Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные этапы развития культурно-образовательной деятельности отечественного музея



Культурно-образовательная деятельность музеев

В России и за рубежом

 

 

Автор Озерова Дарья Евгеньевна

 

Ярославль


 

УДК

ББК

Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.

 

Рецензент: кафедра музеологии и краеведения исторического факультета Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова

Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом: метод. указания / авт-сост. Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – с.

Методические указания включают основные темы по курсу «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы для рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы для экзамена и рекомендуемую литературу.

Издание предназначено для студентов очного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности «Музеология».

УДК

ББК

 

 

© Ярославский государственный университет, 2011

© Д. Е. Озерова


Введение

Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом» является освоение студентами системы знаний об одном из основных направлений работы современного музея.

Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной деятельности в разные периоды становления отечественного музееведения, получают представление о базовых и новых формах работы с музейными посетителями, использование их на практике, как в российских, так и зарубежных музеях. В заданиях предлагается самостоятельно разработать некоторые музейные мероприятия.

Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный институт, имеющий широкие возможности для формирования личности, призванный быть центром просвещения и образования широкого круга людей. Поэтому в процессе освоения курса уделяется внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями. Вопросы изучения музейной аудитории – реальной и потенциальной – также не оставлены в стороне. В программу курса входят базовые знания о музейной социологии.

Поскольку теоретической основой культурно-образовательной деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена ее истории происхождения и развития, представлениям о музейной педагогике в России и за рубежом, музейно-педагогическим программам. Подчеркивается особое внимание музейных специалистов в России и во всем мире к детской аудитории, изучается история вопроса детских музеев и их современное развитие.

Отдельная тема для изучения отводится роли и значению экспоната и экспозиции в культурно-образовательной деятельности музея, уделяется внимание эмоционально-образному восприятию посетителей.

В заключение курса внимание студентов фокусируется на использовании новых технологий музейного образования, таких, например, как интерактивность или метод «развлекая – обучать». Будущим специалистам предлагается высказывать мнения и делать прогнозы по поводу дальнейшего развития отношений между современным музеем и его посетителем.

Многие темы и вопросы курса рассматриваются на примере работы музеев Ярославской области, поэтому предполагается обязательное посещение новых выставок и мероприятий в музеях города Ярославля. Выполнение практических заданий позволит студентам побывать в роли «музейного педагога», «экскурсовода», «автора образовательной программы», «организатора музейного праздника» и т. д.

К другим используемым методам работы со студентами относятся: индивидуальное изучение с использованием профессиональной и исследовательской литературы, веб-сайтов и дополнительного материала, индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений и творческих заданий.

Предложенные темы, при необходимости, изучаются на нескольких лекционных и практических занятиях согласно количеству отведенных учебным планом часов.


Тема 1.

Основные этапы развития культурно-образовательной деятельности отечественного музея

Культурно-образовательная деятельность – одно из основных направлений деятельности современного музея наряду с его экспозиционно-выставочной и фондовой работой.

Понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось на рубеже 1980–1990-х годов, на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию. В эти годы происходило переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода, и складывалась новая образовательная модель музея. Музей стал рассматриваться как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

Корни современных культурно-образовательных принципов в нашей стране можно найти еще в XIX веке, если вспомнить труд русского философа Н. Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение». Многие его высказывания о музее являются актуальными и по настоящий день. Другой русский ученый и педагог К. Д. Ушинский впервые сказал о принципе наглядного обучения, который является основным в культурно-образовательной сфере музея.

В качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце XIX – начале XX века, получив название культурно- воспитательная работа. Со второй половины 1920-х годов она обозначалась понятием политико-просветительная работа, а с 1930-х годов – массовая политико-просветительная работа, на рубеже 1950–1960-х годов – научно-просветительная работа.

На каждом историческом этапе изменение термина отражало новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи музея в обществе, которые будут рассмотрены на занятиях.

Задание 1.

Ознакомьтесь с энциклопедической статьей о культурно-образовательной деятельности музеев:

Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 311.

 

Задание 2.

Прочитайте внимательно приложение № 1 в конце данного пособия. Ответьте на следующие вопросы:

- Какие высказывания участников беседы подтверждают идеологическую роль музеев в 1980-е годы? Найдите их в тексте и зачитайте.

- Как отреагировали музеи Башкирии на известное постановление ЦК КПСС о музейной работе?

- Какие формы работы с посетителями используют музеи республики? Какие конкретные мероприятия предлагаются?

- Какие музеи занимают особое место среди других музеев республики? Почему?

- Что такое «общественные музеи»? Каким еще термином их обозначают?

- Какие проблемы музеев, о которых сказано в публикации, остаются, на Ваш взгляд, актуальными в 2000-е годы?

 

Темы рефератов

Музей как средство воспитания во взглядах русских мыслителей в конце XIX – начале XX века.

Педагогические и школьные музеи в России на рубеже XIX– ХХ веков.

Просветительная модель отечественных музеев со второй половины XIX века до 20-х годов ХХ века.

Формирование отечественной экскурсионной школы.

Музей как «политико-просветительный комбинат» в 1920-е–1930-е годы.

Идеологическая роль музея в советском государстве.

Научно-просветительная деятельность советских музеев в 1960–1980-е годы.

Создание и развитие народных музеев в советское время.

Смена моделей отечественного музея по М. Ю. Юхневич.

Коммуникативная модель музея, 1980-е–2000-е годы.

Вопросы для контроля

- Кому из русских мыслителей принадлежит высказывание, что музей является собором, хранилищем и школой?

- С чем было связано возникновение педагогических музеев в России?

- Кто из русских педагогов говорил о принципе наглядного обучения?

- Почему принцип наглядного обучения является основным в музейной педагогике?

- В какие годы появилось выражение «музей-учебник» и что оно означает?

- Какие особенности экскурсионного дела в нашей стране в 1920-е годы Вы можете назвать?

- Какие правительственные документы закрепили за советским музеем роль идеологического учреждения?

- В чем заключалась идеологическая роль музея в советском государстве?

- По каким показателям определяли эффективность научно-просветительной работы советского музея?

- Какие формы научно-просветительной работы советского музея перестали существовать в наши дни?

- В каком случае общественному музею присваивалось звание «народный музей»?

- Когда и кем впервые стал использоваться термин «музейная коммуникация»?

- Какие существуют модели развития музея согласно М. Ю. Юхневич?

Тема 2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.