Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Эта особая форма территориальной организации, регулируемая Законом Российской Федерации действует в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля (в них находятся объекты Министерства обороны и Министерства по атомной энергии). Особый режим ЗАТО соединяет требования секретности (закрытости), финансирования их деятельности и социальной поддержки проживающего населения.
ЗАТО имеет орган местного самоуправления и считается самостоятельной административно-территориальной единицей (его границы могут не совпадать с границами краев, областей, районов и т.п.). Ряд функций ЗАТО исключен из ведения субъектов федерации и передан непосредственно федеральному центру.
Дефицит бюджета ЗАТО покрывается прямыми дотациями и субвенциями из федерального бюджета. Действует также порядок, при котором часть ассигнований оборонным предприятиям из федерального бюджета передается органу местного самоуправления ЗАТО для использования на социальные нужды. Применяется также особая система государственных гарантий и компенсаций проживающим в
ЗАТО гражданам: повышенный уровень бюджетной обеспеченности, льготы в оплате труда и государственном страховании, гарантии занятости, централизованное снабжение населения продовольственными и промышленными товарами и т.д.
Оффшорные зоны
Из мировой практики известно, что данная форма используется для привлечения финансового капитала, как правило, островными государствами или на островах с особой юрисдикцией. Регистрируемые в оффшорных зонах фирмы свою основную деятельность в большинстве случаев осуществляют в других странах (регионах). Главным экономическим стимулом оффшоров являются низкие налоги. Многие международные организации и деловые круги развитых стран негативно оценивают последствия деятельности оффшорных зон с точки зрения рыночной конкуренции и глобализации экономики.
В России есть единственный пример официального создания оффшорной зоны. По специальному Федеральному закону в 1996 г. оффшорная зона учреждена в Ингушетии. Главными результатами функционирования зоны стали приток налогоплательщиков (юридических лиц) из других российских регионов и "отмывание" нелегальных доходов. Значительные иностранные капиталы в Ингушетию не пришли (в статистических справочниках Госкомстата России отсутствуют какие-либо данные об иностранных инвестициях в эту республику).
Федеральные органы и власти других регионов, несущие налоговые потери, неоднократно сигнализировали о нецелесообразности сохранения оффшорной зоны в се нынешнем виде. Перспективы создания других оффшорных зон в России пока не ясны.
Наукограды
Эта форма территориальной организации в России совсем недавно приобрела правовой статус (соответствующий Федеральный закон вступил в силу в апреле 1999 г.). Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Такой комплекс объединяет организации, ведущие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения федеральной целевой программы развития наукограда. В соответствии с утверждаемой программой осуществляется государственная поддержка наукограда.
Библиографический список
Галутенко Б.Т. Справочник по экономической географии России. - М.: Юристъ, 2001.
Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика, подготовка специалистов: Материалы Международной, методической и научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РФ профессора B.C. Соминского (9-11 ноября 2005 г.) / ГОУВПО СПбГТУРП. СПб., 2005.