Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дополнительные задания



Задание 1.

Научно-практический журнал «Музей» каждый номер посвящает определенной теме. Проследите тематику номеров журнала за период с 2007 по 2011 годы, проанализируйте ее и сделайте вывод, какие проблемы и вопросы волнуют музейных специалистов на современном этапе.

 

Задание 2.

Найдите в Интернете:

А) сайты двух-трех отечественных музеев (по выбору студента);

Б) сайт отечественного и сайт зарубежного музея.

Оцените и сравните работу сайтов по следующим критериям: внешнее оформление; наличие рубрик; доступность изложения информации; актуальность информации (возможно предложение дополнительных критериев от студента).

Обратите особое внимание на предлагаемые программы и мероприятия. Для каких категорий музейной аудитории они предназначены? Предусматривается ли предварительная запись на мероприятия музея, и каким образом это происходит?

Дополнительные темы рефератов по курсу

 

Культурно-образовательная деятельность Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Культурно-образовательная деятельность музеев Московского Кремля.

Культурно-образовательная деятельность музеев города Углича Ярославской области.

Культурно-образовательная деятельность Музея истории города Ярославля.

Культурно-образовательная деятельность Ярославского художественного музея.

Культурно-образовательная деятельность в музеях-усадьбах Ярославской области.

Культурно-образовательная деятельность музеев и нематериальное культурное наследие.

Нравственно-эстетическое воспитание с помощью музейной среды.

Формирование исторического сознания с помощью музейной среды.

Особенности восприятия зрителями разного возраста художественных произведений в музее.

Рекламная деятельность музея – современный способ привлечения посетителей.

Литература

Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. – М., 2005.

Вопросы массовой научно-просветительской работы музеев: [сб.] / сост. Н. С. Зузыкина. – М., 1961.

Вопросы экскурсионной работы музее: [сб. ст.]. / сост. Н. С. Зузыкина; тр. науч.-исслед. ин-та музееведения. – Вып. 13. – М., 1965.

Детские музеи в России и за рубежом / Авт. кол-в: Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю.; Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Российский институт культурологии, Детский Открытый Музей. М.: Дизайн-студия Feroce Grafica. 2001. 128 с.

Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами / [Сост. М.Ю. Юхневич]. – М.: НИИК, 1983. – 136 с.; 21 см. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры; № 122).

 

Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» каф.муз.дела / Сост. И. М. Коссова. М.: ИПРИКТ РФ: Брандес. 1997. 120 с.

Музееведение. Музеи мира. – М., 1991. – 384 с. (Сб. науч. тр. /НИИИ культуры).

Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. пособ. под ред. проф. К. Г. Левыкина и проф. В. Хербста. – М., 1988.

Музееведение. На пути к музею ХХI века: музейная экспозиция. – М., 1996. – 368 с., 40 с. илл. (Сб. науч. тр. / РИК).

Музееведение. На пути к музею ХХI века. Сборник науч. тр. М.: НИИ культуры, 1989. – 224 с. – (Мин-во культуры РСФСР)

Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Дукельский Б.Ю. – М.: НИИ культуры, 1988. – 218 с.

Музейное дело в СССР. Массовая идейно-воспитательная работа музеев на современном этапе. Сб. науч. трудов. М.: Б.и., 1979. – 158 с

Музейное дело России / Е. А. Воронцова; под ред. М. Е. Каулен (отв. ред.) и др.; Акад. переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Рос. ин-т культурологии МК РФ. – М.: ВК, 2003. – С. 427– 506.

Музейное дело России. Под ред. М. Е. Каулен (отв. ред.) и др. – М.: Издательство «ВК», 2005. – 2-е изд. – 614 с.

Музейные экскурсии: метод. рекомендации. – М.: Турист, 1991.

Музейный праздник: Организация и проведение: Методические рекомендации. – М., 1985.

Музеи в период перемен: Материалы росс.-брит. семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики», сент. 1996 г. / Под общ. ред. А. Д. Марголис. СПб.: КОНТРФОРС. 1997. 162 с.

Музей в условиях развитого социализма: [Сборник статей / Ред. коллегия: О.К. Сазонова (Отв. ред.) и др]. – М.: [Б.и.], 1976 – 182 с.; 21 см. – (Центр. музей революции СССР. Труды; Вып. № 18).

Музей для всех: Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» каф.муз.дела / Сост. И.М. Коссова. Вып. 4. М.: АПРИКТ РФ. 2003. 196 с.

Музеи в эпоху перемен / Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия в поддержку российских музеев, 1996–2000. М.: ОГИ. 96 с.

Музеи Верхней Волги: проблемы, исследования, публикации / Гос. литер.-мемор. музей-запов. Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль: Лия.1997. 328 с.

Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Вып. 5. СПб., 1999. 163 с.

Музеи российской глубинки: Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург: Банк культурной информации. 1998. 86 с.

Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина – [с. Коптелово Алапаевского р-на Свердл. обл., 18-20 августа 1997 г.] - Авт. коллектив под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина. М.; Самара: СамВен, 1998 – 139 с.; 21 см.

Музей и общество: [Сб. ст.] / Редкол.: М.Б. Гнедовский (пред.) и др./ Гос. б-ка им. В. И. Ленина; Вып. 3–4. Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. М., 1991 – 22 с., [1] с.; 21 см.

Музей и общество. Проблемы взаимодействия Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» каф.муз.дела / Сост. И.М. Коссова. Вып. 3. М.: АПРИКТ РФ, 2001 – 202 с.

Музей и подрастающее поколение: ХХП Всероссийский семинар. Сборник материалов / Под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. М.: Объединение музейных педагогов России, 1999. – 56 с.

Музей и подрастающее поколение: ХХШ Всероссийский семинар. Сборник материалов / Под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. М.: Объединение музейных педагогов России, МИРОС, 2000. – 61 с.

Музей и подрастающее поколение: ХХIV Всероссийский семинар. Сборник материалов / Под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. М.: Объединение музейных педагогов России, МИРОС, 2001. – 99 с.

Музей и подрастающее поколение. ХХV Всероссийский семинар. Сборник материалов / Под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. М.: Социально культурный центр города Ди, Франция, 2002. – 99 с.

Музей и посетитель. Вып. 1. М.: НИИК. 1975. 125 с.

Музей и посетитель. Вып. 2. М.: НИИК. 1976. 174 с.

Музей и проблемы воспитания: Материалы областной научно-практической конференции «Пути совершенствования деятельности музеев в свете Постановления ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» / Сост. В. Н. Кобыляну. Новгород: Новгородская правда, 1984. 119 с.

Музей и школа: пособие для учителя / под общ. ред. Т. А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.

Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции: Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» каф.муз.дела / Сост. И. М. Коссова. Вып. 2. М.: ИПРИКТ РФ. 1999. 156 с.

Музей, школа, семья. Проблемы музейной педагогики: исслед. и материалы / Сост. Т. А. Чумак. СПб., 1996. 160 с.: ил.; 21 см. (Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга; Вып. 1).

Музейное дело и охрана памятников. Музей в системе непрерывного образования. Вып.1. М., 1990. – 38 с.

Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Музей и образование. Вып. 5. М.: 1989. – 42 с.

Научно-просветительная работа музеев. Труды НИИ культуры. Вып. 31. М.: НИИ культуры, 1975 – 163 с.

Научно-просветительская работа музеев в СССР: обзор. информация / М-во культуры СССР, Гос. б-ка им. В. И. Ленина, Информационный центр по проблемам культуры и искусства – М., 1977.

Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: [учеб. пособие для студентов пед. и гуманитар. вузов] / О. Л. Некрасова-Каратеева. – Москва: Высш. шк., 2005.

Основы музееведения: [учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 052800 "Музейн. дело и охрана памятников"]/М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации [и др.]; Т. В. Абанкина [и др.]; отв. ред. Э. А. Шулепова. – Москва: Едиториал УРСС, 2005. – 504 с.

Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э. А. Шулепова. Изд. 2-е., испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 432 с.

Основы экскурсионного дела в музеях: [сб. ст.] / Науч.-исслед. ин-т культуры. – М., 1976.

Платонова О. В. Особенности восприятия художественных произведений в кризисном состоянии. // Произведение искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция 5–7апреля 2000 года. Тезисы докладов. Спб., 2000. С. 82–85.

Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арттерапия в художественном музее: Учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000. – с. 143.

Пойдем поиграем в музее: новые методы просветительской работы с подрастающим поколением в Великобритании // Панорама культурной жизни зарубежных стран. – 2002. – Вып. 3. – С. 3–10.

Поправко Е. А. Музееведение / Е. А. Поправко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. – Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2005. – С. 185–198.

Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Отв. ред. М. Ю. Юхневич. – М.: Академический проект; РИК, 2006. – 176 с. – («Gaudeamus»).

Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. – 848 с.

Семенова С. Г. Этика «общего дела» Н. Ф. Федорова. М., 1989.

Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие для пед. и гуманитар. вузов. М.: Высш. шк., 2004.

Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. Учеб. пос. для вузов. СПб.: Специальная Литература. 1999. – 222 с.

Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пос. для студентов педагогических вузов. СПб.: Государственный Русский музей. 2001. 144 с.

Триумф музея? – СПб.: «Осипов», 2005. – 458 с.

Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. // Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982.

Чистотинова С. Л. Федор Иванович Шмит. М., 1994.

Юренева Т. Ю. Музееведение: Учеб. для гуманитар. специальностей вузов / Т. Ю. Юренева. – М.: Акад. проект, 2003.

Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии образовании и культуры». – 2007. 168 с.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пос. по музейной педагогике / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. М.: РИК. 2001. 223 с.

 

Статьи

Аврова А. Музей, который не слышно // Мир музея. – 2007. – № 10. – С. 38–39.

Адамс М. Роль музеев в распространении знаний. // Museum. – 1984. – № 141.

Акулова П. Семейная этностудия в музее // Музей. – 2008. – № 4.

Аламбре Б. Культура, коммуникация и музейное дело // Museum. – 1992. – № 172.

Анощенко И. А. О работе музеев на современном этапе // Музейное дело в СССР. М.: Издательство «Московский рабочий», 1976. С. 3–8.

Благовещенская Е. Семейный лабиринт: 15 лет спустя. // Мир музея. – 2008. – № 4. – С. 26–29.

Борисова М. Культурно-образовательная деятельность музеев. // Музей. – 2009. – № 5. – С. 31–36.

Ботякова О. Музейная игра как форма и метод в обучении студентов // Музей. – 2009. – № 8. – С. 80–86.

Ботякова О. О музейной экскурсии. // Музей. – 2009. – № 6. – С. 22–28.

Бузмакова Н. Ищем новые формы // Музей. – 2008. – № 9. – С. 50–52.

Бузмакова Н., Васильева Е., Горбунова Ю., Мирзаянова Л. Совет да любовь… или музейная свадьба по-удмуртски. Музей. – 2008. – № 9.

Быков А. Музейное золото: потрогайте руками… // Социальная защита. – 2009. – № 8. – С. 22–25.

Ванслова Е. Музейная педагогика в XXI веке // Мир музея. – 2005. – № 3. – С. 25–27.

Варич Е. Детские праздники в музее // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 2. – С. 58–59.

Васильев В. Интерактивность и ее мифы. // Музей. – 2008. – № 3.

Васильев В. Музей становится доступным? // Музей. – 2008. – № 4.

Васильев Г. Интерактивных музеев должно быть много. // Музей. – 2008. – № 3.

Галкина Е. Мир детства и музей: игра и музейный сценарий // Ориентиры культурной политики. – 2001. – № 11. – С. 44–48.

Гнедовский М. Б. Музейная аудитория. // Советский музей. – 1986. – № 4.

Егоров Ю.С., Юхневич М.Ю. Научно-просветительная работа музеев в современных условиях // Музейной дело в СССР. Важнейшие направления совершенствования работы советских музеев в свете решений XXVII съезда КПСС. Сб. науч. тр. М., 1987. С. 140–173.

Ерофеев А. В. Инновационная деятельность музея: программы активного привлечения публики // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 7. – С. 77–82.

Добрынина Е., Митрукова С. Кижские университеты. // Мир музея. – 2010. – № 8. – С. 40–43.

Ефимов М. Культурологи на пленэре. Опыт партнерства музея и вуза. // Мир музея. – 2010. – № 9. – С. 27.

Жвитиашвили Н. Музейное образование взрослых в Великобритании: политика и практика. // Музей. – 2008. – № 12.

К 180-летию Николая Федорова (тема номера) // Музей. – 2010. – № 6.

Калинина Л. Л. Информационное пространство музея: разработка стратегии работы с аудиторией через Интернет // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006. – № 12. – С. 83–88.

Каушис Р. В доступе отказано. Способны ли мы изменить отношение к инвалидам. // Museum. – 2000. – № 1. – С. 52–56.

Козиев В. Изменился ли посетитель меняющегося музея. // Музей. – 2008. – № 12. – С. 20–25.

Красилина Г. Музей и посетитель. // Искусство. – 1985. – № 11.

Куликова М. В поисках новой аудитории // Музей. – 2008. – № 4.

Лебедев А. В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция. // Музей. – 2008. – № 6.

Литовченко Е. В малые города за большой историей. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. – № 6. – С. 22–23.

Лобанов В. Нужны ли людям музеи? (о музейно-социологическом исследовании) // Музей. – 2010. – № 6. С. 58–61.

Лысикова Н. Музейная андрагогика: понятие и основные направления развития. // Мир музея. – 2007. – № 3. – С. 28–30.

Медведева Е., Юхневич М. Состоялся ли в России «детский музейный бум»? // Музей. – 2008. – № 1.

Медведева Е. Детский музей в портретах: отечественный и зарубежный опыт. // Музей. – 2008. – № 1.

Молодежь и музеи. // Museum. – 1989. – № 162.

Новые проекты музея-заповедника «Кижи». // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 11. – С. 64–65.

Ньюберри К. Руководство по работе с инвалидами в Великобритании. // Museum. – 1994. – № 180.

Озерова Д. Пора музейных ночей в Германии. // Музей. – 2007. – № 3. – С.85–88.

Озерова Д. Работа с публикой – в чем секрет успеха? // Музей. – 2009. – № 10. – С. 97–100.

Петровская Н. ДИМ для Димы. Какой музей нужен ребенку? // Мир музея. – 1995. – № 2.

Пирожникова М. Музей «Царская овца» приглашает. // Романово-Борисоглебская старина. 2001. – № 1. – С. 36.

Пищулин Ю.П. Актуальные проблемы научно-исследовательской работы музеев // Музейное дело в СССР. М.: Издательство «Московский рабочий», 1976. С. 12–16.

Портер Д. Роль музея как средства коммуникации // Museum. 1983. – № 138. – С. 10.

Прабху В. Путеводитель для семейных посещений. // Museum. – 1992. – № 173/174. – С. 87–89.

Пронин В.А. Социологические исследования запросов посетителей – основа дальнейшего совершенствования экспозиционной и научно-просветительной работы музеев // Музейное дело в СССР. М.: Издательство «Московский рабочий», 1976. С. 85–95.

Робер А. Дети не любят ходить в музей. // Museum. – 1989. – № 162.

Савченко Л. Детский музей в Ноябрьске. // Мир музея. – 2010. – № 12. – С. 45–46.

Сергеев А. Без команды из центра (О работе Ярославского музея-заповедника) // Советский музей. 1991. № 3. С. 11.

Стефанов С. В музей пришел незрячий экскурсант. // Музей. – 2010. – № 5. – С. 52–55.

Столяров Б. А. Эксперимент длиною в столетие. // Мир музея. – 1998. – № 5. – С. 37–39.

Стронг Р. Музей и коммуникация. // Museum. – 1983. – № 139.

Тимашева И. Территория равных возможностей. // Музей. – 2008. – № 4. – С. 35.

Ткаченко Т. Тольятти. Пикник на обочине. // Мир музея. – 2008. – № 10. – С. 38–41.

Туркина О. А. «К нам на огонек» – музейный проект для людей с ограниченными возможностями и их семей. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 7. – С. 72–80.

Фирсова Е. Тактильный путеводитель для одиночных посетителей. // Мир музея. – 2010. – № 3. С. 17.

Фурсова А. А. Полифункциональность музейного учреждения. Нетрадиционные досуговые формы работы Красноярского краевого краеведческого музея, повышающие его посещаемость. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 3. С. 78–82.

Хадсон К. Бесполезный музей // Museum. 1989. № 162. С. 50 – 52.

Хадсон К. Премия «Лучший западноевропейский музей года». Итоги и перспективы // Museum. 1989. № 159. С. 35 – 37.

Хансен Т.Х. Музей как просветительное учреждение // Museum. 1984. № 144. С. 25–26.

Чекоданова К. Экскурсия для тех, кто утомлен информацией. // Музей. – 2008. – № 12. – С. 46–52.

Черных А. Полмира детства (о детских музеях в мире). // Мир музея. – 2010. – № 12. – С. 52–54.

Чибисова А. Зачем человеку каникулы? // Мир музея. – 2010. – № 6. – С. 33–35.

Швецов Л.А. Пропаганда Ленинской национальной политики, дружбы народов и пролетарского интернационализма музейными средствами // Музейное дело в СССР. М.: Издательство «Московский рабочий», 1976. С. 110–118.

Шилова Л. В. Культурно-образовательная деятельность музея. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 6. – С. 20–27.

Шпакунова М.Б. Научно-просветительная работа на материалах музея по истории советского общества // Краеведческие записки: Сборник / Яросл. ист.-архитектур. музей-заповедник; Ред. кол.: М.Г. Мейерович (отв. ред.) и др. – Ярославль: Верх-Волж. кн. изд-во, 1984. С. 20–25.

Шпилько С. П. Нужно ли музею партнерство с турбизнесом? // Мир музея. – 2007. – № 7. – С. 8–10.

Юхневич М. Ю. В России снова «музейный бум» // Мир музея. 2001. – № 3. – С. 36 – 37, 50.

Юхневич М. Ю. Когда школьник приходит в музей самостоятельно // Советский музей. – 1984. – № 1.

Юхневич М. Музейная педагогика – профессия! // Советский музей. – 1989. – № 1/105.

Юхневич М., Мацкевич Ю. Ночь минула, вопросы остались. // Музей. – 2008. – № 12.

Вопросы к экзамену

 

1. Термин «культурно-образовательная деятельность» и его наполнение в различные исторические периоды.

2. Музей как средство воспитания во взглядах русских мыслителей XIX века.

3. Педагогические и школьные музеи в России.

4. Детские музеи в России и за рубежом.

5. Работа музея с детской аудиторией в первые годы советской власти.

6. Методы А. Лихтварка и А. В. Бакушинского.

7. Особенности экскурсионного дела в нашей стране в 1920-е годы.

8. Политико-просветительная работа музеев в 1930-е годы.

9. Научно-просветительная деятельность советских музеев.

10. Становление и развитие народных музеев.

11. Традиционные и нетрадиционные формы культурно-образовательной деятельности.

12. «Музейный всеобуч». Е. Г. Ванслова.

13. Музейно-социологические исследования в 1970-1980-е годы и их влияние на работу музеев с посетителями.

14. Музейно-педагогические программы 1990-х гг.

15. Музейная коммуникация. Д. Камерон.

16. Особенности музейной педагогики в России и за рубежом.

17. Концепция Т. Шолы о «новом» и «традиционном» музее.

18. Модели развития музея М. Ю. Юхневич.

19. Виды экскурсий в современном музее.

20. Культурно-образовательная деятельность Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

21. Культурно-образовательная деятельность Ярославского музея-заповедника.

22. Культурно-образовательная деятельность Ярославского художественного музея.

23. Музейный праздник – новая форма культурно-образовательной деятельности.

24. Примеры музейных фестивалей в российских музеях.

25. Музей и школа: проблемы взаимодействия.

26. Изучение музейной аудитории для эффективности культурно-образовательной деятельности.

27. Роль музеев в современном обществе: мировые тенденции последних лет.

28. Арт-терапия в российских и зарубежных музеях.

29. Музейная ночь – новая форма культурно-образовательной деятельности.

30. Экспозиционные приемы для образования и развлечения музейных посетителей (на примере немецких музеев).

31. Интерактивность в современном музее.

32. Музей и дошкольники.

33. Формы работы музея со студенческой аудиторией.

34. Музей и пенсионеры: формы работы.

35. Музей и семья: формы работы.

36. Музей и туристы: формы работы.


Приложение № 1.

В журнале «Советский музей» в № 4 (90) за июль-август 1986 года в рубрике «Музей и современность» было опубликовано интервью с секретарем Башкирского обкома КПСС Т. И. Ахунзяновым и генеральным директором Башкирского государственного объединенного музея Р. Г. Ниязгуловым под названием «Выполняя решение съезда». Здесь полностью представлена данная публикация.

«XXVII съезд КПСС поставил перед учреждениями культуры, в том числе и перед музеями, задачу добиться в своей деятельности радикальных перемен к лучшему, полнее удовлетворять духовные запросы людей, идти навстречу их интересам. Значительными событиями характеризуется в последнее время жизнь музеев Башкирии. Здесь созданы Уфимский филиал Центрального музея В. И. Ленина, Дом-музей видного революционера и советского государственного деятеля Ш. Худайбердина, проведена централизация музеев республики, настойчиво разрабатываются и внедряются в практику новые, более эффективные формы научно-просветительной работы. О сегодняшнем дне и будущем музеев автономной республики, их достижениях и нерешенных проблемах, планах на двенадцатую пятилетку наш корреспондент Егоров попросил рассказать секретаря Башкирского обкома КПСС Тагира Исмагиловича АХУНЗЯНОВА и генерального директора Башкирского государственного объединенного музея Рима Гибатовича Ниязгулова.

Корр. Съезд партии указал на необходимость тесной связи идеологической работы с жизнью, с пропагандой современных задач, стоящих перед нашим обществом. В связи с этим особо нетерпим застой в деятельности пропагандистских, культурно-просветительных учреждений, в том числе и музеев. Как партийные органы республики оценивают деятельность местных музеев?

Т. Ахунзянов. Практика идеологической, культурно-просветительной работы последних лет убеждает в том, что воспитательный эффект прямо пропорционален силе эмоционального воздействия проводимых мероприятий. А среди идеологических, пропагандистских учреждений музеи обладают, пожалуй, наибольшими возможностями глубоко затронуть чувства каждого человека подлинными, уникальными реликвиями истории, культуры, искусства. Опыт широкого участия музеев во всенародном праздновании 40-летия Победы в Великой Отечественной войне подтверждает это со всей очевидностью. В ходе подготовки к этому знаменательному юбилею окрепли связи партийных, советских, общественных организаций с музеями разных профилей и ведомств.

Отделы культуры, пропаганды и агитации областного комитета, городские и районные комитеты КПСС проявляют постоянный интерес ко всем музейным делам. Иными словами, все проблемы развития музейного дела в республике, а также организационно-хозяйственные вопросы как государственных, так и общественных музеев находятся на контроле в партийных органах.

В свете известного постановления ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» вопросы совершенствования деятельности музеев республики рассмотрены на заседании бюро обкома партии, после которого в 1983 году был проведен съезд работников культуры Башкирии, в 1984 и 1985 годах – республиканские семинары и совещания музейных работников. На этих форумах особое внимание обращено на улучшение качества работы музеев.

Сегодня на промышленных предприятиях, в строительных организациях, колхозах, вузах, школах действуют более четырехсот музеев на общественных началах. Секретариат обкома КПСС рассмотрел вопрос «О повышении роли музеев трудовых коллективов в идейно-воспитательной работе». С участием партийных организаций формируются общественные советы музеев, проводится работа межведомственного совета музеев трудовых коллективов. В 1984–1985 годах проведен смотр-конкурс на лучший общественный музей.

Хочется отметить входящие сейчас в традицию, организованные Ленинским РК КПСС города Уфы, посещения экспозиции Уфимского филиала Центрального музея В. И. Ленина вступающими в ряды КПСС, рабочими коллективами накануне коммунистических субботников. Городская и районная партийные организации планируют проведение учебы пропагандистов с использованием экспозиционных и фондовых материалов этого музея. Организованная совместно с художественным музеем выставка «Образ В. И. Ленина в советской графике», живописные полотна и скульптурные произведения, созданные башкирскими художниками для новой экспозиции Уфимского филиала Центрального музея В. И. Ленина, значительно расширили республиканскую художественную Лениниану.

Ежегодно в Международный день музеев, 18 мая, Башкирский государственный объединенный музей проводит день открытых дверей, который, по сути, стал массовым праздником общения тысяч уфимцев, жителей сельских районов с историческими достопримечательностями и искусством родного края. Входят в практику и такие формы музейной работы, как клубы интересных встреч, любительские объединения: клубы краеведов, нумизматов. Активизировалась работа историко-революционного клуба «Красная гвоздика» при Башкирском объединенном музее. Проводятся устные журналы в рабочих общежитиях. Художественный музей организует встречи своих зрителей с художниками непосредственно в их мастерских. Однако должен сказать прямо, что у некоторых партийных и советских работников, хозяйственных руководителей все еще продолжает сохраняться неправильный взгляд на музеи. Такие люди не до конца понимают, что суть музеев не только в хранении памятников истории и культуры, но и в активной их пропаганде. А воспитание историей – это не только политическое, но и нравственное воспитание. Без музейной работы многое из героического прошлого народов было бы потеряно, забыто. Музей – тот ручеек в патриотическом воспитании, который при бережном, грамотном к нему отношении превращается в могучий поток идейно-нравственного влияния на людей, особенно на молодежь.

Корр. Музеи страны активно включаются в процесс ускорения социально-экономического развития нашего общества, качественного улучшения общественного производства и повышения уровня культурного обслуживания населения. Какими особенностями характеризуется работа музеев Башкирии в этом направлении?

Р. Ниязгулов. Музеи республики занимают важное место в формировании идейного, культурного мировоззрения трудящихся. Посещаемость музеев постоянно довольно высока: в 1985 году музейными формами идейно-воспитательной работы было охвачено 360 тысяч человек. Важно, что деятельность музеев серьезно влияет на социально-культурную жизнь, особенно в сельской местности. Вот конкретный пример. Именно создание музея революционера Шагита Худайбердина в деревне Псянчино (ныне Худайбердино) заставило правление и общественность колхоза усиленно заняться благоустройством деревни, а районные организации поддержали их инициативу, я уверен, что любой, кто там побывал, согласится со мной: приятно пройти сейчас по деревне – улицы заасфальтированы и озеленены, перед каждым домом палисадник. А ведь Худайбердино лишь бригадный центр. Но именно здесь в ноябре 1983 года была проведена выездная сессия Кугарчинского райсовета, обсудившая актуальную тему о мерах по улучшению благоустройства сел и деревень района, а в мае 1985 года здесь же состоялось совещание по этому вопросу уже представителей трех районов – Кугарчинского, Зианчуринского, Мелеузовского.

Еще один пример. В селе Дюсаново, бригадном центре колхоза «Марс» Бижбулякского района, находится Дом-музей революционера и дипломата Карима Хакимова. Сотрудники музея установили тесные контакты с руководством, партийной и общественными организациями колхоза, с учителями и учащимися школы. И музей стал базой для проведения идейно-воспитательной работы среди жителей села. Прием в пионеры и комсомол, проводы на службу в ряды Советской Армии, вручение паспортов, встречи с ветеранами войны и труда и многие другие торжественные и воспитательные мероприятия проводятся в музее. Велика заслуга музея в том, что заметно меняется к лучшему трудовая и нравственная атмосфера, возросло уважение молодежи к старшим. Пионерская дружина организовала помощь престарелым, взяла шефство над молочно-товарной фермой. За последние пять-шесть лет в селе не зафиксировано ни единого правонарушения.

Казалось бы, чем музей может помочь народному хозяйству, промышленному производству? Оказывается, многим. Прежде всего, пропагандой музейными средствами – экспозициями, выставками, научно-просветительной работой – важных перемен, происходящих ныне во всех звеньях социалистического производства. Рассказом о путях, развития производительных сил, интенсификации экономики, внедрения передовых методов труда и управления.

Число стационарных экспозиций, выставок, экскурсий и массовых мероприятий по этой тематике будет постоянно возрастать» В фондохранилищах музеев накоплены памятники материальной культуры, воплотившие в себе технические знания, производственный опыт многих поколений людей, это – бесценные сокровища. И те современные производственники, которые не проходят мимо них, понимают важность обращения к истории материальной культуры, черпают из родника народной мудрости живительную влагу опыта.

К нам часто обращаются художники-модельеры уфимских производственных объединений «Агидель» и «Дружба», Дома моделей и других предприятий легкой промышленности, ювелиры, работники заводов, выпускающих товары широкого потребления. Новый импульс развитию народных традиций в одежде дала экспонировавшаяся в Уфе стационарная выставка «Башкирский костюм. Традиции и современность», на которой были представлены десятки предметов национальной одежды, обуви, украшений из коллекций музеев. На базе выставки прошла научно-практическая конференция с участием предприятий легкой и местной промышленности, посвященная вопросам дальнейшего развития современной одежды. Но это только первые шаги в новом для нас направлении, которое можно назвать «музей – производству». Необходим совместный творческий поиск музеев, трудовых коллективов города и села в рациональном использовании музейных коллекций в производственной практике.

Корр. Расширение и совершенствование структуры музейной сети – важное условие активизации музейного дела. К XXVII съезду партии трудящиеся Башкирии, ее многочисленные гости получили бесценный подарок – новую экспозицию Уфимского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Как будет развиваться сеть музеев в двенадцатой пятилетке?

Т. Ахунзянов. XXVII съезд партии подчеркнул, что «наши планы строятся на прочном фундаменте марксистско-ленинской науки, опираются на неисчерпаемое богатство идей Владимира Ильича Ленина». И вполне понятно, что ленинские музеи занимают особое место среди других музеев. А для Башкирии, ее партийной организации, да и для всего Урала особенно важно то, что Уфа – единственное место этого края, где дважды бывал Владимир Ильич. Встречи Ленина с уфимскими социал-демократами способствовали их политическому и организационному сплочению, созданию в городе одного из первых опорных пунктов будущей газеты «Искра».

Хотя Владимир Ильич прожил в Уфе недолго (в первый приезд – несколько дней, во второй – около трех недель), он успел хорошо изучить Башкирию, и в ряде своих работ использовал конкретные башкирские материалы. И в советское время великий вождь не переставал интересоваться нашим краем. Все, что связано с именем В. И. Ленина, свято бережется народом, областной партийной организацией. В 1936 году началась работа по созданию музея Ленина в мемориальном доме в Уфе, где в 1900 году жили Надежда Константиновна с матерью Елизаветой Васильевной и где останавливался Владимир Ильич во время своего второго приезда. Со времени открытия в 1941 году Дом-музей Владимира Ильича стал центром пропаганды идей ленинизма, идейно-воспитательной работы с населением республики. Собственно и музейное дело в Башкирии стало развиваться с ленинского дома-музея, который был одним из первых музеев республики. Нас давно заинтересовали жилые дома, расположенные около музея и с незначительными перестройками сохранившиеся с конца прошлого века до наших дней. Ведь по этой улице в 1900 году ходил Ленин! В канун 110-й годовщины со дня рождения Ленина Башкирский обком КПСС принял решение о создании Ленинской мемориальной зоны, которое было горячо поддержано трудящимися республики. Сооружение мемориала стало поистине всенародной стройкой, чести участвовать в ней удостаивались лучшие из лучших трудовых коллективов строителей, реставраторов.

И вот в самом центре Уфы появилась улица с обликом почти вековой давности. Тогда мы и обратились с просьбой о создании Уфимского филиала Центрального музея Владимира Ильича Ленина на базе Ленинского Дома-музея и мемориальной зоны. Наша инициатива была поддержана и в 1982 году Уфимский филиал пополнил сеть ленинских музеев страны, а в конце прошлого года первых посетителей приняла его новая экспозиция.

Со временем музей будет расширяться. Мы планируем построить новое специальное здание для экспозиции с учетом всех новейших требований к музейной пропаганде. Составной частью Уфимского филиала станет реконструируемый пароход «Ост», на котором в июне 1900 года Владимир Ильич вместе с матерью Марией Александровной и старшей сестрой Анной Ильиничной прибыл в Уфу.

Есть у нас идея на базе общественного Музея интернациональной дружбы, в котором сейчас представлены материалы о пребывании в Уфе в 1941–1943 годах Исполкома Коминтерна, создать Музей дружбы народов, рассказывающий об истоках и корнях дружбы башкирского народа с русским и другими народами нашей многонациональной Родины. Этот музей также должен войти в состав Уфимского филиала Центрального музея В. И. Ленина.

В двенадцатой пятилетке расширится сеть государственных и общественных музеев республики. В перспективе создание и открытие квартир-музеев народного поэта Башкирии Рашита Нигмати, писателей Даута Ялтыя, Баязита Бикбая, Сагита Агиша. Планируется создание к 150-летию поэта-демократа и общественного деятеля Мухаметсалима Уметбаева литературно-мемориального музея его имени, реставрация дома-музея выдающегося русского писателя Сергея Аксакова в Уфе и создание мемориальной усадьбы в селе Надеждино Белебеевского района. Предполагаем организовать в Уфе музей народной архитектуры и быта под открытым небом.

Р. Ниязгулов. Говоря о музейной сети республики, важно выделить вопрос о рациональном размещении музеев и их профилизации. Большинство общественных и четыре государственных музея находятся в сельских районах, непосредственно в колхозах, совхозах и даже бригадах, что позволяет охватить музейной воспитательной работой широкие массы населения по месту работы или жительства. Приметой нашего времени является усиление популярности общественных музеев. Это объясняется тем, что они возникают как забота самих трудящихся о сохранении исторических и культурных ценностей, как стремление к увековечению памяти своих выдающихся земляков. Широкой известностью в Башкирии пользуются музеи национального героя башкирского народа Салавата Элаева в Салаватском районе, легендарного героя гражданской войны Степана Вострецова в Бураевском районе, писателя-просветителя Мифтахетдина Акмуллы в Миякинском районе, писателей-фронтовиков Али-Карная в Мишкинском районе, Фатыха Карима в Бижбулякском районе и другие.

С каждым годом количество общественных музеев увеличивается и работники государственных музеев принимают самое горячее участие в их создании. Но, развивая этот процесс, необходимо строго учитывать реальную общественную потребность в новом музее, наличие музейных коллекций, включающих подлинные памятники нашей истории и культуры.

В улучшении структуры музейной сети большое значение имело создание в 1984 году Башкирского государственного объединенного музея, в составе которого сейчас действуют двенадцать музеев. Короткий срок, прошедший после этого, уже показал положительные стороны централизации. Объединены усилия музеев в учетно-хранительной работе, стали полнее использоваться музейные фонды, расширился обмен выставками. Головной музей, имея квалифицированные кадры, оказывает систематическую помощь филиалам и общественным музеям. Но это только начало. Необходимо энергичнее совершенствовать структуру музейного объединения. Этому будет способствовать специализация филиалов. Так, в городе Учалы сейчас действует историко-краеведческий музей. Но основа его коллекций – ценнейшие этнографические материалы, и, видимо, наиболее рациональным будет преобразование музея в историко-этнографический. В Белебеевском филиале собраны прекрасные материалы о жизни и деятельности Маршала Советского Союза Шапошникова, других известных военачальников. Эти коллекции необходимо широко использовать в военно-патриотическом воспитании молодежи – Белебеевский историко-краеведческий музей вполне может стать военно-историческим музеем. А почему не открыть Музей хлеба в одном из целинных районов Башкирии или Музей леса в горно-лесных районах, где издавна ведутся лесозаготовки? Опыт создания подобных музеев есть - успешно работают общественный музей хлеба в Илишевском районе и музей леса Министерства лесного хозяйства республики.

Видимо, специализация должна коснуться не только филиалов, но и головного музея, который сейчас имеет профиль комплексного краеведческого музея. Нам думается, что настало время для создания на его базе Музея истории и Музея природы Башкирии. Лишь в этом случае мы сможем полнее использовать свои коллекции для экологического воспитания населения, пропаганды охраны природы. Музей получит большую возможность убедительно отразить исторический путь, пройденный нашим народом, показать его достижения в совершенствовании социализма.

Корр. И в заключение нашей беседы скажите, пожалуйста, Тагир Исмагилович и Рим Гибатович, какие проблемы, влияющие на качество музейной деятельности, по вашему мнению, требуют к себе внимания в первую очередь?

Р. Ниязгулов. Начну с объединенного музея. Именно на него Министерством культуры Башкирии возложено практическое руководство и контроль за всей сетью государственных музеев, оказание методической и практической помощи общественным. Однако столь ответственные обязанности не подкреплены пока достаточными правами, позволяющими оперативно и самостоятельно, там, где это необходимо, решать встающие перед музеями республики вопросы.

Особую остроту имеют три другие проблемы. Первая заключается в недостаточном развитии материально-технической базы музейного дела. Примеров этому предостаточно. Нынешнее здание головного музея давно не отвечает даже минимальным требованиям. Большая часть коллекций хранится в подвальном помещении, где из-за нарушения гидроизоляции фундамента и дренажной системы все усилия по созданию оптимального температурно-влажностного режима остаются тщетными. Теснота экспозиционных залов приводит к перегруженности экспозиции. Все это признано авторитетной комиссией еще в 1975 году. Была подготовлена техническая документация на строительство нового современного музейного здания. Выбрано место под строительство. Дело дошло до рабочих чертежей и на этой стадии зашло в тупик из-за позиции Госплана РСФСР. Большие сложности существуют с приобретением необходимых музею строительных материалов, электрооборудования и тому подобного. Нам нужны видеомагнитофоны, автоматические диапроекторы и другие технические средства пропаганды.

Насущной является для нас и проблема кадров. С созданием объединения у сотрудников головного музея, как научных, так и технических специалистов, расширился круг обязанностей, связанных с обеспечением методической и практической помощи филиалам. Поскольку на расширение штатов рассчитывать не приходится, то необходима рациональная перестройка организационной структуры, четкая специализация работников, значительное повышение их профессиональной квалификации.

Также нуждается в совершенствовании система взаимоотношений музеев с художниками. При реэкспозиции или, тем более, создании новой экспозиции силами одного штатного музейного художника не обойтись, а в Художественном фонде республики, с которым мы имеем право заключать договор на архитектурно-художественное проектирование, нет художников-экспозиционеров. Думается, что выйти из создавшегося положения можно за счет хозрасчетной бригады или художников-оформителей, привлекаемых из других организаций.

Т. Ахунзянов. Укрепление материальной базы, перестройка организации труда – важные задачи в совершенствовании музейной деятельности. Вопросы оснащения музеев республики современными техническими средствами, строительства нового современного здания для Башкирского государственного объединенного музея стоят со всей серьезностью. Время экономии за счет материально-технической базы сферы культуры прошло: XXVII съезд партии со всей определенностью осудил практику финансирования объектов культуры из остаточных средств.

Но такие вопросы, как организация более серьезных научных исследований, повышение профессионального мастерства сотрудников, новый подход к облику экспозиций, трудовые коллективы музеев могут решать только сами. Эффективность идейно-воспитательной работы музеев, их популярность среди населения во многом зависит от того, насколько глубоко и впечатляюще раскрывается в их экспозициях история народа, созидательная сила советского человека, его мирный труд. На это мы ориентируем работников всех музеев республики».

Приложение № 2.

Конспект урока по теме «Как «живут» экспонаты в музее»[1]. Автор: Л. А. Гольтякова, учитель начальных классов гимназии № 5, г. Сосновый Бор.

Цель урока: воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.

Задачи урока:

1. Познакомить с условиями бытования экспоната в музее.

2. Дать представление о работе хранителей в музее и ее важности.

3. Дать представление о реставрационной работе и ее значимости в музейном деле.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Урок начинается с вопроса к ученикам: «Готовы ли вы отправиться в мир прекрасного?»

После положительного ответа учеников, учитель предлагает игру «Собери картинку» (художественная мозаика), которая вовлекает в работу детей, разбившихся на шесть групп.

2. Знакомство с темой урока.

Во вступительной беседе учитель сообщает учащимся, что тема рассчитана на два урока, на которых ученики узнают, как «живут» экспонаты, будут рассматривать, рассуждать, обмениваться мнениями.

3. Повторение изученного материала проводится в форме диалога, построенного на ключевых вопросах.

Сначала ученикам предлагается вспомнить, что такое «музей» и происхождение этого слова:

Как обычно, в красивом здании

И хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это? – Музей.

- Что обозначает слово «музей»? Сколько было прекрасных богинь? (Девять.) Кто они? (Вспоминаются имена муз им художественные занятия, которым они покровительствуют.)

Далее учитель поясняет: «Интересно, что среди муз не было покровительницы художников и скульпторов, так как изобразительное искусство долго считалось не художеством, а ремеслом. Лишь в XVI веке (в эпоху Возрождения) их творчество стало признаваться художеством».

Затем проводится игра «Вдохновение»: ученики должны догадаться, посмотрев пантомиму, представленную ребятами, какая муза поселилась в их душе и в каком творчестве помогают музы Танца, Песни, Стиха, Художества (живописец и скульптор).

- Какие типы музеев вы знаете?

- Где может располагаться музей? (В красивом здании, например, в бывших дворцах, в квартире, в усадьбе, под открытым небом (Кижи), в дворцово-парковых ансамблях.)

- Какие музеи мира вы запомнили?

- Вы уже не просто посетители музея, а культурные зрители в его залах, потому что знаете правила поведения в музее. Перечислите их.

- Вы столько раз во время ответов на вопросы употребляли волшебное слово «экспонат». Что это такое? Как экспонаты появляются в музеях? (Ученики предлагают свои варианты ответов.)

Прослушав ответы учеников, учитель обобщает: «У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, повергнуться случайному или намеренному повреждению».

- Все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея? (Нет. Если предмет интересен коллекционерам, ученым, художникам и необходим для музейной коллекции, только тогда он попадает в залы музея или хранилище.)

4. Новый материал.

Этот этап урока логически вытекает из предыдущего. Учитель ведет рассказ об экспонатах: «Предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступления, ему присваивается очередной номер, заполняется своеобразный паспорт (карточка, где указываются все данные на момент поступления – название, наличие надписей, печатей и т. д.)».

Ученики рассматривают паспорт музейного предмета (у каждого ученика имеется образец). Учитель и ученики рассматривают его, читают надписи, анализируют.

Беседа завершается вопросом: «Будет ли этим заниматься кассир или экскурсовод?». После отрицательного ответа учеников, учитель знакомит их с профессией «научный сотрудник музея», в обязанности которого входит, в том числе, заполнение паспорта и определение места «жительства» нового экспоната в фондохранилище. (Новое слово, представленное на доске, ученики записывают в альбомы. Эта работа проводится и с последующими словами, с которыми ученики познакомятся в ходе урока).

Следующая профессия музейного сотрудника, с которой учитель знакомит учеников, – «хранитель». Хранитель знает, как хранить экспонаты. Помогают хранителям «климатологи», которые с помощью прибора «психрометра» определяют влажность и температуру в залах музея и хранилищах. Ну, а те экспонаты, которые нуждаются в «лечении», попадают в руки «художников-реставраторов».

Далее учитель обращается к зрительному ряду, представленному на слайдах:

1) «В фондах Русского музея» (фото);

2) «В мастерской реставратора» (фото);

3) икона «Рождество Христово»;

4) «Джоконда» (Леонардо да Втинчи).

В ходе рассматривания и беседы ученики находят ответы на вопросы:

- Какие инструменты используются в реставрационных мастерских?

- Какие соблюдаются правила работы?

- Какие материалы используют реставраторы?

Особое внимание учитель обращает на то, что экспонаты по прошествии времени меняются, и реставратор должен уметь раскрыть и укрепить первоначальный слой, созданный художников, если в это есть необходимость. Иногда на одном экспонате, как, например, на иконе «Рождество Христово», представлены две части – светлая относится к работе мастера XVI века, а темная – к XVIII веку, и обе представляют художественную ценность.

Далее следует физминутка.

После нее учитель знакомит учащихся со способами открытого и закрытого хранения экспонатов. В закрытое хранилище имеют право входить только хранители, а остальные посетители – только по специальному разрешению. Закрепление материала о типах хранилищ проводится с помощью зрительного ряда:

1) экспонаты археологического музея в Неаполе (фото);

2) русский народный костюм в Историческом музее в Москве;

3) музей керамики и усадьба Кусково.

В результате беседы ученики запоминают особенности закрытого и открытого хранения экспонатов.

Например, экспонаты в археологическом музее в Неаполе плотно размещены на деревянных полках, все имеют картонную бирку, закрепленную латунной (этот сплав не ржавеет и не меняет цвет мрамора) проволокой. А костюмы, представленные на втором слайде, висят на вешалке. И это очень важно, так как они приготовлены к очередной выставке. Хранитель знает, как сохранить нити ткани, ворсинки меха. Он оберегает экспонаты от вредных для них воздействий, в том числе яркого солнечного света, от которого выцветает ткань. Наносят урон костюмам невидимые микробы, моль и другие насекомые.

При открытом хранении на экспонатах нет этикеток. Все они являются частью экспозиции. Демонстрируемые на слайде фарфоровые скульптуры созданы на заводе Гарднера (под Москвой), который знаменит изготовлением сервизов для царской семьи.

5.Закрепление нового материала проводится в форме диалога, построенного на следующих ключевых вопросах:

- Какое бывает хранение экспонатов?

- Где хранятся экспонаты?

- На что похожа жизнь экспонатов в музее?

- Какие новые профессии вы узнали на уроке?

Проведение игры «Видимки-невидимки». Условия игры: если учитель называет профессию сотрудника музея, с которой зритель непосредственно сталкивается в залах – дети встают; если сотрудники имеют профессии, с которыми мы в залах не сталкиваемся, – приседают (названия профессий: экскурсовод, хранитель, смотритель, реставратор, кассир, научный сотрудник, контролер, гардеробщица).

- Кто занимается экспонатами в хранилищах?

В конце беседы учитель сообщает, что следующий урок будет посвящен работе реставраторов.

6. Творческая практическая работа: ученикам предлагается придумать и нарисовать в альбомах некий экспонат и поместить его в музей соответствующего типа.

7. Подведение итогов урока.

 

Приложение № 3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.