Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы культурно-образовательной деятельности музеев



 

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны; чаще всего выделяют базовые (традиционные) и новые формы.

К традиционным формам относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце XIX века. Для обращения к широкой аудитории Политехнический музей в Москве с 1870-х годов использовал публичные лекции и научные демонстрации. С 1889 года в Историческом музее столицы публичные лекции читали ведущие русские ученые того времени. Если лекции со временем утратили значение формы, имеющий широкий общественный резонанс, то экскурсии по-прежнему регулярно проводятся в музеях во всем мире. С середины 1980-х годов распространяются новые жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки. Другая базовая форма – музейная консультация, которую обычно используют для индивидуальных посетителей. В работе отечественных специалистов в отличие от зарубежных коллег эта форма встречается редко. Клубные формы музейной работы включают в себя лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, кружки и студии (в художественных музеях). К традиционным формам относят также научные чтения (конференции), конкурсы (олимпиады, викторины), театрализованные представления и концерты, кинопросмотры, встречи с интересным человеком.

На рубеже 1980–1990-х годов постепенно складываются новые формы культурно-образовательной деятельности музея, что связано с удовлетворением потребности посетителей в рекреации и отдыхе.

В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.

Впервые музейная ночь состоялась в Берлине (Германия) в январе 1997 года и вошла в историю под названием «Долгая ночь музеев». Первоначально было очень популярным ночное созерцание лишь произведений искусства, то есть музейные ночи проходили в картинных галереях и художественных музеях. Постепенно оказалось, что музейные ночи интересно проводить в музее любого профиля. С тех пор волна музейных ночей прокатилась не только по всей Германии, но и Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Чехии, захватив Скандинавские страны и США, и в апреле 2002 года добралась до Сибири. Музейная ночь в Красноярске стала тогда своеобразным празднованием 15-летненго юбилея Красноярского музейного центра. В 2005 году через Интернет музеи Франции выдвинули идею о проведении во всех странах мира акции «Ночь музеев» к Международному дню музеев 18 мая. На это предложение откликнулись многие российские музеи. Музейные ночи с успехом ежегодно проходят теперь в таких российских городах как Москва, Норильск, Кемерово, Смоленск, Пермь, Бишкек, Барнаул, Калининград и других. Первая акция «Ночь музеев» в Ярославле состоялась 20 мая 2006 года.

Музейная ночь, как и любой другой музейный праздник, рассчитана, в первую очередь, на привлечение в музей новых лиц. Вполне возможно, что они ранее совсем не интересовались посещением музея. Кроме того, эти формы культурно-образовательной деятельности могут показать новые возможности музея для людей, давно знакомых с музейными предложениями для посетителей.

Задание 1.

Выберите одну из форм культурно-образовательной деятельности музея: календарный праздник в музее, историческая игра, конкурс или экскурсия. Определите один из ярославских музеев, с помощью экспозиции которого следует написать план (текст, сценарий, задания) проведения праздника, игры, конкурса или экскурсии.

 

Задание 2.

Выберите одно из предлагаемых мероприятий: «Свадьба в музее», «День рождения в музее», «Школьный выпускной в музее».

А) Расскажите подробно о проведении выбранного Вами мероприятия в том музее (или музеях), где оно входит в список предлагаемых для посетителей мероприятий.

Б) Разработайте самостоятельно выбранное Вами мероприятие для конкретного музея.

 

Темы рефератов

Основные формы культурно-образовательной деятельности музея (краткая характеристика).

Формы культурно-образовательной деятельности ярославских музеев (по выбору).

Формы культурно-образовательной деятельности зарубежных музеев.

Музейный праздник как новая форма культурно-образовательной деятельности музеев.

Сценарии (детских) музейных праздников (на примере работы ярославских музеев).

«Музейная ночь» – новая форма культурно-образовательной деятельности музеев.

Музейные фестивали в отечественных музеях.

Экскурсия: традиционная или новая форма культурно-образовательной деятельности?

Вопросы для контроля

- Какие формы культурно-образовательной деятельности музеев относятся к базовым формам?

- Каким должен быть экскурсовод-профессионал?

- В чем достоинства и недостатки экскурсионного обслуживания с помощью аудио-гида?

- Какие существуют новые формы культурно-образовательной деятельности музеев?

- Что такое «музейный праздник»?

- Какие музейные фестивали Вы знаете?

- Какие виды экскурсий существуют в современном музее?

- Чем отличается интерактивная экскурсия от традиционной экскурсии?

- Где и когда впервые прошла «музейная ночь»?

- В каком российском городе впервые состоялась «музейная ночь»?

- Какая страна стала инициатором проведения международной акции «Ночь в музее»?

- В каком году впервые состоялась «музейная ночь» в Ярославле?

- Какие формы работы музея с посетителями Вы считаете наиболее перспективными?

Тема 3.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.