Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опорная схема оформления «дерева целей»



  Что даст участие в работе каждому? В чем каждый участник сможет себя проявить?  
Что даст участие в работе нашему коллективу?
Какие знания важно приобрести каждому? Что нового мы сможем узнать, участвуя в работе? Кому мы помо-жем, организовав дело? Что может измениться после проведения дела в классе? Для чего мы будем его проводить? Какие новые умения мы сможем приобрести? Чему каждый участник сможет научиться?
Что мы умеем? Что знаем? Что поможет нам в организации дела?
         

* цель коллектива, цели группы, индивидуальные цели

 

Переходя к данному этапу организации деятельности, следует выбрать способ постановки цели. Опираясь на упомянутые выше процессы, можно выделить два варианта: от индивидуальной цели к коллективной и от общей цели к цели каждого ребенка. В качестве основного фактора, влияющего на выбор, следует рассматривать способ постановки проблемы, которая была основой для мотивации участия в деятельности. Если проблема осознавалась каждым ребенком для себя, целесообразен первый вариант постановки целей, если проблема определялась совместно детьми и педагогом или была последним инициирована, более эффективен второй вариант.

Приведем пример. Девочки участвуют в работе студии дизайна одежды потому, что хотят иметь модную одежду для себя – это первичный мотив. Отвечая себе на вопросы: «Чему я научусь?», «Где смогу использовать приобретенный опыт?», школьницы осознают личные цели своей деятельности. В качестве индивидуальных целей выступает приобретение умения выполнять основные швейные операции, проектировать модели одежды, формирование базы для овладения в будущем профессией модельера, швеи, дизайнера. На основе указанных целей могут быть сформулированы цели совместной деятельности коллектива студии, имеющие общественную направленность и сохраняющие личностный смысл. Отвечая на вопрос «Где еще можно закрепить полученные умения и проявить свои возможности и вместе с тем принести пользу окружающим?», девочки вместе с руководителем определяют общие цели, такие как оформить окна в классах и коридорах школы; представить продукцию студии на ярмарке или реализовать через магазин, потратив заработанные деньги на приобретение материалов для творчества; помочь в постановке спектакля к празднику, подготовив костюмы для актеров, и т.п. В данном случае при ведущем личностном мотиве задача педагога - стимулировать детей к определению коллективных целей, через постановку перед ними усложняющихся с каждым разом проблем.

Если проблема изначально определена педагогом и выбран второй вариант постановки целей, следует в первую очередь показать значимость предстоящей работы и ответить вместе с детьми на вопросы: «Для чего мы будем это делать?», «Что нам даст участие в решении этой проблемы?», «Чему мы сможем научиться, какой опыт приобрести, работая сообща?». Затем, после того, как сформулирована общая цель, важно попросить каждого подумать над тем, какие знания, умения, навыки он сможет проявить в совместной деятельности, чему сможет научиться, участвуя в работе, где сможет использовать приобретенный опыт. Таким образом, на основе цели коллектива школьники определяют свои индивидуальные цели, и участие в деятельности приобретает личностный смысл.

Проектирование целей - это сложный процесс, умение его осуществлять чрезвычайно важно для дальнейшей жизни учащихся, для обоснованного выбора ими будущей профессии. Поэтому педагог должен учить детей ставить цели с учетом своих возможностей и желаний, соизмерять личные цели с целями других людей и всего коллектива. На первых этапах работы целесообразно графическое отображение поставленных целей через использование опорных схем (например, изображение солнца, где в центре общая цель, каждый луч – цель отдельного ребенка) (рис. 1).

 

 


Рис. 2. Пример системы целей трудового дела («Озеленение класса»)

 

Определив цели деятельности, можно переходить к третьему этапу организации – проектированию результата. Важно, чтобы каждый участник четко осознавал, что должно получиться в результате работы, каким должен быть конечный продукт по качеству и какие изменения произойдут после приложения усилий в трудовой деятельности. Обсудив с детьми заранее, к каким результатам каждый и все вместе должны прийти по окончании работы, педагог обеспечивает сознательное включение школьников в процесс труда; это избавит его от необходимости постоянно напоминать им, что еще необходимо сделать в ходе деятельности.

Кроме того, что результаты должны быть определены на двух уровнях: личном и коллективном, целесообразно выделять их в материальном (произведенное изделие, убранная территория и т.п.) и виртуальном(удовлетворение от выполненной работы, приобретенное умение, общественное признание, благодарность окружающих, забота о других и самом себе) планах. На этом этапе следует опираться на мнения детей и требования, которые предъявляются к результатам данной деятельности (если они есть).

Начать стоит с характеристики материальных объектов и их качественных показателей. Например, попросить школьников ответить на вопросы «Как должен выглядеть двор после субботника?», «Каким должен быть класс после дежурства?», «Какие изделия мы должны изготовить, в каком количестве?», затем совместно определить критерии, по которым будут оцениваться продукты деятельности. После этого обсудить, какие изменения произойдут в отношениях друг с другом и какова будет реакция окружающих, если работа будет выполнена качественно и в срок. Материальный результат может быть спроектирован в виде рисунка, эскиза, перечня характеристик, нормативной модели, образца изделия и т.п. Виртуальный – зафиксирован вербально или графически.

Также необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый участник деятельности определил свой личный результат, к которому будет стремиться, какой вклад он планирует внести в общее дело, что получить для себя. Для того, чтобы помочь ребенку ответить на эти вопросы, можно использовать способ «5 смогу» (система недописанных предложений):

- Я смогу сделать …..

- Я смогу узнать ….

- Я смогу научиться ….

- Я смогу показать всем, что я ….

- Я смогу помочь …..

Для детей младшего возраста возможно заполнение опорной схемы. Например, каждому выдается вырезанный из бумаги цветок, в центре предлагается описать одним - двумя словами результат («чистый класс»), на лепестках написать, чему он научится, какие качества приобретет. Для упрощения выполнения задания педагог может заготовить список приобретаемых качеств и умений заранее или составить его совместно с детьми, а затем каждый выберет то, что важно для него.

Четвертый этап организации деятельности коллектива предполагает определение содержания работы.По сути этап заключается в разработке основных направлений достижения целей и запланированных результатов. Ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться цели и получить нужный результат?» является основополагающим. Именно сейчас целесообразно осуществить первую часть планирования предстоящей работы.

В качестве способов, которые решают данную задачу, могут быть использованы следующие.

1. «Звездочка обдумывания».В центре пишется проблема, которую надо решить, например – украсить зал к новогоднему празднику, на каждом из лучей фиксируются основные направления работы, например – разрисовать окна, подготовить украшения для елки, вырезать и закрепить на стенах снежинки, нарисовать поздравительные плакаты, оформить потолок «падающим снегом» и гирляндами.

2. «Проблемное поле». В центре записывается общий вопрос, на который необходимо ответить, например – «Как организовать дежурство?»; вокруг располагаются частные вопросы, например – «Когда будет осуществляться дежурство», «Что должны будут делать дежурные?», «Как распределить участки работы?», «Кто и как будет контролировать процесс?», «В какой форме будут подводиться итоги?» и т.п.; затем к каждому частному вопросу подбираются возможные ответы и записываются на третьем уровне, например – «Что должны делать дежурные?»: «полить цветы», «протереть подоконники», «подмести пол», «проветрить класс» и т.д.

3. «Денотантный граф». Этот прием целесообразен при планировании индивидуальной деятельности. Вверху страницы записывается задача, которую необходимо решить, – это первый уровень графа, затем она конкретизируется в перечне задач второго уровня, каждая из них определяется на третьем более частном уровне в перечне действий(см.табл. 31).

 

Таблица 31

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.