Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Музей и общество: активное взаимовлияние и поиск новых технологий в XXI веке



Роль музеев в XXI веке изменилась, и это всемирное явление. Из храмов муз, эрмитажей и хранилищ раритетов музеи переориентировались в культурно-досуговые, развлекательные центры, центры духовной жизни города и региона. Музеи оставляют за собой качество научного учреждения, но при этом хотят быть доступными массовой аудитории. В борьбе за посетителя с иными средствами получения информации (телевидение, библиотеки, Интернет) и другими возможностями проведения досуга (компьютерные игры, домашние кинотеатры) музей все больше внимания уделяет рекреационным программам. В настоящее время в музее требуется сохранить баланс между научностью и развлекательностью.

Деятельность современного музея тесно связана с образовательной миссией. Система образования становится более открытой, динамичной, активно включающей для своей реализации различные социокультурные институты, в том числе музеи.

В конце ХХ века появилось понятие «социальное образование». Социальное образование в музее направлено на изменение установок местного населения и туристов в отношении каких-либо конкретных вопросов. Задача музея в этом случае заключается в том, чтобы направить внимание публики на социально значимые проблемы, добиться изменения их восприятия, например, культурные или ментальные различия между народами (взаимное непонимание и незнание истории и традиций может привести к разногласиям и конфликтам).

Музей для посетителя – своеобразное психологическое убежище. Музей выступает как средство адаптации человека к бурно развивающему внешнему миру. Для современного человека стала важна доброжелательная атмосфера музея.

В XXI веке возрастает доля музейных посетителей, которые привыкли пользоваться новыми техническими средствами и жить в интерактивном пространстве. Поэтому музею важно обращать внимание на создание интерактивных экспозиций с сенсорными киосками, мультимедийными программами, электронными экскурсоводами, виртуальными панорамами и интерактивными электронными книгами отзывов.

Под интерактивностью в музее понимаются также особые формы работы с аудиторией, которые требуют от нее проявления самостоятельности, активности, творческого закрепления знаний. За рубежом идея интерактивного музейного пространства начинает формироваться в 1960-е годы под влиянием операциональной теории интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже. Суть ее заключена в тезисе «знать предмет – значит действовать с ним». Российские музеи осваивают интерактивные технологии с 1990-х годов.

Современный музей в идеальном варианте – это эффективная практическая работа со всеми категориями посетителей: от детсадовского возраста до возраста пенсионного. Сделать образовательный, познавательный и развлекательный процесс, основанный на музейно-педагогических принципах и методах, непрерывным и полезным для посетителей – трудная задача, которая решается в настоящее время в музеях России и мира.

 

Задание 1.

Какие из известных музеев Вы можете назвать «традиционными» и «новыми» согласно концепции югославского музеолога Томислава Шолы, которая была представлена им в 1986 году на семинаре ЮНЕСКО в Гвадалахаре (Мексика):

 

Критерии для сравнения Традиционный музей Новый музей
Цель Констатация факта Процесс познания, стремление к постоянному обновлению
  Тип Специальный Разноплановый, отражающий широту мира
Экспонаты Только подлинники Подлинники и копии
Подходы Рациональный, авторитарный, научный Неформальный, коммуникативный, берется во внимание эмоциональное начало
Ориентация На прошлое На прошлое и настоящее

Задание 2.

Прочитайте внимательно приложение № 3. Ответьте на следующие вопросы:

- Что диктует концепция современного музея?

- Какие особенности, отличающих взрослого «обучающегося» от ученика-ребенка, следует учитывать в музейной работе?

- В чем заключается «непрерывное образование»?

- Как Вы ответите на поставленные вопросы в заключение публикации?

 

Темы рефератов

Интерактивность в современном музее.

Применение новых технологий в экспозициях современных музеев.

Роль музеев в современном обществе: мировые тенденции последних лет.

Современный музей: баланс между научностью и развлекательностью.

Вопросы для контроля

- Как изменилась роль музеев для общества в XXI веке?

- Что такое «новый» и «традиционный» музей по концепции Т. Шолы?

- Как изменения в общей концепции образования повлияли на деятельность современного музея?

- Что такое «интерактивность» в отношении музейной деятельности?

- С какого времени российские музеи осваивают интерактивные технологии?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.