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю. До принятия решения в обязательном порядке запрашивается заключение территориального органа ФСБ России, а также производятся соответствующие проверки.

В случае если заявитель проживает на территории субъекта РФ менее пяти лет непосредственно перед обращением, запросы направляются также в территориальный орган по предыдущему месту жительства (месту проживания) заявителя.

Вся полученная информация направляется в Государственную информационную систему миграционного учета ФМС России.

После изучения всех обстоятельств, с которыми законодательство связывает прием в гражданство РФ в общем порядке или восстановление в гражданстве РФ и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет заключение установленного образца. При надлежащем оформлении всех документов оформляется, подписывается и утверждается заместителем директора ФМС России соответствующее заключение и один экземпляр направляется на согласование в ФСБ России для дальнейшего рассмотрения и направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

При издании Указа Президента РФ по вопросам гражданства территориальный орган ФМС извещает заявителя о принятом решении по установленной форме и также направляет, в случае необходимости, уведомление полномочному органу иностранного государства и в военный комиссариат по месту жительства заявителя, если он подлежит постановке на воинский учет.

3. Заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим за пределами РФ, а также представленные им документы после их проверки вместе с заключением дипломатического представительства или консульского учреждения РФ и иными имеющими отношение к делу материалами направляются в Министерство иностранных дел РФ.

Приказом МИД РФ от 16 июня 2008 г. N 7491 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства" предусмотрена форма такого заключения дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, направляемого в МИД РФ.

Срок рассмотрения заявлений в ФМС России, ее территориальных органах, МИД РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, ФСБ РФ и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из органов.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным в общем порядке, со дня подписания и издания указа Президента РФ.

4. Пункт "г" ч. 1 комментируемой статьи наделяет Президента РФ правом отмены решений по вопросам гражданства РФ. В п. 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ указано, что Президентом издается указ об отмене решения по вопросам гражданства. Также Президент РФ вправе отменить решение, принятое другим полномочным органом.

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, представленных лицом ходатайствовавшем о данном решении, на основании ст. 22 комментируемого закона.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства РФ, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. В случае отмены решения по вопросам гражданства РФ, полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на ее территории, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. При отмене решения о выходе из гражданства РФ у лица изымается справка о выходе из гражданства РФ и выдается паспорт гражданина РФ.

5. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 было принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. В связи с его изданием признаны утратившими силу:

1) Указ Президента РФ от 10 апреля 1992 г. N 386 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, N 17, ст. 952);

2) Указ Президента РФ от 27 декабря 1993 г. N 2299 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994., N 4, ст. 302);

3) Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 1994., N 27, ст. 2854);

4) Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 865 "О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2000., N 21, ст. 2167).

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" также было принято соответствующее Положение о Комиссии.

И соответственно утратили силу следующие указы Президента:

1) Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. N 962 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" (Собрание законодательства РФ, 1998., N 33, ст. 3966);

2) Указ Президента РФ от 16 марта 1999 г. N 352 "Об изменении состава Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 1999., N 12, ст. 1469).

6. Часть 3 ст. 29 возлагает на Президента обязанность обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве. Подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по вопросам гражданства, является одной из функций Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан*(21).

Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан также проводит проверку исполнения федеральных законов, указов и других решений Президента РФ по вопросам гражданства.

Задачами Управления в соответствии с Положение также являются:

- анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и загранучреждений, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по исполнению ими законодательства РФ по вопросам гражданства;

- обобщение практики применения законодательства РФ по вопросам гражданства.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и загранучреждений, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, от учреждений, организаций и должностных лиц.

Указом Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ" (п. 2) в целях координации действий по исполнению комментируемого закона МВД РФ, МИД РФ и ФСБ РФ до 1 декабря 2002 г. предусмотрено разработать совместную инструкцию об их взаимодействии при рассмотрении вопросов гражданства РФ. Подобная инструкция была утверждена приказом МВД РФ от 19 февраля 2004 г. N 104. В настоящее время этот приказ утратил силу, а полномочия в сфере реализации законодательства о гражданстве осуществляет ФМС на основании приказа от 19 марта 2008 г. N 64. 19 июля 2004 г. Президент РФ своим Указом N 928 утвердил Положение о Федеральной миграционной службе, в соответствии с п. 1. которого федеральный орган исполнительной власти, подведомственный МВД РФ, уполномочен реализовывать государственную политику в сфере миграции и осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В рамках предоставленных полномочий, как было указано выше, ФМС приказом от 19 марта 2008 г. N 64 утвердила Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ. Регламент определяет, в том числе и процедуру рассмотрения заявлений, и порядок оформления материалов по вопросам гражданства РФ. Также в нем говорится о механизме прохождения заявления лица по вопросам гражданства.

7. По вопросам гражданства, рассматриваемым Президентом РФ, издаются соответствующие указы, в соответствии с ч. 4 ст. 29 комментируемого закона. Часть 1 ст. 90 Конституции РФ наделяет Президента правом издавать указы или распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Указы Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это значит, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов. Однако в результате действия принципа разделения властей указы Президента не могут быть отменены законом. Их несоответствие Конституции РФ и федеральным законам может быть установлено лишь Конституционным Судом РФ, в результате чего они утрачивают силу (иногда, руководствуясь решением Суда, их отменяет сам Президент).

Согласно распоряжению Президента РФ от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, "при подготовке проектов актов Президента Российской Федерации исходить из того, что решения Президента Российской Федерации нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании оформляются указами Президента Российской Федерации".

8. Часть 5 ст. 29 дополняет компетенцию Президента возможностью рассмотрения вопроса о приеме в гражданство или восстановлении в гражданстве лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, чьи заявления должны быть по общему правилу отклонены в связи со следующими обстоятельствами:

- указанные лица в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве, выдворялись за пределы РФ;

- указанные лица использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

- преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за преступления;

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Эти обстоятельства указаны в п. "б"-"ж" ст. 16 комментируемого закона в качестве оснований отклонения заявления о приеме в гражданство или восстановлении в гражданстве РФ. Тем не менее, заявления таких лиц могут быть рассмотрены Президентом. Как и все остальные заявления об изменении гражданства, они проходят через Комиссию по вопросам гражданства.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ в ч. 5 ст. 29 комментируемого закона было отменено правило об исключительных случаях принятия или восстановления в гражданство РФ при решениях Президента по вопросам гражданства.

 

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов

1. Статья 30 комментируемого закона устанавливает перечень полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Федеральный орган исполнительной власти - самостоятельная структурная часть системы органов исполнительной власти в стране, как целостной системы (ст. 78 Конституции РФ), так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации призваны обеспечивать государственное управление в соответствующих сферах жизни общества: в сфере экономики, социальной и культурной деятельности, в обеспечении общественного порядка и государственной безопасности, укреплении обороноспособности страны.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в рамках своих полномочий решение соответствующих общегосударственных вопросов, отнесенных к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ, организуя исполнение законов и иных правовых актов. В этих целях они могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным реализовывать государственную политику в сфере миграции и осуществлять правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба, подведомственная МВД РФ (Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы").

Нормативный акт установил, что основными задачами ФМС России при осуществлении функций по контролю и надзору в сфере миграции являются:

- реализация общей стратегии государственной политики;

- совершенствование нормативно-правового регулирования;

- производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;

- осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства и контроля за соблюдением правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;

- оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в РФ, а также контроль за соблюдением ими установленных правил проживания и временного пребывания;

- осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

- разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

- исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- контроль и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечение иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за пределами России;

- управление территориальными органами службы, ее загранаппаратом, а также и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

ФМС России в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения; привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам научные и иные организации, ученых и специалистов; образовывать самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные органы (советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности.

3. В соответствии с п. "а" ст. 30 комментируемого закона ФМС России и ее территориальные органы определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ.

В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона "документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица".

Пункт 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ устанавливает перечень документов, удостоверяющих российское гражданство (паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка, военный билет, свидетельство о рождении с вкладышами, свидетельствующими о наличии гражданства РФ).

4. Пункт "б" ст. 30 комментируемого закона наделяет ФМС России и ее территориальные органы полномочиями по приему от лиц, проживающих на территории РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ. Заявление по вопросам гражданства и необходимые документы подаются по месту жительства заявителя в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Порядок прохождения документов по вопросам гражданства определен Административным регламентом исполнения ФМС функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденном приказом ФМС от 19 марта 2008 г. N 64.

Законодательством о гражданстве предусмотрена личная подача заявлений, составленных по формам, установленным Приложениями N 1-7 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

При этом при подаче заявления заявитель должен предъявить должностному лицу документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Если же эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя, предъявления других документов, подтверждающих место жительства, не требуется.

При изменении заявителем своей фамилии, имени или отчества необходимо представить копию свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.

При приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном ст. 33 комментируемого закона, должно быть заверено подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа.

Принятое заявление и прилагаемые к нему документы подлежат соответствующему учету в территориальном подразделении ФМС, осуществившем прием такого заявления.

О принятии заявления к рассмотрению заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплате государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление.

5. Пункт "в" ст. 30 определяет общий порядок работы территориальных органов по поступившим заявлениям: они проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах. Проверка наличия гражданства РФ предусмотрена п. 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и п. 15.1-15.2. Административного регламента исполнения ФМС функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ.

Проверка законности выдачи лицу документов, удостоверяющих гражданство РФ (утеря, кража, порча и тому подобное), или обоснованности выдачи такого документа и (или) наличия обстоятельств, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства РФ, проводится при отсутствии у лица документа или при возникновении сомнений в его подлинности.

В процессе проверки учитываются все сведения, сообщенные проверяемым лицом или запрашивающим органом.

При необходимости, территориальный орган ФМС направляет запросы в органы и организации, располагающие необходимой информацией о проверяемом лице (например, в ФМС России, в Управление Президента РФ по вопросам гражданства, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральную службу безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем составе войска и воинские формирования, органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, военные комиссариаты по прежним местам жительства).

В данном запросе указываются:

1) сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);

2) сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);

3) основания направления запроса и его содержание.

К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Наличие или отсутствие гражданства определяется в соответствии с полученными сведениями о:

- постоянном проживании на территории РФ до 6 февраля 1992 г. и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного факта;

- прибытии на территорию РФ на жительство после 6 февраля 1992 г.;

- приобретении гражданства РФ;

- месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории РФ до 6 февраля 1992 г., а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) и месте убытия;

- прохождении военнослужащими (офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы Вооруженных Сил РФ, министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащими, проходящими обучение в военных учебных заведениях) военной службы в воинских частях, находящихся под юрисдикцией РФ на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств на 6 февраля 1992 г., а также прибывшими для прохождения военной службы на территорию РФ после 6 февраля 1992 г.; для курсантов военных учебных заведений, о зачислении в 1991 г.; для членов семей военнослужащих, выехавших с территории РФ до 6 февраля 1992 г. и возвратившихся в Российскую Федерацию после указанной даты, о регистрации на жилую площадь других лиц или воинских частей до получения жилой площади в установленном порядке;

- наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве РФ либо решении о выходе из гражданства РФ;

- месте прописки по месту жительства на территории РСФСР до 6 февраля 1992 г. в отношении лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы (если проверяемое лицо осуждено до указанной даты);

- месте прописки по месту жительства на территории РСФСР на 6 февраля 1992 г, в отношении лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы за пределами РФ (если проверяемое лицо осуждено после указанной даты).

Также, при изменении фамилии, имени, отчества или других установочных данных проверяемого лица, проверка осуществляется как по имеющимся, так и по прежним установочным данным.

Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства РФ, возможно на основании следующих документов, предоставленных заявителем:

1) документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства;

2) документа, подтверждающего выезд из РФ до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и / или возвращение на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. по окончании трудовых, служебных отношений, обучения, лечения и частной поездки;

3) справки медицинского учреждения о прохождении лечения;

4) выписки из личного дела военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;

5) данных учетов военного комиссариата;

6) выписки из домовой книги;

7) копии поквартирной карточки;

8) справки жилищной организации;

9) справки образовательного учреждения;

10) трудовой книжки и/или справки с места работы;

11) справки об освобождении из мест лишения свободы;

12) иных документов.

О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

При подтверждении наличия гражданства заявителю выдается паспорт гражданина РФ в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утвержден приказом ФМС РФ от 7 декабря 2009 г. N 339). Если же в ходе проверки будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии гражданства РФ у проверяемого лица, заявителю в порядке, установленном п. 59 Положения, будет выдана справка, подтверждающую отсутствие у него гражданства РФ, оформленная в произвольной форме.

6. При проверке наличия гражданства РФ у ребенка, необходимые сведения устанавливаются в отношении его родителей.

Проверка наличия гражданства у ребенка, родившегося, усыновленного (удочеренного) до вступления в силу Закона "О гражданстве Российской Федерации" (1 июля 2002 г), проводится на основании документов (например, заявления родителей (усыновителей), единственного родителя или усыновителя), составленного в произвольной форме с представлением документов, подтверждающих наличие гражданства РФ у ребенка. В случае, наличия записи о принадлежности к гражданству РФ ребенка, которая не подтверждается проведенной проверкой, она аннулируется. При приобретении гражданства РФ родителями по достижении ребенком возраста от 14 до 18 лет, гражданство у ребенка не может быть удостоверено без его письменного согласия. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.

После вынесения положительного заключения о наличии гражданства РФ у ребенка осуществляется оформление следующих документов:

- оформление паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ;

- проставление отметки в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка, и/или внесение сведений о ребенке в паспорта гражданина РФ его родителей (единственного родителя).

В случаях, когда оба родителя или единственный родитель были приняты в гражданство РФ без указания в заявлении сведений о приеме в гражданство детей (ребенка), в заключении о наличии гражданства РФ в отношении такого проверяемого лица указывается ч. 1 ст. 26 комментируемого закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 комментируемого закона Президент РФ принимает решения по вопросам гражданства в общем порядке, такие, как прием в гражданство в общем порядке, предусмотренные ст. 13 комментируемого закона, восстановление в гражданстве (ст. 15), выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26), а также имеет право в порядке ст. 23 отменить решение по вопросам гражданства. Пункт "г" ст. 30 регламентирует порядок передачи ФМС и ее территориальными органами заявлений по вопросам гражданства Президенту РФ, относящихся к его выше оговоренной компетенции.

ФМС и ее территориальные органы в том же порядке, осуществляют проверку материалов по вопросам гражданства, находящихся в компетенции Президента.

7. Пункт "д" ст. 30 комментируемого закона наделяет ФМС и ее территориальные органы полномочиями по исполнению принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих на территории РФ.

Пункт 16.10 Административного регламента определяет, что при издании Указа Президента РФ о приеме в гражданство РФ должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в порядке, установленном п. 39 Положения, и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет.

Сообщение о приеме в гражданство или восстановлении в гражданстве является основанием для оформления паспорта гражданина РФ или проставления отметки в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка.

При вручении справки о выходе из гражданства, оформленной на основании принятого решения, паспорт гражданина РФ и/или вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства РФ изымаются, а отметка в виде штампа на бланке свидетельства о рождении ребенка аннулируется, и производится оформление соответствующего вида на жительство. Изъятые паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающие наличие у ребенка гражданства РФ, подлежат уничтожению. В случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления заявитель обязан уведомить в течение 14 дней о данном факте подразделение, принявшее заявление к рассмотрению.

В случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления, сообщение о принятом решении направляется по сообщенному заявителем новому адресу.

8. В соответствии с п. "е" ст. 30 комментируемого закона к полномочиям ФМС и ее территориальных органов относятся рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принятие решений по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, с ч. 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 комментируемого закона.

В соответствии с п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются ФМС и ее территориальными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ РФ. Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке принимаются полномочными органами без согласования с ФСБ и ее территориальными органами и без проведения проверок органами внутренних дел.

9. На основании п. "ж" ст. 30 ФМС и ее территориальные органы ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства.

Параллельно п. "ж" ст. 30 п. 29 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ относит к компетенции ФМС установление формы статистического учета и ведение базы данных об обратившихся с заявлением на территории РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства, а также ведение общего учета лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ.

10. Пункт "з" ст. 30 наделяет ФМС и ее территориальные органы полномочиями по оформлению гражданства РФ в соответствии с ч. 2 ст. 12 (гражданство ребенка, родители которого неизвестны) и ч. 2, 4 ст. 26 (гражданство детей при усыновлении) комментируемого закона.

Оформление наличия гражданства РФ по рождению и при усыновлении регламентируется п. 46-50 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

11. В соответствии с п. "и" ст. 30 комментируемого закона ФМС и ее территориальные органы осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ на основании ст. 23 комментируемого закона.

При выявлении оснований по вопросам гражданства, относящихся к компетенции Президента РФ (п. 20.4-20.7 Административного регламента):

- территориальный орган готовит необходимые материалы для их согласования в ФМС России и последующего представления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

- после издания Указа Президента РФ об отмене решения об изменении гражданства либо вынесении соответствующего заключения организует в месячный срок информирование лица, в отношении которого отменено ранее принятое решение, приобщает к делу об изменении гражданства материалы и подготавливает их для архивного хранения в установленном порядке, принимает меры к изъятию документов, выданных в соответствии с ранее принятым и оформлению документов, соответствующих его правовому статусу на территории Российской Федерации;

- территориальный орган в установленном порядке информирует ФМС России об исполнении Указа Президента РФ об отмене решения об изменении гражданства (об изъятии документов, выданных ранее в соответствии с Указом Президента РФ об изменении гражданства);

- при отмене решения о приобретении гражданства выдает соответствующий вид на жительство, а паспорт гражданина РФ изымается;

- при отмене решения о выходе из гражданства РФ изымает справку о выходе из гражданства и выдает паспорт гражданина РФ;

- ФМС России направляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации сведения об исполнении Указа Президента Российской Федерации об отмене решения об изменении гражданства.

Если основания для отмены решения относятся к компетенции территориальных органов ФМС, то они (п. 20-20.5 Административного регламента):

- проводят соответствующие проверочные мероприятия с целью выявления данных о фактах использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства РФ;

- в случае подтверждения данной информации обращаются с исковым заявлением в суд (см. комментарий к ст. 23);

- при удовлетворении судом исковых требований обобщают материалы по делу и выносят соответствующее заключение, составленное в трех экземплярах и утвержденное в установленном порядке. Судебное решение и заключение приобщаются к материалам дела об изменении гражданства;

- направляют копии решений суда и заключение в ФМС России, которая соответственно информирует о результатах отмены решения по вопросам гражданства Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

- в месячный срок со дня вынесения заключения информируют лицо, в отношении которого отменено ранее принятое решение, приобщают к делу об изменении гражданства материалы и подготавливает их для архивного хранения в установленном порядке, изымают документы, выданные в соответствии с ранее принятым решением и оформляют новые.

Приведенные выше нормы Административного регламента соответствуют п. 54 Положения, который устанавливает, что в заключении указываются:

- основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство РФ или выходе из гражданства РФ;

- решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства, с изложением установленных судом обстоятельств;

- статья комментируемого закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства.

Заключение должно быть утверждено (подписано) руководителем полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства РФ, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства РФ и решения суда направляются полномочным органом соответственно в ФМС или МИД РФ для последующего информирования Комиссии по вопросам гражданства и иных заинтересованных органов. Сведения об отмене решения по вопросам гражданства вносятся в соответствующие электронные базы данных. В случае отмены решения по вопросам гражданства полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства у лица изымается справка о выходе из гражданства РФ и выдается паспорт гражданина РФ.

 

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, подаются, в соответствии с п. 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, ведающими вопросами гражданства, находящимися за пределами РФ являются:

- дипломатические представительства;

- консульские учреждения РФ.

В соответствии с п. 1 Положения о МИД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, Министерство иностранных дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальные органы - представительства МИДа России на территории РФ.

Пункт 3 Положения устанавливает, что в систему МИД РФ входят:

- "центральный аппарат;

- загранучреждения;

- территориальные органы;

- организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 Положения о консульском учреждении РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330, в систему МИДа входит также консульское учреждение.

2. Определение наличия гражданства РФ, в соответствии с п. "а" ст. 31 комментируемого закона, возложено на дипломатические представительства и консульские учреждения.

Порядок определения наличия гражданства регулируется п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, он идентичен порядку определения наличия гражданства РФ ФМС и его территориальными органами, указанному в ст. 30 комментируемого закона.

3. Пункт 32 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ возлагает принятие заявлений по вопросам гражданства РФ, от лиц, проживающих за пределами РФ, в соответствии с п. "б" ст. 31, на компетенцию дипломатических представительств и консульских учреждений. Кроме того, они проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным комментируемым Законом и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Формы заявлений по вопросам гражданства, принимаемым дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, установлены Приложениями N 2, 3, 5, 6 и 7 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

4. Пункт "в" ст. 31 относит к полномочиям системы органов, ведающих вопросами иностранных дел, проверку фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов. При приеме заявлений проверяется правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа (п. 34 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). При необходимости дипломатические представительства и консульские учреждения запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах. Эта процедура аналогична проверке, проводимой ФМС и ее территориальными органами в порядке ст. 30 комментируемого закона. Порядок действий регламентирован приказом МИД РФ от 16 июня 2008 г. N 7491 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства". Так, должностное лицо загранучреждения, которому поручено исполнение государственной функции по вопросам гражданства, проверяет соответствие поданных заявлений об изменении гражданства, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве и Порядком рассмотрения вопросов гражданства.

Заявление регистрируется в загранучреждении. Заявителю выдается справка установленной формы (приложение N 14 к Регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату установленного сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона о гражданстве, на основании которой подано заявление.

На заявление об изменении гражданства в общем порядке загранучреждение составляет заключение по установленной форме (приложение N 9 к Регламенту). Заявление и представленные заявителем документы вместе с заключением загранучреждения направляются очередной дипломатической почтой в Консульский департамент МИД России. МИД России направляет указанные материалы вместе со своим заключением (приложение N 10 к Регламенту) в Управление регистрации и архивных фондов Федеральной службы безопасности РФ для последующего их представления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Заявление об изменении гражданства в упрощенном порядке в отношении лица, достигшего возраста 14 лет (второй экземпляр вместе с двумя заверенными копиями заявления), загранучреждение направляет очередной дипломатической почтой в Консульский департамент МИД России. МИД России направляет копии заявления в Федеральную миграционную службу и Управление регистрации и архивных фондов Федеральной службы безопасности РФ для проведения необходимых проверок и согласования решения. Проверки и согласование в указанных ведомствах осуществляются в течение 30 календарных дней со дня поступления к ним копий заявления.

5. В соответствии с п. "г" ст. 30 комментируемого закона МИД и его органы направляют Президенту РФ заявления, документы и материалы по вопросам гражданства, отнесенные ст. 29 комментируемого закона к его компетенции. К ним должны быть приложены заключения на заявления, документы и материалы, направляемые соответственно в Департамент консульской службы и в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Следует заметить, что в соответствии с Положением, утвержденным приказом МИД РФ от 14 августа 1996 г. N 6430, Департамент консульской службы является функциональным структурным подразделением МИД РФ.

Департамент в пределах своей компетенции проверяет материалы консульских учреждений по приобретению и прекращению российского гражданства, въезду в Россию и оформлению за границей на постоянное жительство граждан и направляет их на рассмотрение полномочных органов государственной власти РФ.

В заключении дипломатического представительства, направляемого в Департамент консульской службы, должно быть указано:

- полные установочные данные и место жительства заявителя, а также суть его просьбы;

- сведения о наличии и содержании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта РФ с указанием особых заслуг лица перед РФ и обоснованием целесообразности его принятия в гражданство (в случае приема в гражданство на основании ч. 3 ст. 13 комментируемого закона);

- сведения об усыновленном ребенке, его установочные данные (при выходе из гражданства в соответствии с ч. 1 ст. 26 комментируемого закона);

- краткие биографические сведения о заявителе (образование, профессия, род занятий, семейное положение);

- мотивы, которые приводит заявитель в обоснование своей просьбы;

- характеристику заявителя, оценку его мотивов и аргументированное мнение полномочного органа по существу заявления со ссылкой на статью (часть, пункт) комментируемого закона, подлежащую применению по данному заявлению.

В заключении МИД РФ, направляемом в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, дополнительно излагается: аргументированное мнение дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, принявшего заявление к рассмотрению; аргументированное мнение МИД России со ссылкой на статью (часть, пункт) комментируемого закона, подлежащую применению по данному заявлению.

6. Пункт "д" ст. 31 комментируемого закона возлагает на МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. Порядок исполнения решений по вопросам гражданства установлен разделом V Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, он является общим, как для ФМС и ее территориальных органов, так и для органов системы МИД при условии, что исполнение решений осуществляется ФМС и ее территориальными органами в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями - в отношении лиц, проживающих за пределами РФ.

Дипломатические представительства и консульские учреждения информируют заявителя в месячный срок со дня издания Президентом РФ соответствующего указа, при решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке.

О решении, принятом по заявлению в упрощенном порядке, заявитель уведомляется полномочными органами в месячный срок со дня принятия решения.

При принятии решения о приобретении гражданства РФ лица, имеющего иное гражданство, полномочный орган, исполняющий такое решение, прежде информирует соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ либо полномочный орган соответствующего иностранного государства, путем направления уведомления в произвольной форме, содержащего основания принятия решения.

О решении, принятом по заявлению родителя, проживающего на территории РФ, о приобретении гражданства РФ его ребенком, проживающим за пределами РФ, территориальный орган ФМС, принявший такое решение, вначале информирует Министерство иностранных дел РФ путем направления уведомления в произвольной форме, содержащего основания принятия решения и сведения о месте проживания ребенка для выдачи ребенку паспорта гражданина РФ.

Дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ информирует территориальный орган ФМС, принявший решение о приеме ребенка в гражданство РФ о выдаче ребенку паспорта гражданина РФ. При обращении в указанный территориальный орган родителя, проживающего на территории РФ, с заявлением о выдаче его ребенку паспорта гражданина РФ, в случае если ребенок пребывает на территории РФ на законных основаниях паспорт выдается ребенку этим территориальным органом.

В электронные базы данных соответствующих органов вносятся по формам, установленным ФМС и Министерством иностранных дел РФ сведения о лицах, в том числе о детях, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке. Указанные сведения ежеквартально направляются территориальными органами и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ соответственно в ФМС и Министерство иностранных дел РФ, которые также ежеквартально представляют эти сведения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Министерство иностранных дел РФ направляет полученные им сведения в ФМС для ведения общего учета лиц, приобретших или прекративших гражданство РФ.

7. В соответствии с п. "е" ст. 31 комментируемого закона МИД, дипломатические представительства и консульские учреждения:

- рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими за ее пределами;

- принимают решения по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании ст. 14, ч.ч. 2 и 3 ст. 19 и ч. 3 ст. 26 комментируемого закона.

Пункт 35 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ предусматривает, что заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим за пределами РФ, и представленные заявителем документы после их проверки вместе с заключением дипломатического представительства или консульского учреждения РФ и иными имеющими отношение к делу материалами направляются в МИД РФ.

Заявление об изменении гражданства в упрощенном порядке, поданное лицом, проживающим за пределами РФ, и представленные заявителем документы направляются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ в МИД для организации необходимых проверок, проводимых МВД и ФСБ РФ (п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ в п. "е" ст. 30 комментируемого закона были внесены изменения, которые исключили из полномочий рассматриваемых органов принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ. Прием в гражданство РФ является исключительной прерогативой Президента РФ в соответствии со ст. 29 комментируемого закона.

8. Пункт "ж" ст. 31 комментируемого закона предусматривает, что МИД и его органы ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гражданства. Пункт 31 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ относит в компетенцию МИД установление формы статистического учета и ведение базы данных об обратившихся с заявлением за пределами РФ лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства РФ. Отметим, что п. 8 Положения о Консульском учреждении РФ в качестве одной из функций консульских учреждений рассматривает ведение учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ.

9. Пункт "з" ст. 31 возлагает на МИД и его органы оформление гражданства РФ в соответствии с ч. 2 ст. 26 комментируемого закона (гражданство ребенка, усыновленного гражданином РФ или супругами, один из которых имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства). Оформление наличия гражданства п. 32 Положения о поря

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.