В отличие от зарубежных коллег отечественные музейные специалисты занимаются созданием долгосрочных музейно-педагогических программ. Иногда их называют музейно-образовательные или музейно-экскурсионные программы. Первые такие программы начали появляться в 1990-е годы в столичных городах – Москве и Петербурге. Их реализация происходила в тесном контакте со школой.
Предыстория создания музейно-педагогических программ начинается с «Музейного всеобуча» Е. Г. Вансловой, осуществленного в 1980-е годы, и с Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение» (с 1984 года), неофициально называемого «Вансловскими чтениями». Непосредственным толчком к созданию многочисленных музейно-педагогических программ во многих российских музеях послужил экспериментальный курс «Музей и культура» в начальной школе Е. Г. Вансловой. В названиях появившихся впоследствии других авторских программ, разработанных музейными педагогами, также встречается либо слово «музей», либо слово «культура».
Программа «Окружающий мир и музей» предназначена для начальной школы (1–4 классы). Ее авторы – московские музейные педагоги Т. Н. Панкратова и Т. В. Чумалова. Хотя программа прошла апробацию в столичных школах, ее можно использовать в любом регионе, городе или селе. Темы и проблемы, заявленные в ней, могут решаться на базе экспозиций местных музеев любого профиля.
Программа «Предметный мир культуры», ставшая моделью общегородской музейно-экскурсионной программы, предназначена для начальных школ столицы и создана по инициативе Московского института развития образовательных систем (МИРОС) участниками группы «Музей и образование» Н. Г. Макаровой, Е. Б. Медведевой, С. Б. Мининой, М. Ю. Юхневич вместе со специалистами московских музеев. Авторы рассчитывали на то, что специалисты из других городов, изучив московский опыт, могут составить аналогичные программы для регионов России, что и произошло на примере города Ярославля. В Ярославском музее-заповеднике действует программа «Мир вокруг нас». Ее авторы: В. А. Новожилова, С. Д. Тренина, Л. Б. Зайцева.
В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга многоуровневая программа «Здравствуй, музей!» нацелена на применение только в художественном музее (научный руководитель и автор концепции Б. А. Столяров). Программу стали осваивать художественные музеи Тулы, Твери, Краснодара, Тольятти, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Саратова, Новосибирска и Перми.
Создание и применение на практике музейно-педагогических, музейно-экскурсионных программ стало кардинально новым этапом в культурно-образовательной деятельности российских музеев. Особенностью отечественного музееведения явилось еще и то, что многие музейные педагоги сами пришли в школы. Они проводят музейные уроки в школьном классе и в музейных залах.
Недостатком является только то, что все существующие в российских музеях долгосрочные программы предназначены для детской и школьной музейной аудитории. По-прежнему мало или не существует совсем программ для юношеской, студенческой и взрослой аудитории музея.
Задание.
Каждая группа студентов создает презентацию одной музейно-педагогической программы с краткой информацией об истории ее создания, об авторах и о содержании. Основная часть презентации должна быть построена с вовлечением однокурсников в качестве воображаемых «учеников» по этой программе. Студенческая аудитория должна выполнить одно-два творческих или иных заданий из выбранной музейно-педагогической программы.
Музейно-педагогическая программа
Группы студентов для презентации программы
«Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова)
Группа 1
«Музей и культура» (Е. Г. Ванслова, Москва)
Группа 2
Музейные занятия с младшими школьниками (Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова, Москва)
Группа 3
«Мир вокруг нас» (В. А. Новожилова и др.)
Группа 4
Темы рефератов
«Музейный всеобуч»: сотрудничество музея и начальной школы.
Образовательная функция российских музеев: музейно-педагогические программы.
Музейно-педагогические программы в музеях города Ярославля.
Вопросы для контроля
- Что такое «музейный всеобуч»? Кто его автор?
- Что заставило сотрудников отечественных музеев активно обратиться к детской аудитории на рубеже 1980–1990-х годов?
- В чем состоит «педагогический суверенитет» музея?
- Какие музейно-педагогические программы Вы знаете?
- В чем специфические особенности музейно-экскурсионной программы «Предметный мир культуры»?
- Как программа «Здравствуй, музей!» отражает мир музейной культуры?