Взаимодействие педагогов и семьи направлено на решение двух основных задач:
-обеспечить благоприятные комфортные условия для воспитания, обучения и развития ребенка;
-содействовать единению, сплочению семьи, взаимопониманию родителей и детей, развитию семейных отношений.
Решению этих задач способствуют все педагоги образовательного учреждения. Особенно большую ответственность в их решении берут на себя классные руководители. Именно в классном коллективе устанавливаются более тесные контакты педагогов с семьей. От классного руководителя в значительной мере зависит, как будут относиться родители к школе, педагогам, насколько активно и заинтересованно они будут участвовать в делах класса и школы, в решении проблем обучения и воспитания своего ребенка.
Рассмотрим основные направления взаимодействия педагогов и семьи.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Поэтому первое направление взаимодействия педагогов и семьи – установление и формирование доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и родителями.
Определяющую роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют классные руководители. Достижение этой цели возможно, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию проблемы и побуждает их к ее решению. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна убеждать в том, что он нуждается во взаимодействии с близкими и родственниками ребенка, в объединении усилий с ними, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю, учителям необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников и поддержку заинтересованных, активных родителей, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителейв воспитании детей.
Можно обсудить с родителями следующие вопросы:
-Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.
-Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?
-В чем школа может помочь родителям, а родители — школе?
-Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать?
-Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?
-Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.
-Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
Для формирования отношений классного руководителя с родителями имеет своевременная и важная для родителей информация:
-об учебных планах, программах, режиме работы школы, возможном участии родителей в учебном процессе;
-об особенностях личностных сфер их ребенка, его познавательном стиле, склонностях и способностях, о достижениях и трудностях;
-о рациональной организации режима дня школьника, о наиболее эффективных формах и методах самостоятельной работы ученика;
-о нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы образования школьника, внутренних локальных актах, регламентирующих деятельность конкретного образовательного учреждения;
-о перспективных и текущих событиях, происходящих в школе, классе, о возможностях участия в них ребенка и семьи;
-об оказании помощи детям в учебе, в решении типичных проблем и многое другое в зависимости еще и от возраста школьников.
В информировании родителей помогут различные способы непосредственного и опосредованного взаимодействия: составление и рассылка памяток для родителей, разработанных специалистами, планов, графиков работы; групповые и индивидуальные консультации, встречи; переписка через Интернет.
Особенно важно стимулировать участие родителей в различных делах в классе и школе, творческих отчетах учащихся, проведении зачетных форм учебной деятельности детей и др.
Классный руководитель и учителя класса предусматривают следующее:
-проведение открытых уроков, индивидуальных занятий для родителей с целью раскрытия особенностей учебной деятельности ребенка и демонстрации методики его обучения;
-организацию Дней открытых дверей (раз в четверть), который включает в себя открытые уроки по предметам с участием родителей; различные формы познавательной деятельности (КВН, смотр знаний, турнир-викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.); выставки-ярмарки;
-участие родителей в проведении учебных занятий и экскурсий, выступления с сообщением; рассказ о профессии; демонстрацию наглядных материалов, подготовленных родителями; участие в оценке знаний и умений детей и др.;
-проведение открытых занятий кружков с привлечением родителей, участие родителей в организации работы клубных объединений.
Второе направление - взаимодействие педагогов и родителей с целью оказания помощи ребенку в решении его проблем. Основная задача педагогов и родителей - организовать своевременную помощь ученику по рациональному решению проблем, предотвращению возможных конфликтов. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с учеником и его родителями по самым различным проблемам:
- разрешению конфликтов, связанных с авторитарной позицией родителей, разумностью запретов, ограничений самостоятельности, свободы ученика;
- преодолению грубости, давления, унижения со стороны родителей по отношению к своему ребенку;
- защите от морального и физического насилия ребенка со стороны родителей;
- общению с детьми разного возраста по основам детской возрастной психологии; учету интересов детей, а не только своих собственных; умению стать на позицию ребенка;
- решению проблем, связанных с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка:
- преодолению одиночества, боязни коллективного общения, связи с внешним миром, преодолению излишней говорливости при общении с другими людьми;
- решению проблем нехватки самодисциплины, саморегуляции, пренебрежения правилами и структурами сопротивления внешнему контролю, стремления получить больше свободы;
- преодолению крайней эмоциональной чувствительности, обостренного чувства справедливости, нечестности;
- преодолению излишней прямоты и откровенности, врожденного сопротивления любым переменам и нововведениям, скептичности к новым идеям, крайнего консерватизма;
- решению проблем самоутверждения ученика, его активности, участия в общественной жизни, предоставлению возможных условий для полезного выпуска излишней физической энергии и др.
- созданию ситуации для проявления заботы детей о родителях, своей семье, формированию чувства гордости за свою родословную, семью;
- приобщению родителей к важным событиям для ребенка, его поддержке в ситуациях успеха и неудач.
Общая логика действий педагога, классного руководителя по решению проблем изложена в пятой главе данной книги, а также показана в разделе 7.3.