Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль и значение экспоната и экспозиции в культурно-образовательной деятельности музея



Современный музей особое внимание должен уделять правильному построению экспозиции, ориентированной на интересы и потребности посетителей. Для этого необходимо знать свойства музейного предмета, владеть различными способами эффективного восприятия музейной экспозиции, в том числе эмоционально-образного.

Один из зарубежных исследователей Мелтон еще в 1930-е годы говорил о так называемом «влиянии близости выхода» в музее. Суть его в том, что «чем дольше посетитель находится в музее, тем быстрее он движется к выходу». Чем больше проходит времени, тем слабее интерес человека к экспонатам. Причиной такого состояния является подача материала – все залы похожие, монотонность форм, приглушенное освещение. Часто музейная экспозиция готовится без учета запросов и потребностей публики. Специалист готовит экспозицию на основе собственных знаний, которые могут быть не доступны посетителю. Бывший директор Британского музея Поуп-Хеннесси отмечал, что научные сотрудники музея «слишком хорошо знают свои коллекции и поэтому просто не способны увидеть их глазами постороннего».

Тем временем отдельный музейный экспонат и музейная экспозиция в целом играют не последнюю роль в решении культурно-образовательных задач музея.

Вещь становится предметом музейного значения после определенной стадии оценки. В системе фондов она является музейным предметом, а на выставке – музейным экспонатом. В образовательный процесс может быть включен любой музейный предмет. Задачей музейного педагога или научного сотрудника музея является правильно отобрать музейные предметы для образовательной деятельности. В музейном образовании может и должно преобладать эмоционально-образное начало в отличие от рационального начала. Свойствами музейного предмета являются информативность (информация о самом предмете, о людях и событиях, связанных с ним), отражение действительности (способность демонстрировать типичное или уникальное явления), экспрессивность (умение воздействовать эмоционально и вызывать ассоциации). В сфере музейной деятельности музейный предмет вступает во взаимодействие с другими музейными предметами в рамках экспозиции.

Любая музейная экспозиция включает в себя три компонента: экспонат, пространство и художественное оформление. Сочетание этих компонентов не должно нарушать главного – не помешать общению посетителей с экспонатом. Музейная экспозиция – это основная форма музейной коммуникации. Образовательные и воспитательные цели музейной экспозиции осуществляются путем демонстрации музейных предметов, которые организованы, объяснены и размещены в соответствии с научной концепцией музея и современными принципами архитектурно-художественных решений.

 

Задание 1.

Прочитайте отрывок из стихотворения В. Маяковского и ответьте на вопросы:

Какую реакцию вызвал музейный предмет у посетителя?

Как объяснить с точки зрения современной музеологии, почему автору строк понравилась именно «трещина на столике»?

Я все осмотрел,

поощупал вещи.

Из всей красотищи этой

Мне больше всего

понравилась

трещина

На столике Антуанетты…

В него штыка революции

клин

Вонзали,

пляша под

распевку,

Когда санкюлоты

поволокли

на эшафот королеву.

 

Задание 2.

Прочитайте высказывания музейных посетителей и определите по ним, что оказывает влияние для эффективного восприятия экспозиции:

«знаний не получила, так как смотрела музей всего час»;

«обязательно надо прийти еще раз, чтобы посмотреть музей более внимательно»;

«невнимательно отнеслась к надписям»;

«смотрела музей без экскурсовода».

Вопросы для контроля

- В чем суть так называемого «влияния близости выхода» в музее?

- Какими свойствами обладает музейный предмет?

- Какие компоненты имеет музейная экспозиция?

- В чем особенность образовательного потенциала музейного предмета?

- Как Вы понимаете высказывание участницы семинара «Музей и образование» в Гвадалахаре (Мексика) в 1986 году Яни Эрреман: «музейный экспонат можно рассматривать, воспринимать, изучать и познавать, используя различные критерии и подходы»?

 

Тема 9.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.