Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место временного содержания. Центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами. Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (подп. 4 п. 1). 6 страница



лицо, обжаловавшее решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории РФ в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ (п. 2).

6. В пункте 6 комментируемой статьи регламентировано право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения при утрате лицом статуса беженца и лишении лица статуса беженца:

по общему правилу, в указанных случаях лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, и члены его семьи теряют право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории РФ;

при лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 п. 2 данной статьи, т.е. при осуждении по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ, право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения сохраняется за членами семьи лица, лишенного статуса беженца.

 

Статья 10. Гарантии прав лица

1. В пункте 1 комментируемой статьи закреплена такая гарантия лица, ходатайствующего о признании беженцем или признанного беженцем либо утратившего статус беженца или лишенного статуса беженца, как недопустимость его возврата против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных положениями подп. 1 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона, т.е. при наличии обоснованных опасений лица стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Данная гарантия основана на положении п. 1 ст. 33 "Запрещение высылки беженцев или их принудительного возвращения в страны, из которых они прибыли" Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев о том, что договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев в страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Однако, следует иметь в виду, что согласно п. 2 указанной статьи это постановление, однако, не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осужденным вошедшим в силу приговором в совершении особенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны.

2. Положения п. 2-4 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют возможность обжалования решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением комментируемого Закона.

В основе данного регулирования лежат следующие положения ст. 16 "Право обращения в суд" Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев: каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех договаривающихся государств (п. 1); на территории договаривающегося государства, в котором находится его обычное местожительство, каждый беженец будет пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов (cautio judicatum solvi) (п. 2); каждому беженцу во всех прочих странах, кроме страны его обычного проживания, будет в отношении вопросов, упомянутых в п. 2, предоставляться то же положение, что и гражданам страны его обычного местожительства (п. 3).

Как установлено в ст. 46 Конституции РФ: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2); каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3).

Пункт 2 комментируемой статьи указывает на два способа обжалования решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц: в вышестоящий по подчиненности орган (т.е. в административном или внесудебном порядке) и в суд (т.е. в судебном порядке). Право на обращение в суд предусмотрено: в части 1 ст. 254 ГПК РФ - в отношении подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; в части 1 ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ)*(58) - в отношении подачи жалобы на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Подача заявления в суд и рассмотрение его судом осуществляются по правилам гл. 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ. В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в Постановлении Пленума ВС России от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"*(59) даны соответствующие разъяснения.

Внесудебный порядок обжалования в ФМС России действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции по исполнению законодательства РФ о беженцах, определен положениями п. 82-88 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлены сроки подачи жалобы на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением комментируемого Закона. В частности, срок подачи такой жалобы не должен превышать:

1) один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;

2) три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

Эти правила закреплены соответственно положениям ч. 1 ст. 5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно которым для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Как определено в ч. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ), уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 названного Закона.

Статья 256 ГПК РФ регламентирует срок обращения с заявлением в суд следующим образом: гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1); пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).

Необходимо также отметить, что в отношении нормы подп. 1 п. 3 комментируемой статьи в Определении КС России от 17 декабря 2009 г. N 1620-О-О изложена следующая правовая позиция:

по смыслу положений преамбулы, подп. 1 п. 1 ст. 1, ст. 3 и 12 комментируемого Закона, иностранные граждане и лица без гражданства, которые обращаются с соответствующими заявлениями и ходатайствами, рассматриваются как лица, находящиеся на территории чужого им государства в сложной жизненной ситуации, вызванной особыми, в т.ч. политическими, причинами. Этим продиктована необходимость оперативного устранения неопределенности в их правовом статусе, с тем чтобы, с одной стороны, были эффективно защищены права данных лиц, а с другой - соблюдались интересы России в надлежащем миграционном контроле;

исходя из этого, в оспариваемой норме установлен специальный месячный срок обжалования решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанных с исполнением комментируемого Закона. При этом предусмотренный в оспариваемой норме срок не является пресекательным. Как следует из приложенных к жалобе правоприменительных решений, суды исследовали вопрос о том, имелись ли уважительные причины пропуска данного срока: заявителю было отказано в удовлетворении жалобы только ввиду отсутствия таких причин.

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет особенности правового статуса лица, подавшего жалобу, и членов его семьи на период до принятия решения по жалобе: данные лица имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные положениями ст. 6 "Права и обязанности лица, получившего свидетельство" и 8 "Права и обязанности лица, признанного беженцем" комментируемого Закона, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.

Как предусмотрено в п. 84 Административного регламента ФМС России по исполнению законодательства РФ о беженцах, в период рассмотрения жалобы на решение об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо об утрате или лишении статуса беженца может быть продлен срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ на основании его письменного заявления, поданного в произвольной форме, с представлением документа, подтверждающего его обращение в суд, либо копии жалобы в ФМС России с отметкой о ее приеме к рассмотрению или с приложением квитанции о заказном почтовом отправлении.

5. В пункте 5 комментируемой статьи закреплена обязанность покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в отношении такого лица, получившего уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо лица, получившего уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным положениями п. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 9 комментируемого Закона (речь идет об утрате статуса беженца по любому из оснований, а также о лишении статуса беженца в случае, когда лицо сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений данного Закона), которое использовало право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с комментируемой статьей.

Согласно пункту 5 комментируемой статьи такое обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории РФ.

Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ и отказывающееся от добровольного выезда, в соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона подлежит выдворению (депортации) совместно с членами семьи за пределы территории РФ. Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, выдворению (депортации) за пределы территории РФ совместно с членами семьи подлежит также лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда.

 

Статья 11. Фонд жилья для временного поселения

1. Комментируемая статья посвящена фонду жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами. Понятие данного фонда определено в подп. 4 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона как совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей. В этом же подпункте федеральный законодатель для обозначения данного фонда ввел юридико-техническое сокращение "фонд жилья для временного поселения".

Предваряя рассмотрение норм комментируемой статьи, необходимо упомянуть о том, что статья 21 "Жилищный вопрос" Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев предусматривает следующее: поскольку жилищный вопрос регулируется законами или распоряжениями или находится под контролем публичной власти, договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет предназначение фонда жилья для временного поселения - это проживание лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории РФ, в течение срока признания их беженцами. При этом предусмотрено, что к фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.

Положение п. 6 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относит жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В свою очередь, специализированный жилищный фонд представляет собой один из видов жилищного фонда в зависимости от целей использования. Как определено в п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV "Специализированный жилищный фонд" данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно статье 97 ЖК РФ жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами. В статье 108 данного Кодекса указано, что порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.

В соответствии со ст. 92 и 100 ЖК РФ издано Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений"*(60), которым среди прочего утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами. В пункте 9 названных Правил предусмотрено, что фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами, может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Там же установлено, что жилое помещение фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что строительство (приобретение) жилых помещений в целях формирования фонда жилья для временного поселения, их эксплуатация и использование, оперативное управление ими осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом установлено, что использование жилого помещения, арендуемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (т.е. территориальным органом ФМС России, см. коммент. к ст. 17 Закона), для временного поселения лиц, признанных беженцами, и членов их семей, осуществляется на основе договора аренды с собственником жилого помещения.

Соответствующим актом является изданное на основании комментируемого Закона Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275 "О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании"*(61), которым утверждено Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 1 Закона), согласно п. 2 названного Положения фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживания на территории РФ лиц, признанных беженцами, и членов их семей в течение срока признания их беженцами (именуются в данном документе как "жилые помещения" и "фонд жилья" соответственно).

В пункте 3 названного Положения предусмотрено, что формирование фонда жилья осуществляется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионам лиц, признанных беженцами; формирование фонда жилья осуществляется путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений; решение о приобретении, строительстве или аренде жилых помещений принимается федеральным органом исполнительной власти по вопросам миграции на основе предложений его территориальных органов, согласованных с органами исполнительной власти субъектов РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что создание фонда жилья для временного поселения является расходным обязательством России. В прежней редакции данного пункта предусматривалось, что фонд жилья для временного поселения создается за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, направляемых из других источников. Соответствующее изменение внесено Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ авторами проекта подчеркнуто, что тем самым исключается право направления на создание фонда жилья для временного поселения беженцев средств бюджетов других уровней.

Понятие расходных обязательств определено в ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ*(62)) как обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (России, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Исходя из положений п. 1 и 2 ст. 84 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ*(63)) указанные в п. 3 комментируемой статьи расходные обязательства России исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что фонд жилья для временного поселения, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью. Как предусмотрено в п. 9 названных выше Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42, фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами, подлежит передаче в оперативное управление уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Представляется очевидным, что речь идет о ФМС России (см. коммент. к ст. 17 Закона).

4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что жилое помещение из фонда жилья для временного поселения предоставляется в порядке очередности. При этом указано, что такую очередность устанавливает территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, т.е. территориальный орган ФМС России (см. коммент. к ст. 17 Закона).

Пункт 11 названного выше Положения о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275, определяет, что учет лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях, ведется комиссией территориального органа по вопросам миграции по распределению жилья (именуется в данном документе как "комиссия") по месту нахождения этих лиц на учете в качестве беженцев в порядке, установленном Минфедерации России. Там же установлено, что комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, которое разрабатывается территориальным органом по вопросам миграции на основании примерного положения о комиссии территориального органа по вопросам миграции по распределению жилья, утверждаемого Минфедерации России.

Соответствующим актом является Приказ Минфедерации России от 5 октября 2001 г. N 83 "Об утверждении нормативного акта о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании"*(64), которым утвержден Порядок учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья. Минфедерации России Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. N 1230 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"*(65) упразднено с передачей МВД России функций упраздняемого Министерства в части, касающейся реализации миграционной политики, однако, названный Приказ не отменен и сохраняет свою силу.

Названный Порядок, утв. Приказом Минфедерации России от 5 октября 2001 г. N 83, включает разделы I "Принятие на учет", II "Ведение учета" и III "Предоставление жилых помещений". В приложениях к названному Порядку приведены Положение о комиссии территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в субъекте Российской Федерации по распределению жилья лицам, признанным беженцами, а также формы заявления о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и направления на временное проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами.

5. Положения п. 5 комментируемой статьи устанавливают запреты, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилого помещения из фонда жилья для временного поселения: такое жилое помещение не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднаем; лицу, проживающему в таком жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, т.е. территориального органа ФМС России (см. коммент. к ст. 17 Закона).

Пункт 9 названного выше Положения о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 275, дублируя данную норму предусматривает, что лица, проживающие в жилых помещениях из фонда жилья, не имеют права:

а) приватизировать эти жилые помещения;

б) осуществлять бронирование жилых помещений, их обмен либо иным способом распоряжаться ими;

в) сдавать жилые помещения в поднаем;

г) осуществлять раздел занимаемого жилого помещения;

д) вселять временных жильцов без разрешения территориального органа по вопросам миграции.

Более общая норма ч. 3 ст. 92 ЖК РФ закрепляет, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV "Специализированный жилищный фонд" данного Кодекса.

 

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

1. В комментируемой статье регламентировано предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища. Понятие временного убежища определено в подп. 3 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона как возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии с комментируемой статьей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В комментарии к указанной статье говорилось, что временное пребывание иностранных граждан в России наряду с комментируемым Законом регламентировано Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ст. 5).

Согласно пункту 1 комментируемой статьи порядок предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища определяется Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации"*(66), которым утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

Этим же Постановлением были утверждены следующие документы: Положение о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; образец бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; описание бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Однако, эти три документа Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 363 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 274"*(67) признаны утратившими силу. Соответственно, в настоящее время действуют документы, утвержденные Приказом ФМС России от 25 марта 2011 г. N 81 (см. ниже).

В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ. воспроизводя и детализируя данную норму, пункт 2 названного выше Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 220) указывает, что решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом ФМС России по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.

2. Положения п. 2 комментируемой статьи предусматривают только два основания для предоставления временного убежища иностранному гражданину или лицу без гражданства:

1) данные лица имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;

2) данные лица не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным комментируемым Законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.

Указанные основания частично конкретизированы в п. 7 названного выше Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274: решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в т.ч. обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории РФ (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении КС России от 30 сентября 2010 г. N 1317-О-П, отсутствие в комментируемом Законе, а также конкретизирующем его Постановлении Правительства РФ исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территории РФ, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.