Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая себя верующим, а затем последует за ним,



 

из-за искушений, которые будут с ним»264.Хадис передал Абу Давуд.Шейх Албáни сказал:санад хадиса сахих.

 

Но если целью чтения их книг является познание их новшеств для их последующего опро-вержения, то их чтение разрешено, но при условии, что человек, изучающий их, имеет правиль-ное и твердое вероубеждение и в силах опровергнуть все то, о чем они говорят и к чему призы-вают. Более того, чтение таких книг может быть вáджиб (то есть обязательным), так как новов-ведения необходимо опровергать, а для этого необходимо читать их книги, ведь правило гласит: «То без чего существование вáджиба невозможно, также является вáджибом»265.

 

vСпоры и прения в религии:

 

Споры и прения в религии бывают двух видов:

 

Первый вид: когда их целью является установление истины и опровержение лжи. Споры и прения с этой целью, в зависимости от ситуации, бывают необходимыми или желательными, так как Всевышний сказал:

 

.١٢٥ — مذُنا ةرىس

 

«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым наставлением и веди спор с ними наилучшим образом»(Пчелы,125).

 

Второй вид: когда споры ведутся с целью надавить на кого-либо и заставить его принять что-то непосильное для него, или для того, чтобы показать себя в спорах, или для поддержания лжи.

 

Такие споры и прения считаются дурным делом и запрещены Шари‘атом, так как Всевышний сказал:

 

 

«В знамениях Аллаха спорят только неверующие» ( Прощающий, 4).

 

Также Всевышний сказал:

 

٥  

 

264 Хадис сахих, Абу Давуд (4319), Ахмад (4/431).

265Вáджибом(синоним фарз)в Шари‘ате называют то,что Всевышний и Его Пророк(Да благословитего Аллах и приветствует!) однозначно требуют от мукаллафа ( разумного, совершеннолетнего, дееспо-собного, имеющего свободу выбора) выполнять. Результатом этого выполнения является награда, а ре-зультатом невыполнения — наказание.

~ 145 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

«Они спорили, прибегая ко лжи, чтобы опровергнуть ею истину. Но Я схватил их (Но Я неожиданно обрушил на них наказание), и каким же было Мое наказание» ( Прощающий, 5).

 

vПризнаки ахлуль-бид’а и перечисление некоторых групп из их числа:

 

Их признаками являются:

 

1. То, что они описываются теми новшествами, которые они ввели в Ислам. Эти новшества делятся на три вида:

 

— Первый: словесные новшества266.

 

— Второй: практические новшества267.

 

— Третий: новшества, относящиеся к вероубеждению268.

 

2. То, что они фанатично защищают свои мнения и не обращаются к правде, даже если она для них стала ясной.

 

3. То, что они ненавидят и презирают ученых ислама.

v Вот некоторые секты из числа Ахлуль-бид’а:

 

Ар-Рáфиза(рáфидиты,то есть отвергающие).Это те,кто проявляют чрезмерность в отноше-нии ахлуль-байт (династия Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)) и считают не-верующими или отступившими от заповедей Аллаха всех, кроме них (кроме ахлуль-байт), в том числе и сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Они же, в свою очередь, делятся на многие группы, среди которых есть и такие, которых называют Аль-‘Гулáт, то есть крайние фанатики (крайние шииты), которые утверждали, что ‘Али — это бог.

 

Впервые их нововведения появились во времена правления ‘Али, когда ‘Абдуллах бин Саба сказал, обратившись к ‘Али: «Ты бог». После чего ‘Али приказал сжечь их, но их предводитель ‘Абдуллах бин Саба избежал этой участи, сбежав в город Аль-Мадáин (Иран). Они имеют раз-ные мнения относительно атрибутов Аллаха:

 

266 То есть, какие-либо слова или выражения, выдуманные как акт поклонения Аллаху и приближения к Нему.

267 То есть, какие-либо действия или движения которые придуманы как акт поклонения Аллаху и при-ближения к Нему.

268То есть, какие-либо чуждые Исламу убеждения, как то, что предопределение Всевышнего не касается

 

деяний Его раба. Как мы видим речь идет о поклонении Аллаху, которое не было утверждено Кораном и Сунной, и которое вне всякого сомнения должно быть отвергнуто, если человек верит в Аллаха и в Суд-ный день. Что же касается всего прочего кроме поклонения Аллаху, из того, чего не было во времена Пророка, такого как печать Корана, средства передвижения и многое другое, то ничто из этого не запре-щено Шари‘атом. И даже если в арабском языке все это можно назвать словом «бид’а», так как его язы-ковое значение — это все новое, то называть подобные новшества этим словом не стоит, потому что са-мо это слово носит негативный оттенок.

 

~ 146 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

- уподобление атрибутов Аллаха атрибутам Его творения;

 

- толкование атрибутов Аллаха;

 

- следование тому, чего придерживались праведные предшественники.

 

Таким именем их назвали, потому что они в свое время спросили у правнука Али бин Абу Та-либа, которого звали Зайд, об Абу Бакре и ‘Умаре, при упоминании которых Зайд сказал: «Да смилуется Аллах над ними», — после этого они отвергли Зайда и отдалились от него.

 

Сами же они назвали себя Шú‘а, (что переводится как «сторонники»), так как они вообража-

 

ют, что они на стороне ахлуль-байт, защищают их и требуют их права в исламском правле-нии269.

 

Аль-Джахмийя.Секта названа так в честь Аль-Джахма бин Софвáна,которого убил Сáлимили Салам бин Ахваз в 121 году хиджры.

 

В отношении атрибутов Аллаха они придерживаются толкования и отрицания некоторых ат-рибутов. Они отрицают волю человека в выборе своих поступков и утверждают, что человек совершает их вынужденно. Имáн, по их убеждению, — это простое свидетельство сердцем, что же касается его произнесения и выполнения того, что от тебя требует Шари‘ат, то это не входит в имáн, такое убеждение называется «Аль-Ирджáу»270.

 

Того, кто совершает тяжкие грехи, они считают человеком с полноценной верой. Из-за всего этого их называют Му‘аттила271, Джабрийя272 и Мурджиа273 Эта секта делится на многие груп-пы.

 

Аль-Хавáридж.Это те,которые выступили войной против правителя мусульман‘Али бинАбу Талиба, и их последователи. Причиной выступления против него стало его согласие прове-сти суд между двумя воюющими сторонами.

 

Основополагающие принципы их течения это:

 

- отречение от ‘Усмáна и ‘Али;

 

- вооруженное выступление против имама, если он поступит вопреки Сунне;

 

- утверждение, что верующий, совершивший тяжкий грех, становится неверным и вечно будет

 

в аду.

 

 

269Они утверждают, что никто другой кроме потомков Пророка не имеет законного права быть правите-лем мусульман.

270То есть, чтобы быть верующим, достаточно верить в душе и можно ничего не делать.

271Толкующие и отрицающие атрибуты Аллаха.

272Отрицающие волю человека и утверждающие что он вынужденно совершает свои деяния.

273Утверждающие что вера в душе достаточна, без произнесения и без дел.

~ 147 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Эта секта делится на многие группы.

 

Аль-Кáдарийя.Это те,кто отрицают«аль-кадар»,то есть отрицают предопределение отно-сительно деяний раба, и утверждают, что у раба есть желания и сила, независимые от желаний и силы Всевышнего274.

 

Первый, кто об этом сказал, был Ма‘абад Аль-Джухани в конце эпохи сподвижников. Эти убеждения он перенял у одного из огнепоклонников в городе аль-Басра (один из городов Ира-ка). Они делятся на две группы:

 

1. Крайние фанатики.Те,кто отрицает знание Всевышнего,Его волю,могущество,и то,чтоОн создатель деяний раба. Эта секта исчезла или близка к этому.

 

2. Обычные Аль-Кáдарийя.Те,кто верят что Всевышний знает о деяниях раба еще до того,как он их совершит, но отрицают происхождение этих деяния по воле Всевышнего и в зависи-мости от Его могущества, а также отрицают то, что деяния раба созданы Аллахом.

 

Аль-Мурджиа.Те,кто убеждены в том,что деяния раба второстепенны,и отделены от самойверы. Вера, согласно их убеждениям, — это свидетельство сердцем, не более того, а человек, отступающий от заповедей Аллаха, является мусульманином с полноценной верой, даже если он грешит и проявляет непокорность Всевышнему.

 

Если они и обвинят в неверии кого-либо, кто оставил действие, предписанное Всевышним, то только из-за отсутствия в сердце веры в необходимость этого действия, но не из-за отсутствия самого действия. Этого же придерживаются и Аль-Джахмийя. Как мы видим, Аль-Мурджиа яв-ляются прямой противоположностью секты Аль-Хавáридж.

 

Аль-Му’атазиля.Последователи человека по имени Вáсиль бин‘Атáа275который удалился276от Аль-Хасана Аль-Басари после того, как их мнения относительно некоторых вопросов разо-шлись.

 

В соответствии с их убеждениями, верующий, отступивший от заповедей Аллаха, находится в положении между двумя состояниями, то есть он не верующий, но и не безбожник, и вместе с тем, он будет вечно пребывать в аду. Таких же убеждений придерживался и ‘Амр бин ‘Убайд277.

 

274То есть, его желания и возможности не зависят от желаний и могущества Всевышнего.

275Он посещал мечеть, в которой Аль-Хасан Аль-Басари учил людей Исламу и был его учеником.

276 Глагол «удалился» в арабском языке звучит как «и‘атазала», из него и образовано то имя которое им дали.

277 ‘Амр бин ‘Убайд — это товарищ Вáсиля бин ‘Атáа, они вместе посещали уроки Аль-Хасана Аль-

 

Басари, а затем, не согласившись с мнениями учителя, удалились и вместе стали призывать к своим убеждениям.

 

~ 148 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Относительно атрибутов Аллаха они придерживаются их отрицания, как и секта Аль-Джахмийя. Они отрицают предопределение и убеждены в том, что предопределение и преду-стоновление не связано с действиями людей. Согласно их учению, человек, совершивший тяж-кие грехи, будет вечно в Аду, он не является верующим, но и безбожником они его не называ-ют. В этом они являются прямой противоположностью секты Аль-Джахмийя.

 

Аль-Карáмийя.Последователи Мухаммада бин Каррáма,скончавшегося в255году хиджры.Они склоняются к уподоблению атрибутов Всевышнего и к тому, что верующим человека счи-тают, если он уверовал в душе, не произнося свидетельство и не делая ничего для подтвержде-ния своей веры. Они также делятся на группы.

 

Ас-Сáлимийя:они последователи Ибну Сáлима,который также прибегал к уподоблению ат-рибутов Всевышнего атрибутам Его созданий.

 

Аль-Куллáбийя:последователи‘Абдуллаха бин Куллáба Аль-Басри.Они убеждены что речьАллаха не слышна, а то, что ниспослано посланникам, — это всего лишь изложение речи Алла-ха, в котором отсутствует Его повеления, запреты и рассказы о том, что было. Атрибуты Алла-ха, по их убеждениям, не связаны с Его желанием и выбором, а Его действия отделены от Его Божественной Сущности.

 

Мы перечислили все те секты, которые упомянул автор книги, в том же порядке что и он.

 

Далее автор сказал: «и подобные им», из числа подобных им это Аль-Аш‘арийя, то есть по-следователи Абу Аль-Хасана ‘Али бин Исмá‘ил Аль-Аш‘арии. До самого сорокалетия он при-держивался убеждений Аль-Му‘атазиля, но по достижению сорокалетнего возраста он объявил, что он раскаялся в этом. Он разъяснил людям несостоятельность и ложность убеждений Аль-Му‘атазиля и стал приверженным вероучениям последователей Сунны, да помилует его Все-вышний.

 

Что касается тех кто относит себя к нему, то они придерживаются определенного течения, ко-торое известно как течение Аль-Аш‘арийя.

 

Из всех атрибутов Всевышнего они утвердили только семь, на которые, по их мнению, указы-вает разум, в отношении остальных атрибутов они прибегают к толкованию. Вот те семь атри-бутов, которые они утвердили: «жизнь», «знание», «могущество», «речь», «воля», «слух» и «зрение». Среди новшеств, к которым они причастны, такие которые относятся к атрибуту «речь», к «предопределению» и к прочему.

v Противоречия во второстепенных вопросах (аль-фурý’у):

~ 149 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Аль-фурý’у—это те вопросы,которые не связаны с вероубеждением,такие как вопросы ка-сающиеся совершения очищения, совершения молитвы и других278.

 

Разногласия в таких вопросах не считаются порицаемыми, если они стали результатом ис-креннего намерения достичь истины и результатом аль-иджтихáда,279 но не следования своих желаний и фанатизма.

 

На то, что такое разногласие не является порицаемым, указывают факты, имевшие место еще при жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), которые он не отвергал и не порицал. Одним из примером является случай, произошедший с войском, которое Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) отправил на битву с племенем Курайза, он сказал им отправляя их: «Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у племени Ку-

 

райза».Но время молитвы настало до их прибытия к этому племени,после чего некоторые спо-движники решили совершить молитву боясь, что время молитвы пройдет до достижения ими места назначения, другие же сказали, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) повелел совершить молитву только там, и совершили ее по прибытии на место, и когда об этом было рассказано Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!), он не выразил порицания никому из них280. Хадис передал Аль-Бухари.

 

Также есть и другие случаи, в которых сподвижники расходились во мнениях, и при всем этом они считаются лучшими из людей.

 

К тому же такие разногласия не порождают вражду, ненависть и рознь среди правоверных, в отличии от разногласий касающихся основ вероубеждения.

 

Слова автора: «Те, чьи мнения в отношении второстепенных вопросах религии разошлись, достойны похвалы в своих разногласиях», — не являются восхвалением самого разногласия, потому как единство во мнениях бесспорно лучше. Автор всего лишь отрицает само порицание разногласия, которое явилось результатом аль-иджтихáда каждого из ученых, и утверждает, что каждый из таких ученых заслуживает похвалы за то решение, к которому он пришел. Он заслу-живает этого, так как проявил аль-иджтихáд в достижении этого решения и желал постичь ис-тину, то есть он достоин похвалы за аль-иджтихáд и за то, что он последовал той истине (по его убеждениям), к которой он пришел, даже если он на самом деле и не постиг ее.

 

278Речь идет не о том, обязательна ли молитва или нет, а о том, как ее исполняют.

279См. стр. 131 сноску 1.

280 Согласованный хадис. Аль-Бухари (946), Муслим (1770). То есть те, кто совершил молитву вовремя,

 

считали что слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Пусть каждый совершит по-

 

слеполуденную молитву только у племени Курайза», это требование скорейшего прибытие к этомуплемени, но молитву нужно совершить во время, другие же в буквальном смысле восприняли этот при-каз и совершили молитву с опозданием, но, уже находясь там куда были посланы.

 

~ 150 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Автор сказал: «Ибо в разногласиях по второстепенным вопросам религии — милость». Далее он также сказал: «Расхождение ученых во мнениях — это большая милость», — тут имеется в виду, что их разногласия заслуживают милости Аллаха и Его прощения (т. е. за это Он их про-стит и помилует), так как Всевышний не возлагает на ученых больше того, что они в силах сде-лать и не обязывает их большим, чем то, что для них стало ясным. Поэтому, греха в этом разно-гласии нет, более того они попадают под милость Всевышнего и Его прощение. Проявив аль-иджтихáд и достигнув истины, они получат две награды, а если они все-таки ошиблись, то одну.

 

vАль-Иджмá’а:

 

Слова «аль-иджмá‘а» в арабском языке имеет значение «решимость» и «согласие, единоду-шие». Что касается его значения в исламском законодательстве, то этим термином обозначают: «единодушие ученых-муджтахидов281 исламской уммы после кончины Пророка (Да благословит

 

 

281Аль-Муджтахид—это факих(ученный),имеющий способность для извлечения нормы Шари‘атакасательно практических действий из ее подробного довода.

 

Условия муджтахида:

1. Врожденный ум и способность человека.

 

2. Знания.

 

Основной деятельностью муджтахида является извлечение норм из текстов Корана и Сунны, разъясне-ние текстов, и объяснение способа применения норм к событиям, происходящим в жизни человека. Учитывая это, муджтахиды должны иметь глубокие познания в науке, высокий уровень общей культуры, позволяющий им понимать народные обычаи и традиции. Знания, необходимые муджтахиду можно рас-положить в следующем порядке:

 

-Знание Священного Корана.Знание всех аятов Корана,в которых содержатся правовые нормы,и всехтех правил, которые относятся к ним. Знание таких аятов наизусть необязательно.

 

-Знание Сунны.Знание всех хадисов,в которых содержатся правовые нормы,и всех тех правил,кото-рые относятся к ним. Знание их наизусть также необязательно.

 

- Знание арабского языка.Для извлечения норм из текстов Корана и Сунны муджтахиду требуетсязнать арабский язык, особенно грамматику, риторику, стилистику, знать это все на профессиональном уровне не обязательно.

- Знание вопросов, по которым достигнута аль-иджмá’а.Для того,чтобы в процессе аль-иджтихáдане войти в противоречие в отношении вопросов, по которым было достигнуто аль-иджмá‘а.

- Знание аль-Кияса.Аль-Кияс(аналогия),в шари‘ате этим словам определяют сравнение какого-либо

 

вопроса, в отношении которого нет текста из Корана, Сунны или единогласного мнения ученных Ислам-ской общины относительно шари‘атской нормы, с вопросам, в отношении которого имеется текст из Ко-рана, Сунны или единогласного мнения ученных исламской общины относительно шари‘атской нормы, из-за наличия у них общей причины. В результате этого, сравниваемый вопрос получает такую же нор-му, как и тот вопрос, с которым его сравнили.

 

- Знание ’ильм Усулиль-Фикх.Шари‘атские доводы,способы извлечения из них норм,правила,отно-сящиеся к выражениям, правила предпочтения доводов.

- Знание целей и намерений Шари’ата.При извлечении норм для тех или иных вопросов,так как по-нимание текстов и их последующее применение зависит от знания этих целей и намерений. (коротко с книги «Усуль Аль-Фикх (هقفنا لىصأ) Основы теории и методологии фикха»

~ 151 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

его Аллах и приветствует!) относительно правовой (шари‘атской) нормы по какому-либо прак-тическому вопросу».

 

Аль-Иджмá‘а является доказательством282. На то, что аль-Иджмá‘а является одним из источ-ников Шари‘ата, указывают Коран и Сунна.

 

Всевышний сказал:

 

 

 

«Если вы будете вести тяжбу в чем-либо, то обратитесь к Аллаху и Посланнику»283

(Женщины, 59) .

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не объединится моя Умма в заблуждении»284.Хадис передал ат-Тирмизи.

 

vАт-Таклúд:

 

Языковое значение «ат-Таклúд» — надевать ожерелье. В шари‘ате же этим термином назы-вают «следование за мнением другого без доказательства»285. Ат-Таклúд дозволен тем, кто сам не способен узнать ответ на интересующий его вопрос286. Всевышний сказал:

 

.٤٣ — لحنلا ةروس

 

 

Примечание: Уважаемый читатель,приведенные мною некоторые дополнения не изучаются в тойнауке, о которой идет реч в данной книге, но тем немение они будут полезны: ты узнаеш то, насколько серъезно Ислам подходит к выбору ученных, от знаний которых зависит его чистота, и вынесение пра-вильного решения в разных вопросах.

 

282То есть, она является одним из правовых источников после Корана и Сунны, на который опираются ученые в своих решениях относительно тех или иных вопросов.

283То есть, если вы будете в чем-то спорить между собой, то обратитесь к Корану и Сунне. Но с другой

 

стороны, аят указывает на то, что если в решении какого-либо вопроса возникнет единодушие, то обра-щаться к Корану и Сунне необязательно, а это в свою очередь указывает на то, что единодушное реше-ние этих ученых является истиной, потому как если бы это не было истиной, то им в любом случае необ-ходимо было бы обратиться к Корану и Сунне. То, что ученые могут быть единодушны только в истине, также следует из хадиса, следующего за этим аятом.

 

284Хадис сахих. ат-Тирмизи (2167). То есть, Всевышний не даст ученым исламской Уммы, от которых зависит решение тех или иных вопросов, единодушно принять неправильное решение. На протяжении многих веков всегда находились и найдутся, с позволения Всевышнего, те, кто внесет ясность и истину в решение проблем.

285 То есть, следование за мнением авторитетного ученого без требования при этом у него доказательств, на которых основывается его мнение.

286То есть, тому, кто не умеет читать или разобраться в текстах Корана и Сунны самостоятельно.

~ 152 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

«Спросите обладателей Знаний (знатоков Небесных Писаний), если вы не знаете». (Пчелы,

 

43)

 

vНаиболее известные мазхабы:

 

Аль-Мазхабуль-Ханафи.Имамом этого течения является Абу Ханифа ан-Ну‘амáн бинСáбит. Он был имамом Ирака, родился в 80 году хиджры, скончался в 150 году.

 

Аль-Мазхабуль-Мáлики.Имамом этого мазхаба является Абу‘Абдиллях Мáлик бин Анас.Он был имамом города Аль-Мадина, родился в 93 году хиджры и скончался в 179 году.

 

Аль-Мазхабуш-Шáфи’и.Имамом этого мазхаба является Абу‘Абдиллях Мухаммад бин Ид-рúс Аш-Шáфи‘и, который родился в 150 году хиджры и скончался в 204 году.

 

Аль-Мазхабуль-Ханбали.Имамом этого мазхаба является Абу‘Абдиллях Ахмад бин Му-хаммад бин Ханбал, родился в 164 году хиджры и скончался в 241 году.

 

Этим число мазхабов не ограничивается, есть еще такие как: Аз-Зáхирийя, Аз-Зайдийя, Ас-Суфъянийя и другие.

 

Слова и мнения каждого принимаются, пока они соответствуют истине, и отвергаются, если они ошибочны, непогрешимость же и непорочность — только в Писании Всевышнего Аллаха и в Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!).

 

Мы просим Аллаха сделать нас из числа тех, кто придерживается Его Писания и Сунны Его Посланника, будь мы среди людей или одни, мы просим Его дать нам возможность прожить так до последнего нашего вздоха, мы просим Его взять на себя заботу о нас, и не отклонить наши сердца с пути истины после того как наставил нас на него и просим Его одарить нас милостью своей, поистине, Он дарующий.

 

Премногая хвала Аллаху, как Он любит это и как подобает Его благородному Лику!

 

Книга окончена в послеполуденное время в пятницу, что соответствует 1392/1/10 г. х.

 

Комментарии написал нуждающийся в милости Всевышнего Аллаха Мухаммад бин Сáлих Аль-‘Усаймúн.

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

~ 153 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Оглавление

 

От переводчика......................................................................................................................................... 2

 

Предисловие издателя.............................................................................................................................. 4

 

Ø Виды речи (слов):................................................................................................................................ 4

 

Ø Виды Хадисов:.................................................................................................................................... 6

 

Предисловие........................................................................................................................................... 10

 

Важные правила, относящиеся к именам и атрибутам Всевышнего:.................................................. 11

 

Автор книги Шейх Ибну Куддáма сказал в предисловии:................................................................... 18

 

Раздел касающийся имен и атрибутов Всевышнего Аллаха:............................................................... 18

 

Ø Виды текстов, в которых присутствуют атрибуты Всевышнего, и позиции людей относительно них

20

Ø Значение слов «рад», «таъвúль», «ташбúх», «тамсúль» и решение шари‘ата в отношении каждого из них 22

 

Разница между «тамсúль» и «ташбúх»:................................................................................................ 23

 

Высказывание имамов праведных предшественников в отношении атрибутов................... 24

 

Ø Содержание того, что говорил Имам Ахмад бин Ханбал относительно хадисов, упоминающих о

 

приходе Аллаха, и хадисов, подобных им............................................................................................ 26

 

Ø Содержание речи Имама аш-Шáфи‘и:............................................................................................. 26

 

Ø Позиция праведных предшественников относительно атрибутов:................................................ 27

 

Стремление к Сунне и предостережение от бид‘а (нововведений)..................................................... 28

 

Ø Значения слов «Сунна» и «бид‘а», и решение Шари‘ата в отношении каждого из них............... 30

 

Ø Дискуссия произошедшая при правителе мусульман между Аль-Азрами и сторонником бид‘а. 32

 

Некоторые аяты, в которых упоминаются атрибуты Аллаха.............................................................. 34

 

Ø Первый атрибут: «Лик».................................................................................................................... 36

 

Ø Второй атрибут «руки».................................................................................................................... 36

 

~ 154 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Ø Третий атрибут: «Душа».................................................................................................................. 39

 

Ø Четвертый атрибут: «Прибытие»..................................................................................................... 40

 

Ø Пятый атрибут: «Довольство»......................................................................................................... 41

 

Ø Шестой атрибут: «любовь».............................................................................................................. 41

 

Ø Седьмой атрибут: «Гнев»................................................................................................................. 42

 

Ø Восьмой атрибут: «сильный гнев»................................................................................................... 43

 

Ø Девятый атрибут: «Нежелание, нелюбовь»..................................................................................... 44

 

Некоторые хадисы, в которых упоминаются атрибуты Аллаха:......................................................... 45

 

Ø Десятый атрибут: Нисхождение Аллаха к земному небу»............................................................. 48

 

Ø Одиннадцатый атрибут: «Удивление»............................................................................................. 49

 

Ø Двенадцатый атрибут: «Смех»......................................................................................................... 50

 

Ø Тринадцатый атрибут: Утверждение на Троне «аль-Истивáу ‘Алаль-‘Арши»............................. 51

 

Ø Четырнадцатый атрибут: Возвышенность....................................................................................... 52

 

Речь (Слово) Всевышнего Аллаха......................................................................................................... 56

 

Ø Пятнадцатый атрибут — «Речь»...................................................................................................... 58

 

Благородный Коран................................................................................................................................ 63

 

Верующие узрят своего Господа в День воскресения.......................................................................... 71

 

Ø Лицезрение Всевышнего в Судный день.......................................................................................... 72

 

Аль-Кадару (предопределение) и Аль-Кадáу (судьба)......................................................................... 75

 

Имáн........................................................................................................................................................ 85

 

Вера во все услышанное (сам‘ийят)...................................................................................................... 89

 

Ø «Аль-Исрáа» и «Аль-Ми‘рáж»:........................................................................................................ 91

 

Ø Прибытие ангела смерти к Мусе (Мир ему!)................................................................................... 93

 

Ø Признаки Часа................................................................................................................................... 94

 

1- Появление «ад-Даджáла» (антихриста):............................................................................................ 94

 

 

~ 155 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

2- Схождение ‘Исы сына Маръям (Мир ему!)....................................................................................... 95

 

3- Появление «Яаджýдж» и «Маджýдж»:.............................................................................................. 96

 

4- Появление «ад-Дáбба» (животного).................................................................................................. 98

 

5- Восход солнца с запада...................................................................................................................... 98

 

Ø Наказание и блаженство в могиле:................................................................................................... 99

 

Ø Что будет наказуемо и блаженно: тело или душа?....................................................................... 100

 

Ø Фитнатуль-кабри (испытание в могиле):....................................................................................... 100

 

Ø Дуновение в Ас-Сýр:....................................................................................................................... 101

 

Ø Аль-Ба‘с (воскрешение) и Аль-Хашр (сбор):................................................................................ 102

 

Ø Аш-Шафá‘ату (заступничество):.................................................................................................... 103

 

Ø Аль-Хисáб (Расчет):........................................................................................................................ 105

 

Ø Аль-Мúзáн (весы)............................................................................................................................ 107

 

Ø Раскрытие книг деяний:................................................................................................................... 109

 

Ø Аль-Хавд (Водоем):........................................................................................................................ 110

 

Ø Ас-Сырáт (мост):............................................................................................................................. 111

 

Ø Аль-Джанна (рай) и Ан-Нáр (огонь, ад):........................................................................................ 113

 

Ø Закалывание Смерти:...................................................................................................................... 116

 

Раздел касающийся различных вопросов вероубеждения.................................................................. 118

 

Ø Права Пророка и его сподвижников:.............................................................................................. 120

 

Ø Особенности Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!):.................................... 121

 

Ø Достоинство сподвижников:........................................................................................................... 123

 

Ø Свидетельство о рае и аде.............................................................................................................. 130

 

Ø Те, кому свидетельствовали о рае:................................................................................................. 130

 

Ø Те, кому свидетельствовали об аде:............................................................................................... 132

 

Ø Обвинение Ахлуль-Кибла в неверии из-за совершенных ими грехов:......................................... 132

 

~ 156 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Ø Права сподвижников:...................................................................................................................... 133

 

v Нормы Шари‘ата относительно поношения сподвижников:........................................................ 135

 

v Права жен Пророка:........................................................................................................................ 136

 

v Жены Пророка:................................................................................................................................ 136

 

v Поношение матерей правоверных:................................................................................................ 138

 

v Му‘áвия бин Аби Суфъян:.............................................................................................................. 138

 

v Аль-Хилáфа:.................................................................................................................................... 139

 

v Правовое решение относительно подчинения правителю мусульман:....................................... 142

 

v Вооруженное выступление против имама запрещено:................................................................. 143

 

v Избегание ахлуль-бид‘а (сторонников нововведений):................................................................ 143

 

v Споры и прения в религии:............................................................................................................. 145

 

v Признаки ахлуль-бид‘а и перечисление некоторых групп из их числа:...................................... 146

 

v Противоречия во второстепенных вопросах (аль-фурý‘у):.......................................................... 149

 

v Аль-Иджмá‘а:.................................................................................................................................. 151

 

v Ат-Таклúд:....................................................................................................................................... 152

 

v Наиболее известные мазхабы:........................................................................................................ 153

 

 

~ 157 ~

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.