Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц



 

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

1. Комментируемая статья регламентирует основания, как приобретения, так и прекращения гражданства ребенка. Изменение гражданства при этом ставится в зависимость от приобретения или прекращения гражданства РФ родителями ребенка.

Следует учитывать, что при изменении гражданства ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо учитывать его мнение (ч. 2 ст. 9 комментируемого закона).

Статьи комментируемого закона (ст. 24 и 25) регулируют все возможные варианты решения гражданства детей при изменении гражданства родителей, возникающие в практике. Такая конкретизация вызвана особой сложностью решения этих вопросов и имеет целью обеспечение единообразного применения этих норм.

2. Часть 1 ст. 24 комментируемого закона предусматривает разную процедуру приобретения гражданства одновременно детьми и родителями, в зависимости от возраста детей:

- дети в возрасте до 14 лет приобретают гражданство при условии его приобретения обоими родителями (единственным родителем);

- дети в возрасте от 14 до 18 лет приобретают гражданство в таких случаях при наличии их согласия.

Статья 12 комментируемого закона регламентирует приобретение гражданства по рождению, и большинство ее положений связаны с наличием у родителей ребенка (или единственного родителя) российского гражданства. Исключением здесь является п. "г" ч. 1 ст. 12, разрешающий приобретение гражданства по рождению ребенком, родившимся на территории РФ от иностранных граждан или лиц без гражданства, при условии невозможности приобретения им гражданства, которое имеют его родители.

Положения ст. 24 распространяются на случаи приобретения ребенком гражданства в порядке приема или иных оснований, предусмотренных комментируемым Законом, не связанные с возможностью приобретения гражданства РФ по рождению.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Для обеспечения реализации этой нормы в формах заявлений о приеме в гражданство (Приложения N 1-2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325), предусмотрена возможность указания заявителем просьбы об одновременном приеме в гражданство несовершеннолетних детей (с отражением анкетных данных и сведений о гражданстве). В порядке, установленном ч. 2 ст. 14, заявление подается в интересах ребенка его родителем, имеющим гражданство РФ (единственным родителем), опекуном, попечителем.

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ должностное лицо, принимающее заявление, обязано ознакомить заявителя, имеющего детей, с положениями ст. 24 комментируемого закона и выяснить его мнение об изменении гражданства детей.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью, либо подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка.

Заявление о приеме в гражданство РФ либо о выходе из гражданства РФ ребенка одновременно с родителями либо единственным родителем оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ соответственно родителей либо единственного родителя.

Часть 1 ст. 24 распространяется на случаи одновременного с родителями приобретения гражданства РФ, тогда как в соответствии с ч. 6 ст. 14 в гражданство принимается ребенок, один из родителей которого или единственный родитель уже имеют российское гражданство.

Пункт 17 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ предусматривает, что заявление о приеме в гражданство РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем, а также о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, одновременно с опекуном или попечителем оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ соответственно родителей, одного из родителей либо единственного родителя, опекуна или попечителя.

При этом родители ребенка (единственный родитель) могут приобретать гражданство РФ в общем или упрощенном порядке. Условия, установленные ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 14, на ребенка не должны распространяться, поскольку в этих нормах специально указано об их применении к лицам, достигшим возраста 18 лет. В законе этот вопрос не решен однозначно, поскольку, например, ч. 6 ст. 14 характеризует нормы об упрощенном порядке приема в гражданство некоторых категорий субъектов, не достигших 18 лет, говорит о неприменении к ним условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 (ценза проживания, обязательства соблюдения Конституции и законодательства РФ, наличия законного источника средств к существованию, отказа от имеющегося иного гражданства, владения русским языком). Большинство этих условий вряд ли может быть применено к несовершеннолетнему. Например, неуместно говорить о наличии законного источника средств к существованию, поскольку прием на работу в соответствии с ТК РФ относится к лицам, достигшим 15 лет. Как правило, ребенок до достижения возраста 18 лет находится на иждивении у родителей.

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). Таким порядком является регистрация рождения ребенка в органах загса. Только в этом случае происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия.

При приобретении гражданства РФ, ребенку, достигшему возраста 14 лет, выдается паспорт гражданина РФ.

Сведения о ребенке в возрасте до 14 лет, приобретшем гражданство РФ и проживающем за пределами РФ, вносятся в заграничный паспорт родителя (паспорта родителей), состоящего (состоящих) в гражданстве РФ. По просьбе родителя такому ребенку может быть также оформлен паспорт гражданина РФ.

Порядок удостоверения наличия у ребенка гражданства РФ определяется п.п. 21-21.8 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 19 марта 2008 г. N 64. В соответствии с нормами ведомственного приказа удостоверение гражданства РФ исполняется по устной просьбе родителя (родителей) или законного представителя ребенка в возрасте до 14 лет, приобретшего гражданство РФ по рождению, в день обращения. Свою просьбу заявитель должен изложить в структурном подразделении территориального органа ФМС по месту жительства, месту жительства или рождения ребенка, месту нахождения ребенка в соответствующем учреждении, а при отсутствии места жительства - по месту фактического проживания заявителя (ребенка).

Удостоверение наличия у ребенка гражданства РФ производится путем:

- внесения сведений о ребенке в паспорт родителя;

- внесения сведений о ребенке в заграничный паспорт родителя;

- проставления на бланке свидетельства о рождении ребенка отметки, подтверждающей наличие у него гражданства РФ, заверенной подписью должностного лица и соответствующей печатью.

Отметка, подтверждающая наличие у ребенка гражданства РФ, проставляется в верхней левой четверти оборотной стороны свидетельства о рождении ребенка или на свободном поле нотариально заверенного перевода на русский язык свидетельства о рождении, если оно выдано полномочным органом иностранного государства.

Если на территории субъекта РФ оформление свидетельства о рождении осуществляется на двух государственных языках, то такая же отметка ставится на чистом листе бумаги формата А5, который скрепляется со свидетельством о рождении, а над отметкой производится запись о серии и номере свидетельства о рождении.

3. Часть 2 ст. 24 комментируемого закона содержит общие условия о прекращении гражданства РФ ребенка в случае прекращения гражданства его родителей (единственного родителя). Как и в ч. 1 этой статьи, возможно автоматическое прекращение гражданства в отношении ребенка, не достигшего 14 лет, и прекращение гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет при наличии его согласия.

Вместе с тем, правило ч. 2 ст. 24 комментируемого закона повторяет ч. 3 ст. 9 в части запрета на прекращения гражданства РФ, если в результате ребенок станет лицом без гражданства.

 

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

1. В отличие от норм ст. 24, положения ст. 25 комментируемого закона рассматривают порядок определения гражданства ребенка в случаях приобретения и прекращения гражданства РФ одним из его родителей. Таким образом, правила ст. 25 относятся к ситуациям, когда один из родителей приобретает (прекращает) гражданство РФ, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства (сохраняет российское гражданство). Гражданство ребенка при этом составляет коллизионный вопрос, который законодатель посчитал необходимым разъяснить во избежание проблем в практике применения комментируемого закона.

Конституция РФ гарантирует право граждан изменить свое гражданство (ч. 3 ст. 6). Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица. Вместе с тем при изменении гражданства родителей определенные правовые последствия наступают и по отношению к гражданству их детей. При изменении гражданства обоих родителей особых трудностей в определении гражданства ребенка не возникает - ребенок автоматически следует за родителями. При этом условие получения согласия подростка в возрасте от 14 до 18 лет сохраняет свою силу. Если же гражданство изменено одним из них, необходимо соблюдать ряд специальных правил применительно к гражданству ребенка.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 25 комментируемого закона при приобретении одним из родителей ребенка гражданства РФ ребенок может приобрести гражданство РФ, если он проживает на ее территории. При этом второй родитель ребенка остается гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства. Согласия на приобретение гражданства РФ, родителя, имеющего иное гражданство, не требуется. Гражданство ребенком приобретается по заявлению того из родителей, кто приобретает российское гражданство, для чего в заявлении о приеме в гражданство (Приложения N 1 и 2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ) предусмотрена специальная запись. Кроме того, в заявлении указываются сведения о другом родителе: фамилия, имя, отчество, гражданство, место жительства.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя:

- лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

- лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.

Должностное лицо, принимающее заявление, обязано ознакомить заявителя, имеющего детей, с положениями ст.ст. 24 и 25 комментируемого Федерального закона и выяснить его мнение об изменении гражданства детей.

В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.

Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка одновременно с одним из родителей, как уже было отмечено, оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ этого родителя.

Вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство РФ ребенка, проживающего на территории РФ, необходимо представить в соответствующие органы, следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ (разрешение на временное проживание, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета либо вид на жительство одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке);

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

3. Часть 2 ст. 25 комментируемого закона РФ устанавливает порядок приобретения гражданства ребенком, проживающим за пределами РФ, один из родителей которого приобретает российское гражданство. Для этого необходимо заявление обоих родителей.

Просьба о приеме в гражданство ребенка указывается в заявлении о приеме в гражданство родителя, который ходатайствует об этом. Кроме того, в соответствии с п. 19 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ при приобретении ребенком, проживающим за пределами РФ, гражданства РФ к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, прилагается письменное согласие другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом согласии удостоверяется нотариальной записью. Кроме того, к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, должен быть приложен документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя.

Вместе с заявлением родителей представляются также и другие документы:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами РФ;

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

При наличии соответствующих обстоятельств, вместо согласия другого родителя, представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим, либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

В случае, когда место нахождения другого родителя неизвестно, должно быть представлено заявление одного из родителей, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения другого родителя.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 25 комментируемого закона РФ регламентируется вопрос о приобретении ребенком гражданства РФ в случае, если один из его родителей (иностранный гражданин) приобретает гражданство РФ, а другой остается лицом без гражданства. Ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению родителя, приобретающего гражданство. Выражение волеизъявления родителя, являющегося лицом без гражданства, не требуется.

Часть 3 ст. 25 не устанавливает в этом случае разной процедуры приобретения гражданства в зависимости от проживания или не проживания ребенка на территории РФ.

При этом должны быть соблюдены правила о получении согласия на приобретение российского гражданства от ребенка, находящегося в возрасте от 14 до 18 лет. Согласие прилагается к заявлению родителя о приеме гражданства вместе со свидетельством о рождении или паспортом ребенка и иными документами, представление которых установлено законодательством при приеме гражданства (например, документа, удостоверяющего статус лица без гражданства другого родителя, если ребенок проживает за пределами территории РФ).

5. Часть 4 ст. 25 комментируемого закона РФ регулирует возможность приобретения гражданства РФ ребенком, один из родителей которого до приобретения гражданства РФ, является лицом без гражданства, а второй остается гражданином иностранного государства. В таких случаях ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей.

В п. 18 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ установлено, что при приобретении ребенком, проживающим на территории РФ, гражданства РФ на основании ч. 4 ст. 25 к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство РФ. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью. Если ребенок проживает за пределами территории РФ, к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, должен быть приложен документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя.

Требование заявления обоих родителей, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 25, вызвано тем, что родитель, приобретающий гражданство РФ, является апатридом, но второй имеет гражданство иностранного государства, и поэтому ребенок может также претендовать на иное гражданство. Таким образом, эта норма направлена на предотвращение возникновения двойного гражданства.

6. В соответствии с ч. 5 ст. 25 комментируемого закона решается вопрос о прекращении гражданства ребенка вследствие прекращения гражданства одного из родителей. При этом второй родитель остается гражданином РФ.

Таким образом, Закон "О гражданстве" отдает предпочтение российскому гражданству ребенка, в случае выхода из гражданства РФ одного из его родителей. Если же родитель, остающийся в российском гражданстве не возражает против того, чтобы ребенку было предоставлено гражданство другого родителя, он должен подтвердить свое решение письменно.

Заявление о выходе из гражданства РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей, либо единственным родителем, оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства РФ.

При выходе из гражданства РФ одного из родителей, имеющих гражданство РФ, необходимо представить документ, подтверждающий наличие у другого родителя гражданства РФ, а также, заявление другого родителя в произвольной форме о его согласии на выход ребенка из гражданства РФ. Подпись родителя давшего согласие, в заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Лицу, которому разрешен выход из гражданства РФ, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства РФ. Справка оформляется на бланке полномочного органа, исполняющего решение по заявлению о выходе из гражданства РФ, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется гербовая печать полномочного органа.

 

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

1. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой среди всех возможных видов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, и среди всех существующих форм воспитания в условиях семьи. Это положение соответствует требованиям международно-правовых норм и закреплено в СК РФ (п. 1 ст. 124).

Усыновление поставлено под строгий контроль государства, и именно поэтому СК РФ подробно регламентирует условия и порядок усыновления, правовые последствия усыновления, а также основания и порядок его прекращения. Кроме того, Правительством РФ 29 марта 2000 г. N 275 было принято постановление "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".

2. В соответствии с п. 2 ст. 124 СК РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. И поскольку цель усыновления - дать детям семейное воспитание и наделить усыновителей родительскими правами и обязанностями, ч. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ диктует, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Однако многочисленность и разнообразие жизненных ситуаций не позволяют законодателю сделать этот запрет абсолютным, не всегда получается так, чтобы дети-сироты граждане России жили на территории РФ. Поэтому СК РФ допускает усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии, что невозможно передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Исходя из интересов детей, очень важен тщательный подход к выбору будущего усыновителя. Поэтому к лицам, которые могут быть усыновителями, законодательством предъявляются многочисленные требования. В п. 1 ст. 127 СК РФ установлено, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола.

В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Статья 269 ГПК РФ предусматривает, что граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка - гражданина РФ, подают заявления об усыновлении в суды второго звена (Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа). Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора, ребенка, достигшего 14 лет, а также (в необходимых случаях) его родителей и других заинтересованных лиц (ст. 273 ГПК). Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения (ст. 125 СК РФ). Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния (ст.ст. 39-47 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

3. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядок контроля за ее осуществлением установлены Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654.

Соответствующие органы и организации иностранных государств, представляют обязательство по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению соответствующих отчетов и информации в установленном порядке, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка по прибытии усыновителей в государство своего проживания.

Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Данное разрешение выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешения на осуществление деятельности, либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения, либо о прекращении его действия принимается Министерством образования и науки Российской Федерации в течение 3 месяцев с даты представления в Министерство соответствующих документов при наличии заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Указанные федеральные органы исполнительной власти обязаны представить в соответствии со своей компетенцией заключения о возможности осуществления представительством соответствующей иностранной организации деятельности по усыновлению в 2-месячный срок с даты поступления запроса из Министерства образования и науки Российской Федерации и соответствующих документов.

Представительство иностранной государственной организации считается открытым и правомочно осуществлять деятельность по усыновлению детей со дня выдачи Министерством образования и науки Российской Федерации разрешения на открытие представительства.

На основании разрешения на открытие представительства иностранной государственной организации указанное представительство должно обратиться в течение месяца в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и выдает соответствующее свидетельство.

Указанное свидетельство в месячный срок представляется в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Представительства соответствующих иностранных организаций в соответствии с п. 20 Постановление Правительства РФ "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением":

а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в Министерство образования и науки Российской Федерации документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;

б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке;

в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;

г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления;

д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы Российской Федерации;

е) осуществляют на территории Российской Федерации иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Существует контроль за иностранными некоммерческими организациями, действующими в сфере усыновления. Так, Представительства соответствующих иностранных организаций обязаны в недельный срок сообщать в Министерство образования и науки Российской Федерации, а также в органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации сведения об изменении местонахождения, номера телефона, персонального состава сотрудников представительства, изменениях в отношении действующей лицензии (или другого документа), подтверждающей (подтверждающего) полномочия соответствующей иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению, сведения о реорганизации или ликвидации этой иностранной организации, а также о любых других изменениях, влияющих на осуществление деятельности по усыновлению детей. Также Представительства обязаны представлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Представление отчетов по истечению 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей.

Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства.

Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью представительств соответствующих иностранных организаций, при осуществлении которого учитываются:

а) наличие или отсутствие негативной информации о деятельности соответствующей иностранной организации либо ее представительства, полученной от федеральных органов исполнительной власти, иных заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, компетентных органов иностранных государств, организаций, граждан, в том числе информации о нарушении сотрудниками представительства соответствующей иностранной организации законодательства Российской Федерации в области усыновления детей;

б) соблюдение соответствующей иностранной организацией и ее представительством обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей по представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой в установленном порядке усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении Российской Федерации;

в) соблюдение представительством соответствующей иностранной организации порядка ведения и представления документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

г) устранение представительством соответствующей иностранной организации ранее выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в его деятельности.

Основными формами осуществления контроля за деятельностью представительств соответствующих иностранных организаций являются мониторинг и проверка.

Мониторинг включает в себя сбор, учет, обработку и анализ информации о деятельности представительств соответствующих иностранных организаций, поступающей в Министерство образования и науки Российской Федерации от федеральных органов исполнительной власти, иных заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, компетентных органов иностранных государств, организаций, в том числе представительств, а также от граждан.

Проверка деятельности представительства соответствующей иностранной организации осуществляется путем выезда проверяющих лиц по месту нахождения и (или) осуществления деятельности представительства этой иностранной организации.

Порядок и периодичность осуществления проверок определяются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) незамедлительно информируют Министерство образования и науки Российской Федерации о случаях нарушения иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации в области усыновления детей;

б) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации, представляют в Министерство информацию о работе представительств соответствующих иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей на территории субъекта Российской Федерации, а также иную информацию о деятельности представительств этих иностранных организаций по усыновлению детей на его территории.

Федеральные органы исполнительной власти незамедлительно информируют Министерство образования и науки Российской Федерации о случаях нарушения соответствующей иностранной организацией и (или) ее представительством законодательства Российской Федерации в области усыновления детей.

Министерство юстиции РФ в письменной форме информирует Министерство образования и науки Российской Федерации об исключении представительства иностранной некоммерческой организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях, утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2009 г. N 270 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контролю за их деятельностью".

4. Общие условия усыновления детей иностранными гражданами раскрыты в международной Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.), в соответствии со ст. 5 которой межгосударственное усыновление (усыновление ребенка иностранными гражданами) может состояться, если: а) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами; b) гарантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необходимые консультации; с) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве.

5. Часть 1 ст. 26 устанавливает правило о сохранении ребенком гражданства РФ, если он, будучи гражданином РФ, усыновлен (удочерен) иностранными гражданами или иностранным гражданином. Таким образом, факт усыновления ребенка - гражданина РФ лицами, имеющими иное гражданство, автоматического изменения гражданства не влечет.

Изменение гражданства усыновленного ребенка возможно при соблюдении следующих условий:

- гражданство РФ ребенка прекращается по заявлению обоих усыновителей (удочерителей);

- ребенок должен иметь гарантии приобретения иного гражданства.

Пункт 27 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ регламентирует процедуру выхода из гражданства РФ ребенком, усыновленным (удочеренным) иностранными гражданами (иностранным гражданином). Для оформления выхода из гражданства ребенка представляются следующие документы:

- заявление усыновителей;

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства РФ;

- свидетельство об усыновлении;

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства РФ.

Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

6. Части 2-4 ст. 26 комментируемого закона регулируют, наоборот, такие вопросы усыновления (удочерения) тех детей, которые не являются гражданами РФ (имеют иное гражданство или являются лицами без гражданства). При этом место проживания ребенка не имеет никакого значения.

Часть 2 ст. 26 регламентирует порядок приобретения гражданства РФ ребенком, усыновленным (удочеренным) следующими категориями лиц:

- гражданином РФ;

- супругами, являющимися гражданами РФ;

- супружеской парой, в которой один супруг является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства.

В случае усыновления этими лицами ребенка, не имеющего гражданства РФ, он приобретает российское гражданство по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ. Для решения этого вопроса, напомним, не имеет значение, где проживает усыновленный ребенок: в России или за ее пределами.

Наличие у ребенка российского гражданства при усыновлении может быть оформлено его усыновителем, имеющим российское гражданство, по месту его жительства.

Вместе с заявлением представляются:

1) свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

2) вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ (при его наличии);

3) свидетельство об усыновлении;

4) документы, удостоверяющие личность и гражданство усыновителей или единственного усыновителя. Если один из усыновителей является лицом без гражданства, также, документ этого усыновителя, удостоверяющий статус лица без гражданства.

Указанное заявление подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

7. Часть 3 ст. 26 комментируемого закона устанавливает право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке, ребенком, который усыновлен (удочерен) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство. Гражданство РФ приобретается в таких случаях по заявлению обоих усыновителей, независимо от места жительства ребенка. Гражданство в таких случаях приобретается в упрощенном порядке. Напомним, упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ - это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (подробнее см. ст. 14 комментируемого закона).

Нормы ч. 3 ст. 26 регламентируют способ приобретения гражданства РФ ребенком, усыновленными лицами, состоящими в так называемых "смешанных браках". При этом предполагается, что ребенок имеет гражданство иностранного государства или является лицом без гражданства.

В соответствии с п. 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ вместе с заявлением о приеме в гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, независимо от места жительства ребенка представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- свидетельство об усыновлении;

- документ, удостоверяющий личность и гражданство другого усыновителя;

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

Указанное заявление подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

При разном гражданстве, конечно, возможны разногласия между усыновителями по вопросам гражданства. Такие вопросы решаются в процессе рассмотрения всех других вопросов усыновления (удочерения) судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Эти правила установлены ГПК РФ (гл. 29).

Безусловно, разногласия по вопросу гражданства между лицами, усыновившими (удочерившими) детей, будут возникать и в последующем. Однако в этом случае, указанные лица будут выступать уже не в роли усыновителей, а в роли родителей со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными Законом о гражданстве Российской Федерации (см. ст. 25).

8. В соответствии с ч. 4 ст. 26 комментируемого закона, если в течение одного года со дня усыновления ребенка супружеской парой, где один из супругов имеет гражданство РФ, а другой - гражданство иностранного государства, от усыновителей не поступит заявления о приобретении гражданства ребенком, он приобретает гражданство РФ в том случае, если он и усыновители проживают на ее территории. Таким образом, при условии проживания ребенка и усыновителей в РФ не требуется прохождения специальной процедуры приобретения гражданства, и в дальнейшем ребенку может быть оформлено наличие гражданства РФ, он приобретает гражданство РФ автоматически.

 

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство

1. В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Нормы ст. 27 комментируемого закона в соответствии с общими правилами законодательства об опеке или попечительстве над несовершеннолетними детьми относят также недееспособных лиц.

Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется и установленная над ним опека.

Попечительство устанавливается также над гражданами, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Такие лица могут быть ограничены судом в дееспособности. Они вправе совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию, иные доходы и распоряжаться ими, можно будет лишь с согласия попечителя.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК РФ).

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничения его дееспособности. На основании решения суда отменяется и установленное над гражданином попечительство.

2. Опека и попечительство над детьми являются способом восполнения дееспособности, защиты прав и интересов, а также воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство назначаются над несовершеннолетними детьми при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство, над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет органами опеки и попечительства. Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными или иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства.

Опекун или попечитель назначается только с согласия ребенка. Родители ребенка могут просить органы опеки и попечительства назначить ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, возраст, необходимость длительного отъезда) не могут сами воспитывать ребенка. В этом случае, органы опеки и попечительства, как правило, назначают опекуном или попечителем лицо, указанное родителями ребенка. Опека по просьбе родителей может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из отъезда.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Не могут быть опекунами и попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в частности, право:

1) на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

2) на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

3) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

4) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

5) на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) (ст. 148 СК РФ).

3. Опека прекращается по достижению малолетним подопечным 14 лет, при этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижению несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также в случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства (ст. 40 ГК РФ).

4. Часть 1 ст. 27 комментируемого Закона регулирует порядок приобретения гражданства РФ детьми и недееспособными лицами, над которыми установлена опека или попечительство гражданина РФ. В соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 14 комментируемого закона данные лица приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке. Важным условием при этом является гражданство усыновителя или попечителя - он должен быть непременно гражданином РФ.

Следует заметить, что дети и недееспособные лица, находящиеся под опекой или попечительством, на которых распространяется ч. 1 ст. 27 комментируемого закона являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.

При решении опекуна или попечителя приобрести для опекаемого лица гражданство РФ ему необходимо написать заявление в соответствующие органы с просьбой о принятии в гражданство РФ. Вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, необходимо предоставить следующие документы:

1) свидетельство о рождении ребенка или недееспособного лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);

2) вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица на территории РФ (разрешение на временное проживание, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета либо вид на жительство одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке), либо аналогичный документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица за пределами РФ;

3) свидетельство об установлении опеки или попечительства;

4) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

В отношении недееспособного лица, также, представляется решение суда о признании лица недееспособным.

Следует учитывать, что приобретение гражданства в случае, если опекун или попечитель является гражданином РФ, осуществляется независимо от места проживания указанных категорий лиц: в РФ или за ее пределами.

5. Часть 2 ст. 27 регламентирует порядок приобретения гражданства ребенком или недееспособным лицом, находящимися на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ.

Статья 35 ГК РФ указывает, что при помещении гражданина в учреждение, последнее является опекуном (попечителем) гражданина. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет обязанности опекуна и попечителя со дня выявления в соответствии со ст. 122 СК РФ факта отсутствия родительского попечения.

Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Следовательно, и гражданство они будут приобретать исключительно по заявлению руководителя учреждения, в котором они содержатся. Гражданство РФ для таких детей приобретается на льготных условиях в упрощенном порядке.

Примерно те же самые правила применимы и к недееспособному лицу.

Часть 2 ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" устанавливает, что защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном Законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители, а в случае их отсутствия - администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения.

6. В соответствии с п. 17 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ заявление о приеме гражданства ребенком или недееспособным лицом, находящихся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, подается руководителем учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Приобретение гражданства в упрощенном порядке для данных лиц означает, что они принимаются в гражданство РФ независимо от срока их непрерывного проживания на территории РФ.

Следует отметить, что заявление об оформлении наличия гражданства РФ по рождению у ребенка, находящегося на территории РФ, родители которого неизвестны и по истечению 6 месяцев со дня обнаружения ребенка не объявились, подается руководителем воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо иного аналогичного учреждения РФ, в котором ребенок находится на полном государственном попечении.

7. Часть 3 ст. 27 регулирует случаи, когда опекун или попечитель ребенка или недееспособного лица является гражданином иностранного государства и приобретает гражданство РФ. Ребенок или недееспособное лицо могут приобрести гражданство РФ одновременно с опекуном (попечителем) по их заявлению о совместном приеме в гражданство (по форме Приложений N 1 и 2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). При этом не имеет правового значения место нахождения опекуна или попечителя и ребенка или недееспособного лица. Все те правила, которые применимы к ч. 1 ст. 24 комментируемого закона, также применимы и к ч. 3 ст. 27. Ибо опекуны и попечители по своим правовым характеристикам вполне могут быть приравнены к родителям и усыновителям.

8. Часть 4 ст. 27 направлена на укрепление и сохранение российского гражданства. Гражданство РФ сохраняется независимо от того, на территории РФ или за ее пределами проживают указанные лица. Эта норма гарантирует и оберегает ребенка или недееспособное лицо от "безгражданства", которое может поставить его в будущем в ситуацию неопределенности и незащищенности.

При этом следует отметить, что в предыдущем законе о гражданстве 1991 г. подобной нормы не существовало. Гражданство недееспособного лица автоматически следовало гражданству опекуна.

Выход из гражданства этих лиц возможен по аналогии с ч. 3 ст. 19 комментируемого закона, устанавливающей упрощенный порядок выхода из гражданства РФ ребенка, один из родителей (единственный родитель) которого является иностранным гражданином. При этом необходимы гарантии приобретения ребенком или недееспособным лицом иного гражданства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.