Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации



 

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

1. Право лица на выход из гражданства вытекает из ч. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах: каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства РФ возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ по их усмотрению теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом Президента РФ).

Прекращение российского гражданства - утрата лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя:

- лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

- лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами РФ.

Заявление о выходе из гражданства РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем на основании ч. 2 ст. 24 и ч. 5 ст. 25 комментируемого закона оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства РФ.

При выходе из гражданства РФ одновременно ребенка и одного из его родителей, имеющих гражданство РФ, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство РФ, на выход ребенка из гражданства РФ (при выходе из гражданства РФ на основании ч. 5 ст. 25 комментируемого закона). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

Прекращение гражданства означает утрату лицом всех привилегий, относящихся к статусу гражданина (в частности, права избирать и быть избранным, занимать должности на государственной службе, социально-экономические права и др.). Однако Конституция РФ содержит перечень прав, принадлежащих каждому: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, частную собственность и пр. Эти права являются неотъемлемыми и не утрачиваются в связи с прекращением гражданства РФ.

2. Статья 18 содержит два основания прекращения гражданства. Первое из них - выход из гражданства РФ (п. "а" ст. 18) - раскрыто в нормах ст. 19 комментируемого закона и предусматривает добровольное волеизъявление гражданина. Волеизъявление может быть ограничено, и в выходе из гражданства может быть отказано при наличии обстоятельств, указанных в ст. 20 комментируемого закона.

Другое основание прекращения гражданства (п. "б" ст. 18) изложено в комментируемом законе бланкетно, поскольку эта норма отсылает к иным положениям комментируемого закона либо международным договорам РФ. Иными основаниями следует считать:

1) случаи изменения территории РФ и относятся к предоставлению права на оптацию лицам, проживающим на территории, государственная принадлежность которой изменилась;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 22 комментируемого закона). Это положение является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства;

3) автоматическое прекращение российского гражданства, например, гражданство РФ ребенка утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства;

4) смерть гражданина.

Международных договоров, устанавливающих самостоятельные основания прекращения гражданства, РФ пока не заключено, хотя некоторые соглашения стран - членов СНГ предусматривают предоставление упрощенного порядка приобретения и выхода из гражданства (например, Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.).

Выезд из РФ и выход из гражданства РФ не являются тождественными понятиями. Можно решать вопрос о выходе из гражданства РФ, не покидая пределов РФ, и наоборот, можно выехать из России, не выходя при этом из гражданства РФ.

Согласно Закону РФ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" гражданин РФ может быть временно ограничен в праве на выезд из РФ по ряду оснований. А именно, если он:

- при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом РФ о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации - на 5 лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях (если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности) - на 10 лет;

- призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

- является подозреваемым или привлечен в качестве обвиняемого в соответствии с УПК РФ - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

- осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

- уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

- сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении выездных документов - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

- проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, - до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора).

Для иностранного гражданина или лица без гражданства право на выезд из РФ может быть ограничено в случаях:

- задержания по подозрению в совершении преступления или привлечения в качестве обвиняемых - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

- осуждения за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

- уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

- невыполнения предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов - до выполнения этих обязательств;

- привлечения к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

В соответствии со ст. 16 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерации" во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

 

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

1. Статья 19 комментируемого закона регламентирует порядок выхода из гражданства РФ. Выходом из гражданства признается прекращение гражданства на основе добровольного волеизъявления гражданина. При этом установлен общий и упрощенный порядок выхода из гражданства. В соответствии со ст. 3 комментируемого закона общий порядок прекращения гражданства РФ - это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Общий порядок распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории РФ. Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ - это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Упрощенный порядок применим к лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, а равно к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, один из родителей которых имеет иное гражданство.

При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 19 комментируемого закона лица, проживающего на территории РФ, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ, а также документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов. Заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства лица, желающего выйти из гражданства. В нем указываются мотивы выхода из гражданства.

Упрощенный порядок отличается от общего (ч. 1 ст. 19) сроками принятия решений уполномоченными органами: если при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства в общем порядке эти сроки ограничены годом со дня подачи заявления, то упрощенный порядок предусматривает рассмотрение его в течение шести месяцев.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ применяется к лицам, проживающим на территории иностранного государства, состоящим в гражданстве РФ и желающим из него выйти. Упрощенный порядок предоставляется этим категориям лиц, поскольку они постоянно проживают за пределами РФ, фактически не пользуются правовым статусом гражданина; кроме того, имеют гарантии приобретения иного гражданства.

2. При выходе из гражданства РФ на основании ч. 2 ст. 19 комментируемого закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением, согласно п. 25 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, представляются:

- документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в РФ (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства РФ;

- документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Решения по таким заявлениям принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ по согласованию с Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Выход из гражданства в упрощенном порядке ограничивается условиями, перечисленными в ст. 20 комментируемого закона. Это связано с тем, что при отсутствии у лица гарантий приобретения иного гражданства в отношении него должна быть сохранена правовая защита со стороны государства. Если же лицо имеет неисполненные обязательства либо привлекается к уголовной ответственности, то оно подвергается мерам государственного принуждения, но при выходе из гражданства может этого избежать, поэтому ст. 20 комментируемого закона запрещает выход из гражданства в таких случаях.

3. При выходе на основании ч. 3 ст. 19 комментируемого закона из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой - является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства РФ;

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства РФ.

Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Установление в Законе РФ правил об упрощенном порядке выхода из гражданства детей затрагивает случаи, когда один из родителей ребенка (либо единственный родитель) имеют иное гражданство. Если же родители ребенка состоят в гражданстве РФ, то выход из гражданства происходит в общем порядке, за исключением случаев проживания ребенка за пределами территории РФ. При оформлении заявления о выходе из гражданства в общем порядке (или в упрощенном порядке на основании ч. 2 ст. 19) в заявлении указывается просьба о разрешении одновременного с заявителем выхода из гражданства его несовершеннолетним детям.

Более подробно вопросы изменения гражданства детей регламентированы гл. V комментируемого закона.

4. Заключения по вопросам гражданства РФ принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований разрешения выхода из гражданства РФ. Заключения полномочных органов составляются по форме, утвержденной приказом МИД РФ от 16 июня 2008 г. N 7491 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства". Заключение утверждается (подписывается) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.

Далее, при принятии решения о выходе из гражданства РФ и после вручения справки паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный (при его наличии), или паспорт гражданина СССР образца 1974 года изымается, при этом проставляется штамп об аннулировании отметки, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, проставляемой на бланке свидетельства о рождении, и производится оформление соответствующего вида на жительство.

Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства РФ, содержащиеся в паспорте его родителя (родителей), сохраняющего гражданство РФ, аннулируются. В свидетельстве о рождении проставляется отметка "Оформлен выход из гражданства Российской Федерации" в виде штампа размером не более 4,5/4 см с датой принятия соответствующего решения, подписью должностного лица и печатью загранучреждения.

 

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

1. Статья 20 содержит перечень условий, когда выход из гражданства РФ не допускается. При наличии одного из них заявление о выходе из гражданства отклоняется, и повторное заявление может быть подано не ранее чем по истечении одного года.

Нормы, вошедшие в ст. 20, были известны и Закону 1991 г., но по сравнению с ним значительно трансформировались. Закон 1991 г. (ч. 2 ст. 23) устанавливал, что ходатайство о выходе из гражданства РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых Законом. Статья 20 комментируемого закона исключило такое правило.

Основания отказа в выходе из гражданства по смыслу ст. 20 комментируемого закона главным образом защищают интересы государства, связанные с исполнением лицом обязательства, установленного законом, или его привлечением к уголовной ответственности. Вместе с тем интересы гражданина защищает п. "в" ст. 20, поскольку он запрещает выход из гражданства лицам, не имеющим иного гражданства и гарантий его приобретения. Отказ в выходе из гражданства прямо не связывается с устранением обстоятельств, указанных в ст. 20 комментируемого закона, хотя очевидно, что положительное решение по этому вопросу принимается при отсутствии к этому препятствий.

2. В соответствии с п. "а" ст. 20 не допускается выход из гражданства РФ лица, имеющего неисполненные обязательства перед государством, установленные федеральным законом.

Конкретный перечень таких обязательств комментируемым Законом не устанавливается. Но Конституцией РФ закреплены такие конституционные обязанности гражданина РФ, как обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ). Кроме этого п. 24 Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" также устанавливается, что при выходе из гражданства РФ обязательно представляется документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.

В заявлении о выходе из гражданства заполняются сведения о наличии невыполненных обязательств по уплате налогов. Кроме того, к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий отсутствие задолженности по уплате налогов. Такой документ, в соответствии с Порядком выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства РФ*(18) выдается налоговым органом РФ по последнему месту жительства физического лица на территории РФ (РСФСР) на основании письменного заявления физического лица в произвольной форме и копий документов, удостоверяющих личность физического лица и подтверждающих последнее место жительства данного физического лица на территории РФ (РСФСР) по месту нахождения соответствующего налогового органа.

Налоговые органы в десятидневный срок рассматривают представленные заявителем документы и принимают решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов.

В случае отсутствия у физического лица задолженности по уплате налогов налоговым органом заявителю выдается справка об отсутствии задолженности по уплате налогов следующего содержания: "(Наименование налогового органа) сообщает, что сведения о наличии задолженности гражданина (фамилия, имя, отчество полностью, серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, его заменяющего), проживавшего по адресу (указывается адрес), по уплате налогов отсутствуют".

Справка выдается заявителю или его представителю, действующему на основании доверенности, либо направляется заявителю по почте.

При выявлении факта наличия задолженности по уплате налогов либо непредставления физическим лицом документов, необходимых для выдачи справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, налоговый орган письменно извещает заявителя о невозможности выдачи данной справки с указанием причины отказа.

Вопрос о выдаче документов об отсутствии задолженности рассматривает Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД).

При поступлении заявлений физических лиц, выходящих из гражданства РФ, МИ ФНС России по ЦОД запрашивает информацию о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов во всех управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации. Выдаваемая справка об отсутствии задолженности подписывается руководителем МИ ФНС России по ЦОД и заверяется гербовой печатью инспекции.

Если физическое лицо обращается непосредственно в налоговый орган по своему последнему месту жительства на территории РФ, то указанный налоговый орган в десятидневный срок рассматривает представленные заявителем документы и самостоятельно принимает решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов. Однако если приложенные к заявлению документы не подтверждают последнее место жительство данного физического лица на территории РФ, то при наличии в приложении этого заявления документов, удостоверяющих личность физического лица, налоговый орган направляет заявление для рассмотрения по существу в МИ ФНС России по ЦОД (125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корпус 1; тел: (495) 913-07-91), одновременно информируя об этом заявителя.

Конституция РФ в ст. 59 закрепляет обязанность, которая адресована только гражданам РФ, поскольку к другим субъектам (иностранным гражданам или лицам без гражданства), она отношения не имеет. Эта обязанность, которая является одновременно и долгом гражданина - защита Отечества. Под защитой Отечества понимается, прежде всего, оборона страны, охрана ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.

Призыву в Вооруженные силы подлежат граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие и обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права освобождения или отсрочки от призыва.

Перечень оснований для освобождения или отсрочки дан в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Юридическая обязанность защиты Отечества обеспечивается мерами государственного принуждения. Так, ст. 328 УК РФ установлена ответственность граждан за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.

КоАП РФ включает 7 статей, предусматривающих ответственность за правонарушения в области воинского учета (гл. 21). Ответственность граждан устанавливается за неисполнение обязанностей по воинскому учету - неявку по вызову, убытие с места жительства свыше 3 месяцев без снятия с воинского учета и т.п. (ст. 21.5), уклонение от медицинского обследования (ст. 21.6), умышленную порчу или утрату документов воинского учета (ст. 21.7). Остальные статьи этой главы КоАП РФ относятся к должностным лицам, отвечающим за воинский учет (ст. 21.1-21.4).

Иные обязательства граждан законодательством РФ о гражданстве не упоминаются (например, обязанность уплаты административного штрафа при назначении административного наказания). Также не разрешен вопрос об обязательствах гражданина перед физическими или юридическими лицами, и в соответствии со ст. 20 комментируемого закона наличие таковых не является препятствием для выхода из гражданства, и более того, не устанавливается при рассмотрении соответствующих заявлений. Между тем к обязательствам перед другими лицами могут относиться алименты на несовершеннолетних детей, возмещение имущественного или морального вреда, установленное решением суда, и др.

3. На основании п. "б" ст. 20 комментируемого закона не допускается выход из гражданства лиц:

- привлеченных компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу;

- в отношении которых имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Первое условие распространяется на лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, находящиеся на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства и кассационного обжалования. Прекращение уголовного дела или вынесение оправдательного приговора (по вступлению его в законную силу) влечет неприменение к лицу п. "б" ст. 20.

Второе условие предполагает вступление в законную силу и обращение к исполнению обвинительного приговора, при этом вид и размер назначенного наказания значения не имеет. В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечению срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечению срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения. Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

Следует отметить, что вынесение судом обвинительного приговора с освобождением от наказания (например, в связи с изданием акта амнистии или истечением срока давности) исключает применение к лицу п. "б" ст. 20.

Включение условий, предусмотренных п. "б" ст. 20, в перечень оснований отклонения заявления о выходе из гражданства РФ объясняется тем, что оба из них охватывают случаи привлечения лица к уголовной ответственности, в связи, с чем этому лицу при установлении его виновности в совершении преступления назначается наказание в рамках соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Наказание рассматривается как мера государственного принуждения, применяемая в защиту интересов общества и государства от преступных посягательств, вследствие чего выход лица из гражданства РФ невозможен до окончания отбывания лицом назначенного по приговору суда наказания.

4. На основании п. "в" ст. 20 комментируемого закона не допускается выход из гражданства лица, которое не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

С учетом международных стандартов это условие экспатриации в настоящее время является обязательным. Европейская конвенция о гражданстве от 7 ноября 1997 г. строго установила, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

Часть 3 ст. 6 Конституции РФ охраняет право на изменение гражданства. Вместе с тем, если выход из гражданства влечет признание бывшего гражданина РФ лицом без гражданства, государство сохраняет ему статус гражданина.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 комментируемого закона государство поощряет приобретение гражданства РФ лицами, являющимися лицами без гражданства, а равно не препятствует приобретению ими иного гражданства. Увеличение числа лиц без гражданства за счет выхода из гражданства не допускается, поскольку это противоречит принятому в российском законодательстве о гражданстве принципу сокращения "безгражданства".

Конвенцией о сокращении "безгражданства" (Нью-Йорк, 30 августа 1960 г.) предусматривается как льготный порядок приобретения гражданства апатридами, так и запрет утраты гражданства лицами, приобретающими в результате этого статус апатрида. Так, в соответствии с п. "а" ст. 1 Конвенции, если закон договаривающегося государства разрешает отказ от гражданства, такой отказ не должен являться результатом утраты гражданства, если соответствующее лицо не приобретет другого гражданства.

Решения об отказе в выходе из гражданства РФ принимаются Федеральной миграционной службой или дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ по результатам проверок территориальных органов Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной миграционной службы.

 

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет за гражданином РФ право выбора гражданства в случае изменения Государственной границы РФ.

Оптация - понятие, свойственное международному праву. Право оптации заложено и в смысл права каждого человека на гражданство, закрепленного в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с тем же документом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права на гражданство.

Согласно нормам международного права, а также смыслу комментируемой статьи под оптацией (от лат. optatio - желание) понимается право на сохранение или изменение гражданства лицами, проживающими в пределах территории, которая подверглась изменению своей государственной принадлежности.

Анализируя содержание комментируемой статьи, можно выделить несколько существенных признаков оптации в РФ.

Прежде всего, она происходит в условиях территориальных преобразований в результате изменения Государственной границы РФ.

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"). А в соответствии с п. 1 ст. 5 того же Закона прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами.

Далее, территориальное преобразование в данном случае должно быть осуществлено только в соответствии с международными договорами РФ, в котором обычно отражаются право затрагиваемых граждан на добровольный выбор гражданства и условия, порядок и правовые последствия такого выбора.

В качестве таких актов в практике международного права можно назвать мирный договор с Италией (Париж, 10 февраля 1947 г.), на основании которого были изменены границы этого государства. В соответствии с этим документом правительства государств, к которым перешли территории, должны были обеспечить, чтобы все лица, упомянутые в договоре, имели право оптировать итальянское гражданство в течение одного года со дня вступления в силу международного акта. Любое лицо, оптирующее таким образом, сохранило итальянское гражданство и не считалось приобретшим гражданство государства, к которому перешла территория. Оптация мужа не влекла за собой оптации со стороны жены. Оптация со стороны отца или, если отца нет в живых, со стороны матери будет, однако, автоматически включала всех несостоящих в браке детей моложе 18 лет. Государство, к которому перешла территория, могло потребовать, чтобы лица, которые воспользовались правом оптации, переселились в Италию в течение года со дня совершения оптации.

Также в 1945 г. был заключен договор о Закарпатской Украине между СССР и Чехословацкой республикой, в соответствии с которым лица украинской и русской национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имели право оптации (приобретения) гражданства СССР до 1 января 1946 г. Аналогичное право получили и лица чешской и словацкой национальностей, проживавшие на территории Закарпатской Украины, которые хотели сохранить гражданство Чехословакии. Лица, воспользовавшиеся правом оптации, должны были в течение 12 месяцев переселиться в страну, гражданство которой они хотели приобрести.

При этом необходимо добавить, что понятие оптации не тождественно выбору гражданства в случаях самоопределения нации, когда население какой-либо территории выбирает между отделением от господствующей нации и вхождением вместе с ней на определенных условиях в одно государство. В этом случае автоматически решается вопрос гражданства всей нации. Мнение отдельного лица при этом не учитывается, учитывается мнение большинства, отдельные лица лишь принимают участие в решении нации, к которой оно принадлежит, вопроса о своей будущей государственной и, вместе с тем, гражданской принадлежности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.