Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ эффективности решения проблемы



Заключительный этап решения проблемы включает в себя следующие компоненты.

Контроль и оценка результатов решения проблемы. Для согласования фактических результатов с ожидаемыми необходимо обеспечить систему их отслеживания и контроля. Оперативный контроль осуществляется, начиная с момента реализации принятого решения.

В условиях решения проблемы педагогом речь идет о самоконтроле. Г.Альтшуллер предлагает следующие вопросы для отслеживания правильности решения задачи:

1. Проведите анализ хода решения. Ответьте на следующие вопросы:

- Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу?

- Почему я так долго не мог найти хорошего решения?

- Что мне помогло догадаться?

2.Проведите анализ причин появления решенной вами проблемы.

- Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной?

- Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил?

- Чему меня научила эта задача?

- Что осталось нерешенным? Кто остался недовольным?

- Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи - это совершенная ранее ошибка.

3.Определите возможность появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность.

- Действует ли еще причина появления задачи?

- На какой срок удалось решить конфликт?

- Кто остался недовольным?

4. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите превентивные меры, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем.

Сделайте запись в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу"[25].

Анализ эффективности решения проблемы

Л. Ф. Спирин предлагает следующий алгоритм анализа решения педагогических задач:

- анализ постановки задачи;

- анализ программирования педагогических действий;

- анализ педагогических действий;

- диагностика профессионального развития педагога[26].

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Как определяется педагогическая проблема? Какие формы выявления проблем существуют в педагогической практике? Дополните их своими примерами.

2. Что такое педагогический диагноз? На основании чего он ставится?

3. Соотнесите подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы, представленные в табл. 22. Какой вариант является для вас предпочтительным и почему?

4. Обоснуйте роль каждого этапа в общей технологии решения педагогической проблемы.

5. Какие требования предъявляются педагогу, осуществляющему выбор и принятие решений педагогической проблемы?

6. Можно ли перенести данную технологию в другую сферу человеческой деятельности?

7. Сформулируйте стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи по конкретной педагогической проблеме, выявленной вами.

 

Практические задания

Базовый уровень

1.Представьте проблемную ситуацию с помощью серии вопросов. Сформулируйте главную проблему, поставьте диагноз, выявите возможные причины, подберите возможные альтернативные решения задачи, обоснуйте выбор решения.

2.Разработайте план решения проблемы.

3.Покажите на конкретных примерах, как осуществляется связь теории и практики в процессе постановки педагогических задач в профессиональной деятельности учителя.

Повышенный уровень

1.Разработайте советы начинающему педагогу по использованию данной технологии.

2.Разработайте программу по решению педагогической задачи.

3.Составьте вопросы для коллективного анализа конкретной педагогической проблемы в классе.

 

Рекомендуемая литература

1.Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.- 209 с. Арсеньев, Ю. Н. Принятие решений / Ю.Н. Арсеньев. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 272 с.

2.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. – 304 с. Кан-Калик, В.А., Никандров, И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.- 254 с.

3.Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.

4.Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П.Р. Атутова и др. – М.: Педагогика, 1985. – 240 с.

5.Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005. – 640 с.

6.Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

7.Спирин, Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.