Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Музейно-педагогические программы в отечественных музеях



В отличие от зарубежных коллег отечественные музейные специалисты занимаются созданием долгосрочных музейно-педагогических программ. Иногда их называют музейно-образовательные или музейно-экскурсионные программы. Первые такие программы начали появляться в 1990-е годы в столичных городах – Москве и Петербурге. Их реализация происходила в тесном контакте со школой.

Предыстория создания музейно-педагогических программ начинается с «Музейного всеобуча» Е. Г. Вансловой, осуществленного в 1980-е годы, и с Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение» (с 1984 года), неофициально называемого «Вансловскими чтениями». Непосредственным толчком к созданию многочисленных музейно-педагогических программ во многих российских музеях послужил экспериментальный курс «Музей и культура» в начальной школе Е. Г. Вансловой. В названиях появившихся впоследствии других авторских программ, разработанных музейными педагогами, также встречается либо слово «музей», либо слово «культура».

Программа «Окружающий мир и музей» предназначена для начальной школы (1–4 классы). Ее авторы – московские музейные педагоги Т. Н. Панкратова и Т. В. Чумалова. Хотя программа прошла апробацию в столичных школах, ее можно использовать в любом регионе, городе или селе. Темы и проблемы, заявленные в ней, могут решаться на базе экспозиций местных музеев любого профиля.

Программа «Предметный мир культуры», ставшая моделью общегородской музейно-экскурсионной программы, предназначена для начальных школ столицы и создана по инициативе Московского института развития образовательных систем (МИРОС) участниками группы «Музей и образование» Н. Г. Макаровой, Е. Б. Медведевой, С. Б. Мининой, М. Ю. Юхневич вместе со специалистами московских музеев. Авторы рассчитывали на то, что специалисты из других городов, изучив московский опыт, могут составить аналогичные программы для регионов России, что и произошло на примере города Ярославля. В Ярославском музее-заповеднике действует программа «Мир вокруг нас». Ее авторы: В. А. Новожилова, С. Д. Тренина, Л. Б. Зайцева.

В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга многоуровневая программа «Здравствуй, музей!» нацелена на применение только в художественном музее (научный руководитель и автор концепции Б. А. Столяров). Программу стали осваивать художественные музеи Тулы, Твери, Краснодара, Тольятти, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Саратова, Новосибирска и Перми.

Создание и применение на практике музейно-педагогических, музейно-экскурсионных программ стало кардинально новым этапом в культурно-образовательной деятельности российских музеев. Особенностью отечественного музееведения явилось еще и то, что многие музейные педагоги сами пришли в школы. Они проводят музейные уроки в школьном классе и в музейных залах.

Недостатком является только то, что все существующие в российских музеях долгосрочные программы предназначены для детской и школьной музейной аудитории. По-прежнему мало или не существует совсем программ для юношеской, студенческой и взрослой аудитории музея.

 

Задание.

Каждая группа студентов создает презентацию одной музейно-педагогической программы с краткой информацией об истории ее создания, об авторах и о содержании. Основная часть презентации должна быть построена с вовлечением однокурсников в качестве воображаемых «учеников» по этой программе. Студенческая аудитория должна выполнить одно-два творческих или иных заданий из выбранной музейно-педагогической программы.

 

Музейно-педагогическая программа Группы студентов для презентации программы
«Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова) Группа 1  
«Музей и культура» (Е. Г. Ванслова, Москва) Группа 2  
Музейные занятия с младшими школьниками (Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова, Москва) Группа 3  
«Мир вокруг нас» (В. А. Новожилова и др.) Группа 4  

Темы рефератов

«Музейный всеобуч»: сотрудничество музея и начальной школы.

Образовательная функция российских музеев: музейно-педагогические программы.

Музейно-педагогические программы в музеях города Ярославля.

 

Вопросы для контроля

- Что такое «музейный всеобуч»? Кто его автор?

- Что заставило сотрудников отечественных музеев активно обратиться к детской аудитории на рубеже 1980–1990-х годов?

- В чем состоит «педагогический суверенитет» музея?

- Какие музейно-педагогические программы Вы знаете?

- В чем специфические особенности музейно-экскурсионной программы «Предметный мир культуры»?

- Как программа «Здравствуй, музей!» отражает мир музейной культуры?

 

Тема 6.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.