Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изготовление наглядного пособия



Подобрать содержание: -изучить описание объекта; - выбрать наиболее характерные черты для фиксации Определиться с формой: - нарисовать эскиз; - подобрать рисунки Найти необходимые материалы: - ватман; - клей; - фломастеры

 

4. Разработка проекта решения задачи с последующей защитой идей.

5. Составление «банка идей» по достижению цели.

Названные выше способы могут быть реализованы как в процессе коллективной работы (в микрогруппах), так и при индивидуальном планировании. Если использован вариант коллективного планирования (при решении проблемы, стоящей перед всем классом), то после определения основных направлений работы по достижению цели происходит распределение обязанностей среди учеников, где каждый выбирает форму своего участия в общей работе. Затем осуществляется планирование деятельности рабочих групп (если они создавались) и индивидуальное планирование каждым своей работы.

Независимо от уровня планирования (коллективное, групповое, индивидуальное) определяемое содержание деятельности соотносится с имеющимися целями, и из числа всех возможных вариантов действий выбираются те, которые наиболее сориентированы на достижение запланированных результатов.

Планирование деятельности должно осуществляться в двух направлениях: индивидуальная деятельность и деятельность в коллективе. В качестве формы проведения планирования может выступать общее собрание, на котором можно обсудить и коллективную деятельность, и создать условия для разработки индивидуальных планов. Пример собрания по планированию представлен далее в этой главе.

Время и пространство– это те параметры, которые также должны быть учтены при организации деятельности коллектива. При планировании важно уточнить временные границы для каждого участка работы с учетом поставленных задач, определенного ранее содержания и возможностей участников.

Особое внимание фактору времени следует уделять при перспективном планировании деятельности коллектива. Основные формы работы распределяются таким образом, чтобы обеспечить оптимальный период для организации каждой. В связи с тем, что различные виды дел коллектива реализуются как систематически, так и периодически, необходимо рационально сочетать их при планировании с учетом лимита времени, необходимого для качественной их организации. Планируя индивидуальную ежедневную работу каждого, важно предполагать наличие времени у ребенка для ее выполнения, оставляя для него возможность без ущерба и перегрузок принимать участие в коллективных делах. Оптимальным будет вариант планирования, при котором формы общей деятельности коллектива являются завершающим, итоговым этапом индивидуальной работы. Например, проблема поддержание чистоты и порядка в помещении решается не через проведение еженедельных субботников, а путем организации ежедневного дежурства и планируемой раз в четверть генеральной уборки.

Пространство – фактор, влияющий на объем усилий, необходимых для решения проблем, связанных с благоустройством территорий и помещений. Рационально распределить участки работы поможет составление при планировании схемы, отражающей основной объем предстоящих работ. Размеры объектов, которые необходимо привести в порядок в процессе совместной деятельности, имеют значение для определения количества участников работ и времени, которое потребуется им для получения запланированного результата.

Если число участников больше, чем необходимо для того, чтобы привести выделенный объект в порядок, дети не имеют возможности полностью проявить себя, поскольку не хватает пространства для приложения определенных усилий, сложно увидеть вклад каждого в общий результат, часть школьников просто не найдет для себя работы. В другом случае, когда участников меньше, чем планируемый объем работ, им потребуется больше времени или они вообще не смогут завершить деятельность и получить результат в выделенный временной период.

Вторая часть планирования может быть реализована на следующем этапе организации.

Пятый этап предполагает определение способов деятельности и средств, необходимых для выполнения запланированных работ. Характеристику упомянутых параметров и выбор вариантов их реализации целесообразно осуществлять в процессе подготовки к совместной деятельности, после того как точно определены ее цели, содержание и предполагаемые результаты. Каждый участник, получив задание, должен ответить себе на вопрос «Как и с помощью чего можно его выполнить?».

На данном этапе задача педагога помочь детям выбрать оптимальные варианты осуществления действий. Его действия по решению данной проблемы будут зависеть от наличия у школьников опыта выполнения запланированных работ. В том случае, если необходимые навыки у ребенка сформированы, следует обсудить с ним возможные способы деятельности, составить или напомнить порядок выполнения задания. Когда ученикам предстоит участвовать в новой для них работе, перед непосредственным ее выполнением необходимо организовать упражнение, в рамках которого дети смогут апробировать новые способы деятельности. Если что-то у них не получится, это не повлияет на результат, ребенок получит возможность исправить допущенные ошибки и будет более уверенно чувствовать себя при участии в реальном процессе.

Например, уборка класса. Школьники должны научиться поддерживать в чистоте закрепленный за их классом кабинет без ущерба для его состояния. Во-первых, с ними нужно провести беседу о способах осуществления данной операции, продемонстрировать моющие средства, орудия труда, рассказать, для чего каждое из них может быть использовано. Затем необходимо познакомить детей с последовательностью действий при уборке и показать пример их выполнения. Третьим шагом будет выполнение показанных операций детьми самостоятельно под контролем учителя и оценка результатов работы. После того, как каждый попробует себя в работе, педагог разбирает их действия, указывает на правильные и корректирует ошибки. При необходимости последние этапы упражнения можно повторить несколько раз. В качестве организатора в данной ситуации могут выступать старшеклассники, целесообразно сформировать разновозрастные пары младший – старший, тогда появиться возможность осуществить индивидуальное обучение выполнению трудовых операций.

Помочь школьникам определиться со способами действий может использование инструкций и технологических карт. Хорошо, если они будут разработаны совместно и ребенок будет понимать внутреннюю логику процесса.

Закрепление у учащихся простейших трудовых умений и навыков самообслуживания может осуществляться через систему «Чередование трудовых поручений». Данный прием широко используется в коллективной творческой деятельности. Содержание поручений (заданий) при организации трудовой деятельности определяется исходя из реальных проблем бытового характера, которые необходимо решать систематически. Выполнение поручений может быть организовано в микрогруппах, парах или индивидуально. Целесообразно спланировать процесс труда детей таким образом, чтобы таких систем было несколько и вся работа по самообслуживанию и благоустройству помещений и территории осуществлялась в их рамках на разных уровнях: индивидуально, в паре, микрогруппе. Это поможет разнообразить ежедневные заботы ребенка, позволит ему научиться работать самому и в команде.

Средства выполнения задачи должны быть подобраны в соответствии со способами работы и помочь ребенку достичь запланированного результата. При организации деятельности коллектива важно обеспечить участников всем необходимым, иначе они не смогут добиться желаемого, возникнут проблемы с удовлетворением потребностей и достижением цели. Конечно, задача педагога обеспечить участников работы необходимыми средствами, но не менее важно научить детей самих подбирать нужные для осуществления деятельности предметы, находить им замену, альтернативу, если в данный момент достать их не представляется возможным.

На шестом этапе организации деятельности коллектива следует уделить внимание системе отношений, которые будут складываться в процессе работы между участниками.

Основные пути взаимодействия детей должны быть заранее определены, выделены ответственные за каждый участок работы, обозначены консультанты, к которым можно обратиться за помощью. Согласно теории организаторской деятельности, в качестве организатора может выступать кто-то один, группа или весь коллектив. В третьем случае система отношений должна быть спроектирована особенно тщательно, чтобы избежать дублирования ответственности и обеспечить взаимодействие участников.

Отношения в процессе деятельности должны быть сориентированы по вертикали и горизонтали, каждый участник должен однозначно представлять, кем он руководит, кому подчиняется, с кем вместе выполняет общую работу. Взаимодействие школьников как процесс, протекающий в рамках образовательной системы, предполагает регулирование со стороны педагога и обеспечение его целенаправленности с точки зрения решения воспитательных задач. Воспитывающий характер взаимодействия в рамках совместной деятельности может быть реализован, если соблюдаются основные правила организации этого процесса[16]. Следует учесть, что регулирование взаимодействия как педагогический процесс имеет свою специфику.

Педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых имеет широкие возможности для освоения школьниками различных социальных ролей, преобразования имеющегося опыта старших и обогащения, развития опыта младших. Школьники учатся принятию самостоятельных решений, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях.

Взаимодействие в рамках совместной деятельности способствует взаимообогащению детей, позволяет овладеть социальными ролями взрослого, ответственного за других, что особенно важно для будущего семьянина. Ученик приобретает опыт организаторской деятельности, занимая позицию руководителя рабочей группы.

Таким образом, организация взаимодействия школьников в процессе совместной деятельности создает благоприятные условия для реализации и развития социально значимых качеств личности и обеспечивает гуманизацию отношений между детьми и взрослыми.

Организуя взаимодействие, педагоги должны обеспечить интеграцию и дифференциацию социальных интересов школьников в деятельности группы. Педагогу особенно важно помочь найти общее дело, в котором школьники будут взаимодействовать, выполняя при этом свою часть общей работы.

Также педагогу необходимо позаботиться об обновлении содержания и форм совместной деятельности школьников, добровольном включении детей во все сферы социальных отношений, стимулировании их участия в поиске совместных дел.

Важно формировать сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечивать защищенность каждого ребенка; заботиться о том, чтобы отношения каждого ребенка состальными были референтными для него и не допускалось подавления личности в этой группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет ученик.

Наиболее эффективными средствами, побуждающими школьников к сотрудничеству и творчеству, являются неформальная обстановка, отсутствие жесткой регламентации, свободный выбор детьми видов и форм деятельности, проблемные ситуации, отражающие интересы и потребности учащихся, игровые и соревновательные элементы.

Учет перечисленных выше положений при регулировании в системе отношений, складывающихся в рамках деятельности между ее участниками, позволит педагогу эффективно организовать процесс и обеспечить условия, при которых школьники смогут реализовать поставленные цели и получить удовлетворение от выполненной работы.

Зафиксировать систему отношений можно в графической форме, указав основные позиции, занимаемые участниками деятельности, и варианты взаимодействия между ними. Также целесообразно составить вместе с детьми правила взаимодействия друг с другом в процессе работы, для этого подойдет прием «Коллективный договор», предполагающий совместное определение основных прав и обязанностей сторон, участвующих в совместной деятельности.

Седьмой этапорганизации деятельности коллектива школьников предполагает анализ и подведение итогов работы, а также оценку ее эффективности. Реализовывать данный этап, также как и предыдущие, необходимо на двух уровнях: личностном и коллективном.

В зависимости от выбранного варианта деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная) могут быть использованы различные формы анализа, самоанализа и рефлексии.

При осуществлении деятельности коллективно вначале следует подвести итоги и проанализировать результат общей работы, оценив положительные и отрицательные стороны полученного продукта, обозначив степень достижения запланированного результата и затраченные коллективом усилия. Затем важно предоставить возможность каждому участнику выделить свой вклад в полученные результаты работы и выделить личные достижения в процессе деятельности, объяснив себе, почему результат получился именно таким, что помогло в работе, а что помешало, какие резервы (индивидуальные или коллективные) были не использованы.

Педагог должен помощь каждому ученику провести самооценку. В качестве опоры для самооценки можно использовать прием недописанного предложения:

- Я понял, что …

- Я узнал, что …

- Я задумался о том, что …

- В дальнейшем я постараюсь… и т.п.

По итогам работы ребенку можно предложить ответить на вопросы: «Чему я научился?», «Что нового узнал?», «Кому смог помочь?» и т.п.

Заключительным этапом анализа должно стать определение дальнейших перспектив в совместной деятельности. Ответы на вопросы: «Где можно использовать полученный опыт?», «Что еще полезного можно сделать для школы, класса?», «Что нового и интересного можно узнать еще?», «Над какими проблемами следует работать в дальнейшем?» помогут школьникам наметить пути своего личностного развития, а педагогу – обеспечить преемственность в организуемой с классом работе (см. главу 2 этой книги).

Анализ коллективных дел может быть проведен в форме общего собрания с использованием приемов групповой работы, опорных схем, элементов деловой игры. Примеры собраний по анализу представлены далее в этой главе.

Таким образом, осуществление систематического анализа результатов деятельности на всех уровнях поможет школьникам в осознании своих возможностей, в выявлении проблем в организации и станет основой для формирования положительной мотивации участия в дальнейших делах коллектива.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.