Роль музеев в XXI веке изменилась, и это всемирное явление. Из храмов муз, эрмитажей и хранилищ раритетов музеи переориентировались в культурно-досуговые, развлекательные центры, центры духовной жизни города и региона. Музеи оставляют за собой качество научного учреждения, но при этом хотят быть доступными массовой аудитории. В борьбе за посетителя с иными средствами получения информации (телевидение, библиотеки, Интернет) и другими возможностями проведения досуга (компьютерные игры, домашние кинотеатры) музей все больше внимания уделяет рекреационным программам. В настоящее время в музее требуется сохранить баланс между научностью и развлекательностью.
Деятельность современного музея тесно связана с образовательной миссией. Система образования становится более открытой, динамичной, активно включающей для своей реализации различные социокультурные институты, в том числе музеи.
В конце ХХ века появилось понятие «социальное образование». Социальное образование в музее направлено на изменение установок местного населения и туристов в отношении каких-либо конкретных вопросов. Задача музея в этом случае заключается в том, чтобы направить внимание публики на социально значимые проблемы, добиться изменения их восприятия, например, культурные или ментальные различия между народами (взаимное непонимание и незнание истории и традиций может привести к разногласиям и конфликтам).
Музей для посетителя – своеобразное психологическое убежище. Музей выступает как средство адаптации человека к бурно развивающему внешнему миру. Для современного человека стала важна доброжелательная атмосфера музея.
В XXI веке возрастает доля музейных посетителей, которые привыкли пользоваться новыми техническими средствами и жить в интерактивном пространстве. Поэтому музею важно обращать внимание на создание интерактивных экспозиций с сенсорными киосками, мультимедийными программами, электронными экскурсоводами, виртуальными панорамами и интерактивными электронными книгами отзывов.
Под интерактивностью в музее понимаются также особые формы работы с аудиторией, которые требуют от нее проявления самостоятельности, активности, творческого закрепления знаний. За рубежом идея интерактивного музейного пространства начинает формироваться в 1960-е годы под влиянием операциональной теории интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже. Суть ее заключена в тезисе «знать предмет – значит действовать с ним». Российские музеи осваивают интерактивные технологии с 1990-х годов.
Современный музей в идеальном варианте – это эффективная практическая работа со всеми категориями посетителей: от детсадовского возраста до возраста пенсионного. Сделать образовательный, познавательный и развлекательный процесс, основанный на музейно-педагогических принципах и методах, непрерывным и полезным для посетителей – трудная задача, которая решается в настоящее время в музеях России и мира.
Задание 1.
Какие из известных музеев Вы можете назвать «традиционными» и «новыми» согласно концепции югославского музеолога Томислава Шолы, которая была представлена им в 1986 году на семинаре ЮНЕСКО в Гвадалахаре (Мексика):
Критерии для сравнения
Традиционный музей
Новый музей
Цель
Констатация факта
Процесс познания, стремление к постоянному обновлению
Тип
Специальный
Разноплановый, отражающий широту мира
Экспонаты
Только подлинники
Подлинники и копии
Подходы
Рациональный, авторитарный, научный
Неформальный, коммуникативный, берется во внимание эмоциональное начало
Ориентация
На прошлое
На прошлое и настоящее
Задание 2.
Прочитайте внимательно приложение № 3. Ответьте на следующие вопросы:
- Что диктует концепция современного музея?
- Какие особенности, отличающих взрослого «обучающегося» от ученика-ребенка, следует учитывать в музейной работе?
- В чем заключается «непрерывное образование»?
- Как Вы ответите на поставленные вопросы в заключение публикации?
Темы рефератов
Интерактивность в современном музее.
Применение новых технологий в экспозициях современных музеев.
Роль музеев в современном обществе: мировые тенденции последних лет.
Современный музей: баланс между научностью и развлекательностью.
Вопросы для контроля
- Как изменилась роль музеев для общества в XXI веке?
- Что такое «новый» и «традиционный» музей по концепции Т. Шолы?
- Как изменения в общей концепции образования повлияли на деятельность современного музея?
- Что такое «интерактивность» в отношении музейной деятельности?
- С какого времени российские музеи осваивают интерактивные технологии?