царь, Я судящий и вознаграждающий”».Этот хадис передали имамы,сведущие в знании хади-сов, а также его цитировал Аль-Бухари.
В некоторых преданиях говорится, что Муса (Мир ему!) в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на пра-вой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадле-жать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса»78.
¯¯¯¯¯¯¯¯¯
78 Это из рассказов израильтян. В отношении таких сообщений нам следует придерживаться следующего правила: «Мы не верим в них и не опровергаем их без доказательств.
~ 57 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
КОММЕНТАРИИ
Ø Пятнадцатый атрибут — «Речь»
Речь—это один из атрибутов Всевышнего,утвержденный Кораном,Сунной и единогласнымрешением праведных предшественников.
Всевышний сказал:
.١٦٤ ءاسُنا ةرىس
«Говорил Аллах с Мусой (слышимой) речью (которая состоит из букв и звуков, без посред-ников)» (Женщины, 164).
Всевышний сказал:
.٢٥٣ ةرقبنا ةرىس
«Среди них (посланников) есть те, с кем говорил Аллах» (Корова, 253).
Также есть хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Ко-
гда Аллах желает сообщить Свое повеление, Он говорит посредством Откровения79.
Также на этот атрибут указывает иджмá‘ус-салаф.
Следовательно, нам необходимо утвердить этот атрибут без искажения, без толкования, без придания образа и без сравнения. Мы верим в то, что это настоящая речь, которая является та-кой, как подобает Ему, что она зависит от Его желания, и что она состоит из букв и слышимых звуков.
Доказательство того, что Его речь зависит от Его желания, — это следующий аят, в котором Всевышний сказал:
.١٤٣ فارعلأا ةرىس
«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь его. Он сказал: ―Господь, дай мне посмотреть на Тебя»(Ограды, 143).
Значит, беседа произошла после того, как пришел Муса, а это указывает на то, что Всевыш-ний пожелал с ним говорить, т. е. и назначенное время, и то, что Муса пришел к этому времени, указывает на то, что самой беседе предшествовало желание Всевышнего.
Доказательством того, что Речь Аллаха — состоит из букв, служит следующий аят:
79 Хадис сахих, Абу Давуд (4738).
~ 58 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
.١٢ ١١ هط ةرىس
«Когда он подошел к огню, раздался голос: «О Муса! Поистине Я твой Господь».(Тáха,11-12).
Эти слова80 действительно состоят из букв, и они — Речь Всевышнего.
Доказательством же того, что речь Аллаха — это голос (звуки), является следующий аят, в котором Всевышний сказал:
.٥٢ ىَري ةرىس
«…и воззвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для (тайной) бесе-
ды»(Марьям, 52).Как известно ни призыв,ни беседа,не могут быть без голоса(звуков).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «В день воскресенья Аллах собе-
рет людей голыми и босыми и призовет их таким голосом, что услышит его одинаково и близкий, и далекий. Он скажет: Я Царь Я судящий и вознаграждающий»81.Из этого хадисатакже следует, что речь Аллаха слышна.
v Речь Аллаха — как говорят ученые — «кадúмун-нов’и»82 и «хадúсуль-áхáди»83
Смысл выражения «кадúмун-нов’и» заключается в следующем: поистине Всевышний всегда говорил и всегда говорит, т. е. Он описывается тем, что Он не переставал и не перестает быть таковым, Его речь не является появившейся после того, как ее не было, она была и есть посто-янно.
Выражение «хадúсуль-áхáди» означает, что отдельные речи являются новыми, возникшими потому, что зависят от Его желания, Он говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает84.
80 То есть, фраза, которую он услышал: «О Муса! Поистине, Я твой Господь», — состоит из букв, так как она составлена из слов, а слова — из букв.
81Хадис достоверный, его привел Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437).
82Что переводится как «древнего вида».
83Что означает: «новая в отношении отдельных моментов этой речи».
84 Если сказать по-другому, то нельзя сказать, что речь Аллаха новая, что она возникла, так как это ука-зывает на то, что Его речь появилась после ее отсутствия, а это, в свою очередь, противоречит атрибуту Всевышнего, так как атрибуты Аллаха безначальны, вечны и постоянны как и Сам Всевышний. Но с другой стороны, если рассмотреть Его речь относительно тех, с кем Он говорил, например с Мусой (Мир ему!), то такая определенная речь, описывается как возникшая, новая, так как она появилась в соответ-ствии с Его желанием, т. е. то, что Он говорил Мусе (Мир ему!), Он не говорил другому, и поэтому эта речь новая.
~ 59 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
v В этом атрибуте последователям Сунны противоречат несколько групп, из которых мы упомянем только две.
Первая группа: «Аль-Джахмийя»85
Они утверждают, что «речь» — не атрибут Всевышнего, а только одно из созданий Аллаха, Он создает речь в воздухе или в том месте, откуда эта речь слышна, а то, что слово «речь» находится в словосочетании с именем Аллаха86, так это просто для того, чтобы показать, что речь — это творение Всевышнего, или указать на почитание этой речи, как говорят «Дом Алла-ха»87. На это мы ответим следующее:
1. Это противоречит единогласному решению праведных предшественников.
2. Это противоречит логике, так как речь — качество говорящего, а не что-то, что суще-ствует само по себе, отдельно от говорящего, а речь будет по сути таковой, если ска-зать, что она — одно из созданий Всевышнего.
3. Муса (Мир ему!) слышал Аллаха говорящим: «Поистине Я — Аллах, нет бога (до-
стойного поклонения) кроме Меня, так поклоняйся же Мне» (Тáхá, 14), следователь-но, невозможно, чтобы это сказал кто-то кроме Аллаха88.
Вторая группа: «Аль-Аш’ария»
Они утверждают, что речь Всевышнего — это смысл, существующий в Самом Всевышнем, т. е. сама сущность речи пребывает во Всевышнем, и этот смысл не связан с желанием Всевыш-него, а эти слышимые буквы и звуки, созданы для выражении и передачи того смысла, который находится во Всевышнем.89
Последователи Сунны в своем возражении им руководствуются следующими доказатель-ствами:
1. Их утверждения противоречат единогласному решению праведных предшественников в этом вопросе.
2. Их утверждения противоречат тем доказательствам, которые мы привели выше и кото-рые указывают на то, что речь Всевышнего слышна, а слышать можно только звук, смысл же, находящийся в самой сущности Всевышнего, услышать нельзя.
3. И последнее: это противоречит привычному, потому, что привычная речь — это та, ко-торую говорящий произносит, а не та, которую он держит в себе.
85Об этой и других сектах мы поговорим в конце книги.
86То есть в выражении «речь Аллаха».
87Речь идет о мечети.
88Не могла же Речь сказать: «Поклоняйся мне, я твой бог».
89Удивительно, что только не придумают люди только бы не следовать истине.