Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм промышленной интеграции. Выделяют, как правило, два типа интеграции - вертикальная и горизонтальная.
Интеграция - создание условий взаимодействия предприятий, при которых их интересы из разнонаправленных становятся однонаправленными, то есть под интеграцией понимается установление таких взаимоотношении между юридическими лицами, которые обеспечивают долгосрочное сближение генеральных целей интегрирующего и интегрируемого предприятий.
Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием-потребителем (интеграция вверх). К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).
Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.
Контроль интегратора над ключевым видом ресурсов усиливает его конкурентоспособность. Лучшее информационное обеспечение предприятия в случае интеграции вверх и вниз позволяет интегратору предвидеть возможные изменения в окружающей предприятие среде и лучше подготовиться к ним.
Холдинг - новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала, как федерального, так и регионального, то есть холдинг - это материнская компания и группа ее дочерних фирм. Например, РАО «Газпром» диверсифицирует свою деятельность (образует концерны) и расширяет права собственника, приобретая акции промышленных предприятий и финансовых институтов.
Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах Европейского Севера и Сибири. Ярким примером является «ЛУКОЙЛ».
Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Основная цель создания финансово-промышленных групп (ФПГ) - технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы.
По степени отраслевой специализации ФПГ неоднородны. Можно выделить три основных вида. К первому относятся группы с высокой степенью специализации, ядром которой служит крупные промышленные предприятия с широкими кооперативными связями. В числе менее специализированных групп можно выделить ФПГ, участники которых имеют несколько близких направлений деятельности. И менее характерны ФПГ третьего типа - это группы, действующие в разных отраслях, но на территории одного региона.
В России порядка десяти крупных целлюлозно-бумажных предприятий, акции которых на протяжении долгого времени скупаются теми или иными западными компаниями. Международная группа «Монди Европа» приобрела крупный пакет акций «Сыктывкарского лесопромышленного комплекса». В лесобумажной отрасли одним из крупнейших представителей является ФПГ «Титан». Эта группа предприятий во главе с Архангельским целлюлозно-бумажным комбинатом (АЦБК) увеличивает объемы производства готовой продукции и полуфабрикатов, благодаря построению интегрированных технологических цепочек. Инвестировав средства в постройку завода картонной гофротары, предприятие практически решило проблему рынка сбыта картона АЦБК - поставляет его самому себе. Планируется постройка еще нескольких заводов, что обеспечит АЦБК полный замкнутый технологический цикл. ОАО «Кондопога» является предприятием полного цикла от переработки древесины в целлюлозу до получения конечного продукта - бумаги. Свыше 70 % продукции комбината поступает на экспорт в разные страны мира, на российском рынке основные потребители продукции -предприятия Северо-западного региона.
Создание новых форм промышленной организации хозяйства способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной продукции на мировом рынке и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.