Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я



 

царь, Я судящий и вознаграждающий”».Этот хадис передали имамы,сведущие в знании хади-сов, а также его цитировал Аль-Бухари.

 

В некоторых преданиях говорится, что Муса (Мир ему!) в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на пра-вой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадле-жать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса»78.

 

¯¯¯¯¯¯¯¯¯

 

 

78 Это из рассказов израильтян. В отношении таких сообщений нам следует придерживаться следующего правила: «Мы не верим в них и не опровергаем их без доказательств.

 

 

~ 57 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

КОММЕНТАРИИ

 

Ø Пятнадцатый атрибут — «Речь»

 

Речь—это один из атрибутов Всевышнего,утвержденный Кораном,Сунной и единогласнымрешением праведных предшественников.

 

Всевышний сказал:

 

.١٦٤ ءاسُنا ةرىس

 

«Говорил Аллах с Мусой (слышимой) речью (которая состоит из букв и звуков, без посред-ников)» (Женщины, 164).

 

Всевышний сказал:

 

.٢٥٣ ةرقبنا ةرىس

 

«Среди них (посланников) есть те, с кем говорил Аллах» (Корова, 253).

 

Также есть хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Ко-

 

гда Аллах желает сообщить Свое повеление, Он говорит посредством Откровения79.

 

Также на этот атрибут указывает иджмá‘ус-салаф.

 

Следовательно, нам необходимо утвердить этот атрибут без искажения, без толкования, без придания образа и без сравнения. Мы верим в то, что это настоящая речь, которая является та-кой, как подобает Ему, что она зависит от Его желания, и что она состоит из букв и слышимых звуков.

 

Доказательство того, что Его речь зависит от Его желания, — это следующий аят, в котором Всевышний сказал:

 

.١٤٣ فارعلأا ةرىس

 

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь его. Он сказал: ―Господь, дай мне посмотреть на Тебя»(Ограды, 143).

 

Значит, беседа произошла после того, как пришел Муса, а это указывает на то, что Всевыш-ний пожелал с ним говорить, т. е. и назначенное время, и то, что Муса пришел к этому времени, указывает на то, что самой беседе предшествовало желание Всевышнего.

 

Доказательством того, что Речь Аллаха — состоит из букв, служит следующий аят:

 

79 Хадис сахих, Абу Давуд (4738).

 

~ 58 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

.١٢ ١١ هط ةرىس

 

«Когда он подошел к огню, раздался голос: «О Муса! Поистине Я твой Господь».(Тáха,11-12).

 

Эти слова80 действительно состоят из букв, и они — Речь Всевышнего.

 

Доказательством же того, что речь Аллаха — это голос (звуки), является следующий аят, в котором Всевышний сказал:

 

.٥٢ ىَري ةرىس

 

«…и воззвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для (тайной) бесе-

ды»(Марьям, 52).Как известно ни призыв,ни беседа,не могут быть без голоса(звуков).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «В день воскресенья Аллах собе-

 

рет людей голыми и босыми и призовет их таким голосом, что услышит его одинаково и близкий, и далекий. Он скажет: Я Царь Я судящий и вознаграждающий»81.Из этого хадисатакже следует, что речь Аллаха слышна.

 

v Речь Аллаха — как говорят ученые — «кадúмун-нов’и»82 и «хадúсуль-áхáди»83

 

Смысл выражения «кадúмун-нов’и» заключается в следующем: поистине Всевышний всегда говорил и всегда говорит, т. е. Он описывается тем, что Он не переставал и не перестает быть таковым, Его речь не является появившейся после того, как ее не было, она была и есть посто-янно.

 

Выражение «хадúсуль-áхáди» означает, что отдельные речи являются новыми, возникшими потому, что зависят от Его желания, Он говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает84.

 

80 То есть, фраза, которую он услышал: «О Муса! Поистине, Я твой Господь», — состоит из букв, так как она составлена из слов, а слова — из букв.

81Хадис достоверный, его привел Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437).

82Что переводится как «древнего вида».

83Что означает: «новая в отношении отдельных моментов этой речи».

84 Если сказать по-другому, то нельзя сказать, что речь Аллаха новая, что она возникла, так как это ука-зывает на то, что Его речь появилась после ее отсутствия, а это, в свою очередь, противоречит атрибуту Всевышнего, так как атрибуты Аллаха безначальны, вечны и постоянны как и Сам Всевышний. Но с другой стороны, если рассмотреть Его речь относительно тех, с кем Он говорил, например с Мусой (Мир ему!), то такая определенная речь, описывается как возникшая, новая, так как она появилась в соответ-ствии с Его желанием, т. е. то, что Он говорил Мусе (Мир ему!), Он не говорил другому, и поэтому эта речь новая.

~ 59 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

v В этом атрибуте последователям Сунны противоречат несколько групп, из которых мы упомянем только две.

 

Первая группа: «Аль-Джахмийя»85

 

Они утверждают, что «речь» — не атрибут Всевышнего, а только одно из созданий Аллаха, Он создает речь в воздухе или в том месте, откуда эта речь слышна, а то, что слово «речь» находится в словосочетании с именем Аллаха86, так это просто для того, чтобы показать, что речь — это творение Всевышнего, или указать на почитание этой речи, как говорят «Дом Алла-ха»87. На это мы ответим следующее:

 

1. Это противоречит единогласному решению праведных предшественников.

 

2. Это противоречит логике, так как речь — качество говорящего, а не что-то, что суще-ствует само по себе, отдельно от говорящего, а речь будет по сути таковой, если ска-зать, что она — одно из созданий Всевышнего.

3. Муса (Мир ему!) слышал Аллаха говорящим: «Поистине Я — Аллах, нет бога (до-

 

стойного поклонения) кроме Меня, так поклоняйся же Мне» (Тáхá, 14), следователь-но, невозможно, чтобы это сказал кто-то кроме Аллаха88.

 

Вторая группа: «Аль-Аш’ария»

 

Они утверждают, что речь Всевышнего — это смысл, существующий в Самом Всевышнем, т. е. сама сущность речи пребывает во Всевышнем, и этот смысл не связан с желанием Всевыш-него, а эти слышимые буквы и звуки, созданы для выражении и передачи того смысла, который находится во Всевышнем.89

 

Последователи Сунны в своем возражении им руководствуются следующими доказатель-ствами:

 

1. Их утверждения противоречат единогласному решению праведных предшественников в этом вопросе.

 

2. Их утверждения противоречат тем доказательствам, которые мы привели выше и кото-рые указывают на то, что речь Всевышнего слышна, а слышать можно только звук, смысл же, находящийся в самой сущности Всевышнего, услышать нельзя.

 

3. И последнее: это противоречит привычному, потому, что привычная речь — это та, ко-торую говорящий произносит, а не та, которую он держит в себе.

 

85Об этой и других сектах мы поговорим в конце книги.

86То есть в выражении «речь Аллаха».

87Речь идет о мечети.

88Не могла же Речь сказать: «Поклоняйся мне, я твой бог».

89Удивительно, что только не придумают люди только бы не следовать истине.

~ 60 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.