Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности организации деятельности в коллективе



 

При организации деятельности детей в коллективе необходимо учитывать особенности детского коллектива, цели и задачи, которые он призван решать, реализуемые им воспитательные функции, а также использовать те средства, которые активизируют творчество, самостоятельность, инициативу и ответственность школьников. Разработкой проблемы эффективной организации деятельности детей занимались многие ученые. На наш взгляд, наиболее актуальны в вопросе активизации позиции учащихся при организации деятельности коллектива идеи, высказанные А.С. Макаренко, И. П. Ивановым и Е.В. Титовой.

Что значит организовать деятельность в детском коллективе? Это значит упорядочить действия в определенной логике, представить их либо в виде этапов совместной деятельности педагога и детей, либо совместной деятельности учащихся.

Следует, однако, помнить, что не всякая деятельность, организуемая в коллективе, может называться коллективной. А.С. Макаренко выделял три основных признака коллективной деятельности: наличие общей, значимой для всех участников цели; распределение участков работы, которую необходимо выполнить в процессе достижения цели, между членами коллектива; осуществление частичного или полного контроля за организацией дела самими членами коллектива.

Также, говоря об организации деятельности коллектива, следует учитывать принцип, выдвинутый Е.В.Титовой: в совместной работе должны гармонично сочетаться все три вида организаторской деятельности: индивидуальная, групповая и коллективная, то есть коллективная деятельность должна включать в себя активную работу отдельных микрогрупп, формируемых из членов коллектива, для решения отдельных задач, и индивидуальную деятельность каждого школьника, на закрепленном за ним участке общей работы.

Опираясь на предлагаемые подходы, мы разработали последовательность действий педагога и детей, которой целесообразно придерживаться при организации как деятельности коллектива в целом, так и отдельных коллективных дел.

Этапы и способы организации деятельности

В коллективе

Первым этапом в организации деятельности должна стать мотивация ее участников.Каждый должен понимать, для чего он включается в работу. Традиционно выделяется три группы мотивов: личностные, коллективистские и престижные. Полагаем, что доминировать при организации деятельности должны мотивы первых двух групп. Дополняя важный постулат теории развития самоуправления в детском коллективе М.И. Рожкова, отметим, что первым шагом в организации деятельности детей должно стать формирование мотивов «Я хочу» и «Мы хотим», причем в работе со школьниками мотив личного участия должен быть первичен. Развитие мотивационной сферы и умения принимать самостоятельные решения - одна из главных задач школы в свете реализации требований, предъявляемых к результатам образования стандартами второго поколения.

В большинстве случаев школьники действуют, руководствуясь внешней мотивацией, которая при организации коллективной деятельности эффективна не в полной мере, поскольку ребенок активнее включается в деятельность по достижению результата, если присутствует личная заинтересованность участника работы в ее успехе. Таким образом, на первом этапе педагог должен ответить себе на вопрос: каким образом заинтересовать детей общим делом, как сделать их участие в работе коллектива личностно значимым?

Следуя теории развития самоуправления, можно использовать для формирования нужной мотивации способ, основанный на создании проблемных ситуаций, только проблема, которая станет основой для личностного мотива, должна быть понятна ребенку и осознана им. Существует три способа постановки проблем: инициированные педагогом, определяемые совместно, осознаваемые и формулируемые самими детьми. Третий вариант обеспечивает в полной мере учет потребностей ребенка, а, значит, будет более эффективен при включении его в деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы натолкнуть ребенка на проблему, помочь ему ощутить потребность в ее разрешении.

Для этого он может использовать различные индукторы. Начинать лучше с тех, которые оказывают влияние в первую очередь на эмоциональную сферу ученика, то есть вызовут у него положительные или отрицательные эмоции.

Например, прежде чем обсуждать с детьми вопрос о поддержании чистоты и порядка в классе, можно показать им изображения (видео или фото) различных интерьеров (конечно, они должны быть реальными для воплощения), рассказать об основных правилах дизайна, предложить каждому нарисовать эскиз учебного кабинета. Тот порядок, который ребенок определил сам, ему легче будет поддерживать.

Достаточно эффективным индуктором может выступать пример. Механизм подражания, конечно, более действенен в младшем возрасте, но и в работе с подростками не стоит игнорировать потребность в подражании, только примеры должны быть иного рода. Так, для младших индуктором будет пример старших (учителей, родителей, старших школьников), для подростков – образец, показанный сверстником.

Проблемы, определяемые взрослыми и детьми совместно, также могут стать основой для мотивации участия в коллективной деятельности. Но и в этом случае не стоит опираться исключительно на мотивы долга, следует показать ребенку значимость его участия в совместной работе, натолкнуть его на осознание положения «если не я, то кто?». Поэтому при использовании данного способа постановки проблемы тоже следует начинать с подбора индукторов, которые помогут школьнику самостоятельно принять решение об участии в работе и обеспечат добровольный характер его включения в деятельность.

Например, субботник. Участие в нем часто превращается в скучную обязанность, и результаты труда редко удовлетворяют педагогов, не говоря уже о детях, которые не понимают, почему они должны тратить свободное время на выполнение чужих обязанностей (дворника, уборщицы). В данном случае, конечно, не обойтись без инициирования проблемы педагогом, но возможно включение в ее постановку детей.

Индуктором может стать рассказ об опыте участия в подобной работе самого педагога или других коллективов или показ образцов чужой деятельности на фото или видео. Самое главное, чтобы дети увидели в этом возможность улучшить имеющуюся ситуацию, не просто выполнить работу по образцу, а внести в результат что-то новое, сделать по-другому, лучше, проявить свои способности. Здесь можно задействовать и мотивы престижа: «у нас тоже может быть так», «чем мы хуже», «мы можем лучше». В этой ситуации мотив участия будет основываться на возможности проявить себя.

Таким образом, решение проблемы мотивации является одной из первоочередных задач при организации совместной деятельности детей, которые должны быть лично заинтересованы в результате.

Примеры приемов формирования мотивации к участию в трудовой деятельности предлагаются в табл. 29.

Таблица 29

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.