Цель: организовать индивидуальное целеполагание и планирование деятельности школьников в свободное временя.
Воспитательные задачи:
- формирование у учащихся представления о понятии «досуг» и «хобби»;
- развитие в детях умения высказывать свое мнение, формирование коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей и стремления к целесообразной организации своего досуга;
- формирование умений целеполагания и планирования своего свободного времени;
- формирование положительной мотивации участия в индивидуальной творческой деятельности.
Организационно-педагогические задачи:
-создание благоприятной обстановки для взаимодействия школьников, условий для искреннего, откровенного разговора;
-выяснение интересов детей;
-создание ситуации сознательного включения в работу.
Подготовка
1. Оформление школьниками коллажей на тему: «Как я провожу свое свободное время» и «Чем бы я хотел заниматься в свое свободное время».
2. Написание мини-сочинений на тему «Я хотел бы научиться ….., это в жизни пригодится».
3. Подготовка презентаций руководителями кружков и творческих мастерских.
4. Подготовка выступлений по теме «Мое любимое занятие» с активными учащимися (рассказ о различных видах индивидуальной творческой трудовой деятельности).
Проведение
1. Вступительное слово. Как вы обычно проводите свое свободное время?
2. Работа с понятием «досуг». Какими словами мы часто называем свободное от учебы, время? (досуг) В свое свободное время человек может заниматься чем угодно: спортом, творчеством, посмотреть телевизор, поиграть.
Досуг очень важен для любого человека. Почему, как вы думаете? Человек отвлекается от своего основного вида деятельности. Свободное время предоставляет большие возможности для творчества, в котором каждый сможет себя проявить, чему-то научиться, получить новые знания.
Досуг – это просто удивительная страна. И вы, наверное, обитали бы только там, и я уверена, что порою вам кажется, что времени у вас для нее очень мало. А на самом деле ученые подсчитали, что его у каждого предостаточно.
Посчитайте, сколько дней в году тратится на вашу учебу, если 180 дней – это ваши каникулы, воскресения, праздники, а 100 дней – в личном распоряжении каждого.
Да, ребята, 280 дней – это очень много. Важно разумно распорядиться этим богатством, сочетая приятное с полезным, да так, чтобы доставлять себе радость и удовольствие.
А насколько разумно вы тратите свое свободное время?
3. Анализ содержания коллажей «Мое свободное время», выделение наиболее типичных линий поведения в свободное время. Представление коллажей на тему «Чем бы я хотел заниматься в свободное время?».
4. Оказывается, не все могут похвастаться интересным и полезным досугом, хотя у многих есть любимые занятия. В английском языке занятие, которым человек любит заниматься, называется «хобби»; это слово означает увлечение, любимое занятие для себя на досуге. Хобби может быть не только интересным, но и полезным для себя и окружающих. А какие интересные хобби есть у наших ребят? Выступления «Мое любимое занятие», подготовленные учениками. Скажите, чье увлечение показалось вам наиболее интересным? А какое - приносит наибольшую пользу?
5. А какому интересному и полезному занятию вы хотели бы посвятить свой досуг? Анализ содержания мини-сочинений «Я хотел бы научиться…, это в жизни пригодится».
6. Работа в микрогруппах. Обсудите в группе и составьте список наиболее интересных и полезных занятий в свободное время. После обсуждения на доске составляется общий перечень занятий.
7. Представление презентаций деятельности кружков и творческих мастерских. После выступлений представителей ребята могут задать им вопросы о содержании работы кружка или мастерской.
8. Индивидуальная работа. Каждый ученик отвечает на вопросы: «Какое интересное и полезное занятие я выберу для себя в свободное время?», «В каком кружке или мастерской я хотел бы заниматься?», «Какие знания, умения, навыки смогу приобрести?», «Чем будет полезно мое увлечение мне и другим людям?» Затем педагог предлагает каждому выступить, назвав выбранную форму работы и обосновав свой выбор.
9. С учетом выбора школьники объединяются в микрогруппы, и под руководством представителей выбранных кружков и мастерских каждому предлагается составить план своих занятий в свободное время. Желающие могут представить свой вариант присутствующим и рассказать, что они изменили в своем свободном времени и почему.
10. В заключение каждому участнику предлагается закончить фразу «Свободное время для меня – это…»
11. На собрании в конце четверти педагог предлагает детям рассказать, как им удалось выполнить запланированное и каких результатов они добились, занимаясь в кружке или мастерской, которую выбрали.