к их водоемам приходит больше людей, и поистине, я надеюсь, что к моему водоему придет больше людей»189.Хадис передал ат-Тирмизи,ибн Мáджа,и др.
ØАс-Сырáт (мост):
Слово «Ас-Сырáт» означает «дорога». В шари‘ате им обозначают мост, протянутый над адом для того, чтобы верующие прошли по нему в рай. О нем свидетельствует Коран, Сунна и едино-гласное решение праведных предшественников.
189 Хадис хасан. Ат-Тирмизи (2443), Ибну Мáджа (4301). О том что последователей Пророка (Да благо-словит его Аллах и приветствует!) будет больше также свидетельствует хадис в котором он сказал:
«Обитателей Рая будет сто двадцать рядов, восемьдесять из них это (верующие)из этой общины, а
сорок из других общин (то есть народов живших раннее)»Хадис сахих,ат-Тирмизи(2743).
~ 111 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
«Нет из вас никого, кто бы к Нему не пришел» (Маръям, 71). ‘Абдулла бин Мас‘ýд,
Каттáда и Зейд бин Аслам сказали: «в этом аяте говорится о прохождении по мосту». Это тол-кование считается наиболее правильным. Другие же сказали, что смысл аята заключается в сле-дующем: «Нет из вас никого, кто бы не вошел в него (т.е. в огонь), но уверовавшие спасутся от огня».
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал относительно «Ас-Сырáт»: «За-
тем протянут мост над адом, и будет разрешено заступится, и будут (пророки и послан-ники) говорить: “О Аллах,спаси,спаси!”»190 Согласованный хадис.
Также есть единогласное решение последователей Сунны о том, что «Ас-Сырáт» утвержден.
Ø Описание Ас-Сырáт:
У Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросили о «Ас-Сырáт», и он сказал:
«…Он скользкий, на нем будут крюки и широкий железный зубец, на котором будут изо-гнутые иглы, которые бывают в Наджде (Ар-Рияд), их называют “Са’дáн”…»191Хадис пе-
редал Аль-Бухари. Он также передал и следующий хадис от Абу Хурейры: «…И на нем (на
«Ас-Сырáт») крюки похожие на иглы«Са’дáн»,а о том,какого они размера,не знает ни-кто, кроме Аллаха, и они будут хватать людей согласно их деяниям»192.
В сборнике Муслима есть другой хадис, рассказанный Абу Са‘идом, он сказал: «До меня до-
шло, что он (Ас-Сырáт)тоньше волоса и острее сабли»193.Похожий на этот хадис от‘Áиширассказал и Ахмад.
ØПереправа по «Ас-Сырáт»:
По нему переправятся только правоверные и переправляться они будут согласно своим дея-ниям, о чем свидетельствует нижеследующий хадис, который Абу Са‘ид рассказал от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). В нем говорится: «…и пройдут по нему в мгнове-
ние ока и словно молния, и как ветер, и как птица, и как лучше жеребцы, и как идущие (пешком), кто-то пройдет мост,избежав этих крюков и шипов,кого-то они зацепят,но онбудет отпущен этими крюками, а кого-то они столкнут в ад»194.Согласованный хадис.
Муслим передал еще одни хадис, в котором сказано: «…и их деяния будут переводитьих195, а Пророк ваш будет стоять на мосту взывая: “О Господи мой, спаси, спаси!” —до тех пор, пока не станут деяния рабов такими слабыми, что мужчина сможет пройти(понему) только ползком»196.
195То есть, насколько быстро и безопасно они пройдут по мосту, зависит от их деяний.
196Муслим (195).
~ 112 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
В сборнике Аль-Бухари также есть хадис, где сказано: «…пока не пройдет последний,кото-
рого с трудом будут тянуть»197.
Первый, кто пройдет мост из пророков — это Мухаммад (Да благословит его Аллах и привет-ствует!), а из народов первым пройдет община Мухаммада (Да благословит его Аллах и привет-ствует!) как это следует из его изречения: «…Я и моя община будут первыми,кто его прой-
дет, в этот День никто кроме пророков не будет говорить, и мольбой пророков в тот День будет: «О Аллах, спаси, спаси»198.Хадис передал Аль-Бухари.
ØАль-Джанна (рай) и Ан-Нáр (огонь, ад):
«Аль-Джанна» в арабском языке означает сад, в котором много деревьев. В шари‘ате этим словом обозначают обитель, приготовленная Всевышним в загробной жизни для богобоязнен-ных верующих.
«Ан-Нáр» в арабском языке — это огонь, но в шари‘ате у него иное значение — это обитель, которую Всевышний приготовил для неверующих.
Рай и ад уже сотворены, так как Всевышний сказал относительно рая:
لآ
. ١٣٣ نارمع
«Стремитесь к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и зем-
ле, уготованному для богобоязненных» (Семейство‘Имрáна, 133),и сказал относительно ада:
٢٤
«Уготовлен он для неверующих» (Корова, 24).
Также об этом свидетельствует хадис Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)
где он сказал: «Поистине,я видел рай и я протянул руку,чтобы взять гроздь плодов из рая,
если бы я взял ее, то вы ели бы из нее, пока не настал бы Конец Света, и я видел ад, и я не видел ничего страшнее того, что видел в тот день»199.Согласованный хадис.
Рай и ад будут вечными об этом свидетельствует один из многочисленных аятов. Всевышний сказал:
«Их воздаянием у их Господа будут сады рая, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно» (Ясные знамения, 8).
Существует очень много аятов, где говорится о вечности рая.
Относительно ада Всевышний сказал:
.١٦٩ ١٦٨ — ءاسنلا ةروس
«Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо, Аллах не простит, и
не поведет их никаким путем, кроме пути в ад, в котором они пребудут вечно. Это для Ал-лаха легко» (Женщины, 168-169).
В суре «Сонмы» Всевышний сказал:
.٦٥ ٦٤ — بازحلأا ةروس
«Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них пламя, в котором они пре-будут вечно»(Сонмы, 64-65(.
٢٣
В суре «Джины» в аяте 23 Всевышний сказал: «Кто же ослушается Аллаха и Его посланни-ка, тому уготован огонь ада, в котором они пребудут вечно».
Также Всевышний сказал:
— فروووووخزنا ةرىوووووس
.٧٥ ٧٤
«Поистине, грешники пребывают вечно в наказании ада, им не будет облегчения, и они там в отчаянии» (Украшения, 74-75).
ØМестонахождение рая и ада:
Рай находится в самом верху ‘Иллийюна, как об этом сказал Всевышний:
.١٨ — نيففطملا ةروس
«Но нет! прибежище благочестивых окажется в ’Иллийюне» (Обвешивающие, 18), (такое объяснение этому аяту дал Ибну Касир в своем тафсире.)
~ 114 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
В известном хадисе аль-Баррáа бин ‗Áзиба, в котором говорится об искушениях в могиле, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «…и скажет Аллах,Всемогущ Он
и Велик: “Запишите что прибежище раба моего в ’Иллийюне200 и верните душу Моего раба на землю”»201.
Ад находится в самой нижней части земли, как об этом сказал Всевышний:
.٧ — نيففطملا ةروس
«Но нет! Прибежище грешников окажется в Сиджжúне» (Обвешивающие, 7)
200В тафсире Ибну Касира сказано, что Ибну ‘Аббáс спросил Ка‘аба о значении слова «сиджжúн», Ка‘аб ответил: это седьмая земля, и там находятся души неверных, затем он спросил его о значении слова «‘Иллийюн», Ка‘аб ответил: это седьмое небо, и там находятся души верующих.
201 Хадис сахих. Абу Давуд (3212), Ахмад (4/287). Содержание этого хадиса заключается в следующем:
Сподвижник Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) аль-Баррáа бин ‗Áзиб сказал: «Мы с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует!) отправились хоронить сподвижника из Медины. Когда мы подошли к могиле сподвижника, который еще не был захоронен, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) присел, и мы сели вокруг него. Затем Пророк (Да благословит его Аллах и при-
ветствует!) поднял голову и три раза сказал нам: «Просите Аллаха уберечь вас от мук,которые будутв могиле».После этого,Посланник Аллаха(Да благословит его Аллах и приветствует!)сказал: «Когда
Придет время верующего оставить этот мир, к нему придут ангелы с благовониями и саванам из рая и сядут неподалеку от него. Затем явится ангел смерти, сядет у его головы и скажет: “О, чи-стая душа, покинь это тело, тебя ждет милость и прощение Аллаха”. Тогда она выйдет из тела так же легко, как вода вытекает из горлышка кувшина, после этого ангелы заберут у ангела смер-ти душу умершего на небеса, завернув в саван из рая и окурив благовониями. По мере подъема на не-беса все ангелы, встречающие их, будут спрашивать: “Кому принадлежит эта чистая душа?” Ан-гелы будут отвечать, что он такой-то, сын такого-то, называя его самыми красивыми именами, которыми называли его на земле. Так будут спрашивать на каждом небе, пока они не поднимутся на седьмое небо, и тогда Аллах скажет: “Запишите, что прибежище раба моего в ’Иллийюне и верните душу Моего раба на землю, поистине, Я из нее создал рабов и в нее верну их, и из нее выведу их в другой раз”.
Когда придет время грешника оставить этот мир, к нему придут ангелы с черными лицами и с дурно пахнущим грубым тряпьем, они будут сидеть вдалеке от него. Затем явится ангел смерти, сядет у его головы и скажет: “О, нечистая душа, выходи из тела к гневу и ненависти Всевышнего”. От страха душа разбредется по всему телу и будет выходить из него, словно (накаленный) вертел, вытаскиваемый из мокрой шерсти, после этого ангелы заберут у ангела смерти душу умершего на небеса, завернув ее в дурно пахнущее тряпье. Все ангелы, встречающие их, будут спрашивать: “Ко-му принадлежит эта нечистая душа?” Ангелы будут отвечать, что он такой-то, сын такого-то, называя его самыми оскорбительными именами, которыми его называли на земле. Ангелы попросят впустить их в нижнее небо, но им не откроют туда двери, и тогда Аллах скажет: “Запишите что прибежище грешников в Сиджжине”».
~ 115 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
В хадисе аль-Баррáа бин ‗Áзиба Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«…и скажет Всевышний Аллах: “Запишите что прибежище грешников в Сиджжúне, в
самой нижней части земли”»202.
ØОбитатели рая и ада:
Обитателями рая будут богобоязненные верующие, потому что они приближенные к Аллаху, Всевышний сказал относительно рая:
.١٣٣نارمع لا ةروس
«Уготовлен он для богобоязненных» (Семейство ‘Имрáна, 133).
Он также сказал в другой суре:
.٢١ ديدحلا ةروس
«Уготовлен он для уверовавших в Аллаха и в Его Посланника» (Железо, 21).
Обитатели ада — это неверные, преступившие законы. Всевышний сказал:
٢٤
«Уготован он для неверующих» (Корова, 24).
١٠٦
« Что касается несчастных, то они пребудут в огне» (Хýд, 106).
ØЗакалывание Смерти:
Смерть постигнет каждого человека. Смерть это понятие абстрактное, ее нельзя увидеть, поймать, почувствовать, но, тем не менее, Всевышний придаст ей форму и сделает ее видимой и ее зарежут между раем и адом, как рассказал об этом Пророк (Да благословит его Аллах и при-
ветствует!) он сказал: «Приведут смерть в виде черно-белого барана и глашатай возгласит:“О обитатели Рая!” —а они станут вытягивать свои шеи и смотреть. Тогда он спросит:
“Знаете ли вы, что это?” Они ответят: “Да, это смерть”. И все они увидят ее. После этого будет возглашено: “О обитатели огня!” — а они будут вытягивать шеи и смот-реть. Тогда он спросит: “Знаете ли вы, что это?” — они ответят: “Да, это смерть”, —и
все они увидят ее, после чего ее зарежут, а глашатай скажет: “О обитатели Рая! Вам вечность и нет больше смерти. О обитатели огня! Вам вечность и нет больше смерти”».
Затем Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) прочитал аят: «…и предупреди их о Дне скорби, когда все будет решено, но они в беспечности и не веруют»(Маръям, 39).203
202Это продолжение предыдущего хадиса.
203Аль-Бухари (4730).
~ 116 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Этот хадис привел Аль-Бухáри в разделе толкования этого аята, также он привел похожий на него хадис от Ибну ‘Умара в разделе описания рая и ада204.