Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Музейная педагогика в России и за рубежом



Теоретической основой культурно-образовательной деятельности в нашей стране является музейная педагогика. Отечественные ученые-музееведы разводят два понятия – «культурно-образовательная деятельность» и «музейная педагогика». Первое понятие обозначает традиционное для музея направление, которое входит в компетенцию музейной педагогики. Новая научная дисциплина «музейная педагогика» находится на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривает музей как образовательную систему. О создании новой науки одним из первых заявил авторитетный отечественный музеевед А. М. Разгон.

В большинстве европейских стран под музейной педагогикой понимают практическую работу музея с посетителями разных возрастов, хотя в последнее время зарубежные коллеги также стали говорить о необходимости подведения теоретической базы под просветительную и образовательную деятельность музеев.

О термине «музейная педагогика» отечественные специалисты узнали от немецких коллег, музейных педагогов ГДР. В 1968 году в Москве и Ленинграде проходила конференция Международного совета музеев (ИКОМ). В ней приняла участие Рабочая группа музейной педагогики из ГДР, благодаря которой наши музееведы познакомились с взглядами и идеями музейных педагогов Восточной Германии.

Впервые термин «музейная педагогика» употребил в книге «Музей – образование – школа» в 1931 году Герберт Фройденталь. Он развил также опыт директора Гамбургского Кунстхалле (художественного музея) А. Лихтварка, который предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. К первым немецким музейным педагогам относятся также Г. Кершенштейнер (создатель концепции педагогики музейной экспозиции), А. Рейхвейн (создатель серии детских дидактических экспозиций).

Для формирования дальнейших представлений о сущности музейной педагогики и ее дефинициях большое значение имела состоявшаяся в 1970–1980-х годах дискуссия. В ней приняли участие ведущие западногерманские музееведы.

Музейная педагогика в Германии прошла несколько этапов развития. Первоначально под музейной педагогикой понимали исключительно работу с детской аудиторией и сотрудничество музея и школы. В настоящее время музейная педагогика в Германии – это практическая работа музеев со всеми категориями посетителей: от дошкольников до пенсионеров.

Первой страной в мире, которая признала музейную педагогику профессией, стали США. Здесь готовят музейных педагогов в колледжах и университетах. Строительство отношений между музеем и школой происходило в США в 1960–1980-е годы на уровне государственной политики. Музеи совместно со школами разрабатывают образовательные программы и методические пособия. В США существует институт волонтеров, которые являются помощниками музейных педагогов и учителей. Они организуют посещения музеев школами, проводят экскурсии со школьниками, работают в информационных службах.

Особенности музеев во Франции заключается в том, что работу с посетителями здесь ведут профессиональные туристические экскурсоводы, которые могут обслуживать целый ряд музеев. Педагогическая служба французских музеев работает непосредственно с учителями. При желании учитель может провести занятие с учащимися вместо профессионального экскурсовода. Для этого требуется определенная подготовка, которую учителя получают в так называемый «музейный день», когда они посещают лекции по истории искусства или семинары по культорологии. Сначала они сами выполняют те задания, которые впоследствии будут предлагать ученикам. Работники педагогической службы снабжают учителей необходимыми для музейных занятий материалами.

Активное внедрение понятия «музейная педагогика» в России происходило в 1980–1990-е годы. В это время формировалась новая образовательная концепция отечественного музея, менялось отношение к музейной аудитории. Музейный посетитель воспринимается теперь не как объект для обучения и воспитания, а равноправный участник коммуникативного процесса в музейной среде.

Причины роста популярности музейной педагогики в нашей стране самые разные и имеют специфические российские особенности. Во-первых, большинство российских музеев потеряли в 1990-е годы из-за экономических трудностей в стране туристов – основную категорию посетителей. Во-вторых, канули в лету мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны, особенно краеведческие и исторические. Этими мероприятиями были прием в пионеры и комсомольцы, встречи с делегатами партийных съездов и ветеранами войны и труда. В сложившейся ситуации отечественные музеи вынуждены были привлекать новых посетителей и делать это новыми, нетрадиционными методами. В итоге стали внедряться в практику музеев музейно-педагогические программы, рассчитанные на детскую и школьную аудиторию, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали для местных жителей города. Кроме экономических и политических причин, развитию музейной педагогики способствовала также изменившаяся ситуация в сфере образования, направленная на гуманизацию. При этом особое внимание обращается на духовное и интеллектуальное развитие личности. Без привлечения музея в этот процесс нельзя обойтись.

В 1990 году создается первый Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. В Москве в это же время начинает действовать творческая лаборатория «Музейная педагогика» на кафедре музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ). Музейно-педагогическими исследованиями занимаются в Российском институте культуры РФ (РИК) и Московском институте развития образовательных систем (МИРОС).

 

Темы рефератов

Происхождение и становление музейной педагогики в Германии.

Музейная педагогика – новая научная дисциплина.

Деятельность Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики в городе Санкт-Петербурге.

 

 

Вопросы для контроля

- Где и когда впервые появился термин «музейная педагогика»?

- Что такое «метод Лихтварка»?

- К каким основным выводам пришли западногерманские музееведы в ходе музейно-педагогической дискуссии 1970–1980-х годов?

- В чем причины роста популярности музейной педагогики в 1990-е годы в нашей стране?

- В чем особенность музейной педагогики как новой научной дисциплины?

- Что является объектом музейной педагогики?

- В какой стране музейную педагогику признали профессией?

- В чем причины роста популярности музейной педагогики в нашей стране в 1990-е годы?

- В каком музее был создан первый в нашей стране Центр музейной педагогики?

- Какие институты в нашей стране занимаются музейно-педагогическими исследованиями?

- Почему возникла потребность появления новой профессии – музейный педагог?

Тема 4.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.