Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Территории с особым экономическим статусом



Свободные экономические зоны

Установление государством особых правовых организационных экономических режимов на отдельных территориях используется во многих странах как активное средство региональной политики. К сожалению, в России использование этого сектора региональной экономической политики находится в начальной стадии.

В декабре 1999 года Государственная дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О свободных экономических зонах». Концепция законопроекта, сформированная с учетом мирового и отечественного опыта создания СЭЗ, предполагает формирование на территории Российской Федерации локальных, точечных зон. Основными целями создания СЭЗ являются развитие экспортного потенциала в отдельных регионах страны, увеличение поступлений в бюджет, активизация внешнеэкономических связей хозяйст­вующих субъектов, привлечение иностранных и российских инвестиций, использование передового научно-технического опыта.

В законопроекте дается классификация видов СЭЗ (свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства и т.д.), определяются порядок создания и управления СЭЗ, режим предпринимательской деятельности, принципы финансирования создания и развития СЭЗ, условия предоставления таможенных, налоговых, кредитных и других льгот российским и иностранным коммерческим организациям, действующим в СЭЗ.

Требования к новым СЭЗ должны быть не менее строгими, чем необходимые условии для отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку. Необходимо выбрать оптимальное место размещения зоны, иметь стартовую инфраструктуру и другие необходимые производственные факторы, обосновать эффективную специализацию зоны и организационную структуру управления. Рассматривая различные предложения о создании СЭЗ, государственные органы должны не только отбирать отдельные наиболее эффективные предложения, но и сводить их в особую федеральную программу. Это путь создания в России системы СЭЗ.

Наибольший опыт практической реализации принципов СЭЗ в России накоплен в СЭЗ "Находка" и Особой экономической зоне в Калининградской области. Формирование СЭЗ "Находка" идет уже длительное время и не слишком успешно, что особенно контрастирует с бурным развитием особых экономических зон в соседнем Китае. Наиболее крупный объект, создающийся в зоне, - Российско-Корейский индустриальный комплекс.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области функционирует в режиме свободной таможенной зоны на основе специального Федерального закона, принятого в 1996 г.

Важнейшая особенность действующего в Калининградской области экономического механизма состоит в том, что ввозимые в область импортные товары освобождаются от уплаты таможенных платежей, не облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами. В результате использования их льгот увеличилось число предприятий с участием зарубежных фирм, ускорился приток иностранных инвестиций, возросли производство в рыбной промышленности и объемы переработки грузов в морских портах, создан ряд новых для области производств, увеличились реальные денежные доходы населения, улучшилась ситуация на потребительском рынке.

В то же время увеличение беспошлинного импорта снизило конкурентоспособность ряда местных производств, особенно в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности, производстве строительных материалов; значительные потери (из-за неполучения таможенных налогов) несет федеральный бюджет. Кроме того, льготный режим ввоза товаров на территорию Калининградской области способствовал проникновению внутрь России незаконного импорта. Значительное количество импортных товаров ввозилось и беспошлинно вывозилось из области в другие российские регионы под видом произведенных в Особой экономической зоне. В результате Калининградская область оказалась лидером по импорту товаров, облагаемых акцизами: автомобилей, спирта, алкогольной и табачной продукции.

В 1999 г. вступил в силу Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области". Целесообразность создания этой зоны объясняется значительной удаленностью Магаданской области от основных региональных рынков (аналогия с Калининградской областью), необходимостью привлечения иностранных инвесторов (особенно для увеличения добычи золота) увеличения устойчивой занятости, удешевления импортируемых товаров для местного населения (особенно продовольствия).

В стадии активной проработки находятся проекты создания различных видов СЭЗ в республиках Кабардино-Балкария, Хакасия, Тыва в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском и Приморском краях, в ряде областей. Среди планируемых точечных свободных таможенных зон можно выделить Елабужский автомобильный завод, Кемеровский аэропорт, территории городов Ивангород и Выборг. Предусматривается развитие СЭЗ - технопарка "Зеле­ноград" (район Москвы), свободных торговых складов в Дагестане и Общими условиями успешного развития всех СЭЗ являются: завершение их правового оформления, сохраняющего конкурентные преимущества и минимизирующего ущерб от либерализации таможенного и налогового режимов; качественное улучшение инфраструктурного обеспечения (доведение его до уровня развитых стран); усиление коммерческой и личной безопасности участников СЭЗ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.