Данное направление включает следующие действия педагогов.
1.Изучение взаимоотношений в семье (наблюдение, сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации) с целью определения педагогических позиций и действий, стимулирующих развитие взаимодействия членов семьи.
2.Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
-организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
-создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (Как помогли родителям? В чем и как помочь родителям? Чем порадуем родителей? Куда пригласим родителей, и т.д. — подобные вопросы педагоги включают в обсуждение каких-либо мероприятий, повседневных событий);
-написание сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких ( «Моя семья», «Как трудятся мои родители?», «Моя родословная» и др.);
-творческие встречи детей с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
-организация выставок, представляющих результаты труда, увлечений, достижения родителей.
3.Взаимодействие с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
-знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями в семье каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);
-подготовка с родителями сюрпризов для детей к проведению праздников, по случаю важных школьных событий;
-пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение, поощрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.
4.Организация совместной деятельности детей и родителей в учебном процессе:
-совместное обсуждение проблем учебы детей, подведение итогов учебной деятельности и анализ учебных достижений школьников;
-выполнение творческих работ и заданий по предметам, семейных проектов, участие в семейных конкурсах знатоков по учебным предметам, кроссвордов, викторин;
-проведение совместных познавательных мероприятий детей и родителей, конкурсов «Папа, мама, я - читающая семья», «Учеба - семейное дело», общественный смотр знаний, творческие отчеты по предметам и др.
5.Организация совместной внеурочной деятельности детей и родителей:
-совместное целеполагание и планирование общих дел детей и родителей в классе, школе;
-совместное обсуждение проблем и их решение;
-проведение совместных дел родителей и детей (Дни здоровья, новогодние праздники, выставки семейного творчества, туристические походы, экскурсии на природу, озеленение школы и участка, субботники и генеральная уборка школы, творческие дела «Учились наши мамы, учились наши папы», «Мир семейных традиций и увлечений»);
-проведение совместных занятий родителей и детей «Я в доме хозяйка (хозяин)», «Семейный бюджет» и др.;
-организация различных семейных конкурсов, «Самый лучший хозяин дома», «Самая лучшая хозяйка дома», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Я и моя бабушка», «Моя семья — мой город» и др.;
-анализ результатов совместной деятельности (текущий, итоговый);
6.Разработка программы жизнедеятельности семьи. В этой связи можно рекомендовать следующее:
-программа семьи составляется на основе индивидуальных маршрутов всех членов семьи, поэтому важно проверить, насколько совпадают их временные ресурсы (график основной работы, время занятий, время проезда и т. д.);
-важно иметь календарь знаменательных дат для семьи (дни рождения, важные семейные мероприятия и т.д.), чтобы в период его реализации не произошло каких-то накладок;
-не реже одного раза в месяц целесообразно предусмотреть коллективные семейные мероприятия;
- мероприятия программы должны содержать не только те, что объединяют членов семьи, но предусматривать персональные, позволяющие каждому члену семьи реализовать индивидуальные потребности;
-следует предусмотреть материальные затраты и возможные варианты использования семейных ресурсов при разработке программы.
7.Стимулирование взаимодействия детей и родителей:
-поощрение родителей классным руководителем, учителями, администрацией школы за успешное воспитание и обучение детей, активное участие семьи в делах класса, школы (в различных формах);
-проведение конкурсов «Самая дружная семья»;
-присвоение званий на основе результатов совместной деятельности детей и родителей - «Семья года» (по итогам года) и соответствующее поощрение, «Образцовая семья» (присваивается по завершению периода обучения ребенка в школе на основе достижений всех членов семьи), которая заносится в Книгу почета города, района, школы.
Четвертое направление – развитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъектной позиции родителей в работе школы и класса при проведении различных форм взаимодействия с семьей и детьми, предоставление родителям реальных прав в решении вопросов воспитания и обучения детей в школе.
Основные педагогические действия, которые необходимо осуществить в этом направлении:
-совместная разработка и подписание коллективного договора в классе и договора педагогов с каждой семьей о взаимодействии в решении проблем обучения и воспитания детей, где определены взаимные обязательства сторон;
-участие родителей в формировании заказа на образовательные услуги;
-поддержка и стимулирование инициатив, конструктивных предложений родителей по совершенствованию образовательного процесса школьников;
-повышение роли, статуса родительского собрания как главного органа самоуправления, совершенствование методики его проведения как средства принятия коллективных и ответственных решений;
-организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы родителей и детей;
-проведение коллективного целеполагания и планирования работы родительского, классного коллективов на год, главных событий и мероприятий;
-участие представителей от родительского коллектива класса в обсуждении общешкольных проблем и планов;
-организация коллективного анализа работы школы и класса за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе;
-выборы родительского комитета (актива) в классе, а также представителя в общешкольный родительский комитет;
-организация систематической работы родительского комитета, определение его полномочий, прав и обязанностей, обеспечение его отчетности перед коллективом родителей;
-выполнение родителями организаторских функций, создание советов дел из числа родителей при подготовке мероприятий;
-использование методики чередования творческих поручений (ЧТП), предусматривающей поочередное участие микрогрупп родителей в организации жизни классного коллектива; распределение поручений между всеми родителями в начале года, предполагающее выполнение конкретной работы в классе (оформление, ремонт кабинета, организация экскурсий, выходов в театр, музей, поездок, походов, кружков, встреч, мероприятий и т. д.);
-создание временных и постоянных комиссий по решению конкретных проблем (подготовка к экзаменам, оформление кабинета, организация экскурсии и др.);
-организация контроля за режимом работы детей, питанием, здоровьем и проведением оздоровительных мероприятий и т. д. (по решению классного родительского собрания, в рамках полномочий родителей и охраны прав детства);
-предоставленние возможности родителям высказывать свои предложения, давать оценку деятельности педагогического коллектива, администрации школы;
-подведение итогов деятельности органов родительского самоуправления;
-коллективная оценка активности родителей в воспитании ребенка, их участия в жизнедеятельности класса и школы.
Пятое направление – повышение психолого-педагогической культуры родителей. Это предусматриваетформирование у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования ребенка.
Педагогические действия:
1.Изучение общекультурного уровня родителей.
2.Выявление уровня психолого-педагогической грамотности.
3.Определение тематики занятий и консультаций по педагогике, психологии, медицине, праву и др. с учетом материалов изучения семей и детей, заказа родителей.
4.Составление тематики практических занятий специалистами, учителями-предметниками с учетом проблем и трудностей обучения и воспитания, развития детей.
5. Выявление проблем, трудностей в семейном воспитании, их классификация, соответственно определение групп родителей для организации групповых занятий и консультаций по следующим основаниям: уровню интеллектуального развития родителей; уровню психолого-педагогической грамотности родителей; характеру отношений в семье; проблемам воспитания в семье; уровню развития детей; состоянию здоровья детей; характеру заболеваний детей и др.
6.Составление тематики, проведение консультаций, занятий с учетом выявленных групп.
7.Систематическое проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей:
-специалистами (логопедом, психологом, дефектологом, психиатром и др.);
-учителями-предметниками;
-воспитателями и др.
8.Организация работы «телефона доверия».
9.Определение времени в графике работы школы для проведения консультаций специалистами.
10.Организация конференций по обмену опытом семейного воспитания, вечеров встреч, вопросов и ответов со специалистами.
Шестое направление – координация деятельности учителей и специалистов по оказанию поддержки семье. Данную функцию в масштабах школы осуществляет социальный педагог, в классном коллективе — классный руководитель.
Основная задача – согласовать действия учителей и специалистов по оказанию помощи семье в решении проблем воспитания ребенка, в установлении взаимоотношений между членами семьи, составлении индивидуально-развивающей программы или комплекса мер, направленных на решение проблем ученика, и обеспечение их реализации.
В этом направлении осуществляются следующие действия:
1.Изучение семьи.
2.Своевременное выявление проблем семьи, ребенка, выяснение их причин, организация совместного с родителями и специалистами поиска способов решения этих проблем.
3.Организация педагогических консилиумов с участием учителей класса, специалистов, родителей:
-по определению особенностей семьи, ребенка на основе обобщения данных диагностики;
-по обсуждению и выработке подходов к воспитанию ребенка, к взаимодействию с родителями;
-выработке общих, непротиворечивых, согласованных требований к семье и ребенку;
-по определению программы действий, направленных на оказание поддержки семьи и ребенка.
4. Оказание помощи в социально-педагогическом обследовании семьи для представления документов в органы опеки и попечительства и др., поскольку родители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию.
5.Своевременная поддержка родителей детей, попавших в экстремальные ситуации (определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.).
6. Принятие совместных мер воспитательного взаимодействия с ребенком в случае возникновения проблем, например, частых пропусков занятий в школе и др.
7. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по решению проблем, входящих в их компетенцию.
8. Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ по решению проблем по следующей схеме:
д) определение группы субъектов образовательного процесса, непосредственно принимающих участие в решении проблемы;
е) подбор видов, методов мониторинга, определяющих качество, достоверность, объективность решения проблемы.
9. Составление индивидуальной программы по решению проблем самим учеником.
Взаимодействие педагогов и семьи организуется в той общей логике, которая дана во введении этой книги и представлена подробно в предыдущих главах. Далее покажем, как реализуется общий алгоритм организации этого взаимодействия в конкретных, наиболее типичных ситуациях.