Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Категории музейных посетителей



 

У каждой категории музейных посетителей потребности могут быть разные, поэтому выделяют: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями.

Дошкольники, дети от 3 до 6 лет, являются самыми маленькими посетителями музеев. У них высокая зрительная активность. Они любят рассматривать визуальные объекты, замечают многие их характерные признаки и задают множество вопросов о предметах. Ведущий вид деятельности для дошкольников в музее – игра. В игре они воспроизводят различные ситуации, приобретая жизненный опыт на доступном им уровне.

Особое влияние друг на друга всегда оказывали музей и школа. В нашей стране это происходило на разных исторических этапах, но часто было связано с реформированием школьного образования.

На первом этапе (с 1870–1890-х по 1920-е годы) взаимосвязь музея и школы произошла после реформы образования 1860-х годов, когда произошел отказ от словесной, книжной педагогики. Музей стал восприниматься как актуальное средство обновления школы и помогал учителям освоить наглядный метод обучения.

На втором этапе (1930–1960-е годы) деятельность музея ставилась в прямую зависимость от задач школы, где стала преобладать односторонняя ориентация на формирование знаний, умений, классового подхода в ущерб идее развития личности. Возникает модель «музея-учебника», призванного служить лишь иллюстрацией к программам учебных заведений.

На третьем этапе (1960–1980-е годы) контакты музея и школы складываются стихийно и зависят от личной инициативы музейного сотрудника или учителя. Большое значение придается планированию совместной деятельности двух институтов, главным элементом которого становится заключение договоров на посещение музеев учащимися в течение года.

Следующий этап (1980–2000-е годы) характеризуется появлением и широким внедрением коммуникативной концепции музея. Она основана на диалоге музея с посетителем, обращена к внутреннему миру человека, его чувственно-эмоциональной сфере и творческому воображению. Взаимодействие музея и школы начинает рассматриваться как равноправное сотрудничество. Появляются музейные педагоги.

В настоящее время существует ряд проблем, которые мешают активному взаимодействию двух институтов (музея и школы): отсутствие большой заинтересованности современных школьников получать знания именно в музее, нежелание учителей организовывать самостоятельную деятельность школьников на музейной экспозиции, транслирование музейными сотрудниками информации об экспонатах, а не предложение школьникам их изучать и исследовать.

В работе музея со студентами приоритетными формами образования признаются традиционные экскурсионные и лекционные циклы. Одной из интересных и продуктивных форм работы является подготовка и проведение тематических экскурсий в музеях самими студентами. Музеи организуют для молодежи дискуссионные клубы и диспуты, музейные беседы и семинары. Наиболее активно работают со студентами Ульяновский музей истории, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Ярославский художественный музей, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) и другие музеи страны.

Программы «Музей и семья» или «В музей всей семьей», которые стали в большом количестве появляться в российских музеях в 1990-е годы, включают разные виды и формы работ с семейным посетителем. Кроме задачи «обучить» музей выполняет здесь задачу объединить детей и родителей на занятиях в залах музея для совместного проведения досуга и общения. Перспективным является создание для семейных посетителей специальных путеводителей, которые содержат краткий рассказ об экспозиции, помогающий родителям при посещении музея быть «гидами» для своих детей. Путеводители должны содержать задания для детей, которые они выполняют вместе с родителями в музее или в домашней обстановке.

«Забытыми» посетителями в российском музее называют пенсионеров. Музейные акции и мероприятия для них пока встречаются в наших музеях редко. Исследования показывают, что российские пенсионеры удовлетворяют свои культурные и досуговые потребности в основном на уровне телевизора. Приобщение пожилых посетителей к музею может происходить через организацию студий народного мастерства, где народные умельцы в возрасте поделятся секретами вышивки, плетения, резьбы по дереву, ковке, лепке и т. д. Музейные лектории выходного дня также могут быть интересны для пенсионеров.

В качестве положительного примера работы с пожилыми посетителями музея обычно называют Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян в селе Коптелово Алапаевского района Свердловской области. Здесь разработана программа «Музей – место общения». В ее рамках проводятся тематические вечера «Коптеловские посиделки»: «Золотые свадьбы», «Война через судьбы ветеранов», «Наши земляки», «Встреча вдов войн» и другие. В музее организуются выставки членов клуба садоводов-любителей, выставки под девизом «Творчество без границ». Коптеловский музей в работе с пенсионерами исходит не из своих коллекций, а от потребностей этой категории посетителей. Наилучший эффект дают совместные встречи ветеранов и детей. Музей нужен людям пожилого возраста как средство общения, место, где можно рассказать о себе, осознать себя как частицу истории, место самореализации, поскольку для них актуальна потребность «посильного вклада» в развитие общества.

Современный музей активно работает с туристами. Экскурсионный метод здесь главенствует, но музеи используют и другие формы культурно-образовательной деятельности для этой категории посетителей. Наиболее популярными среди туристов являются различные интерактивные программы, которые предлагают музеи.

Следующая категория посетителей современного музея – это люди с ограниченными возможностями. Впервые значительные усилия, чтобы привлечь в музеи инвалидов, предприняли в США в 1970-е годы. Сегодня почти во всех западных музеях есть специальные указатели, объявления для людей, нуждающихся в специальных услугах. Музеи проводят консультации с инвалидами, чтобы узнать от них как сделать экспозицию более удобной для осмотра. В Великобритании создана ассоциация, занимающаяся проблемой облегчения доступа инвалидов в музеи и галереи. В Кунстхалле Гамбурга (Германия) организуются специальные занятия на экспозициях современного искусства, на которых намеренно присутствуют и слепые, и зрячие посетители.

Темой инвалидов в музее стали заниматься активно не только за рубежом, но и в России. С этим связан термин «арттерапия», прочно вошедший в работу российских музеев. Арттерапия помогает людям не только с ограниченными возможностями и инвалидам, но и физически здоровым посетителям музея, которые переживают кризисные состояния в своей жизни.

Задание 1.

Объясните различия музейной и школьной сфер образования с помощью данной таблицы, приведите примеры из практики.

 

ШКОЛА МУЗЕЙ
Дать базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ Предлагает избирательное образование
Преобладание информационного подхода Расширение чувственно-эмоционального опыта человека и развитие способностей к визуальному восприятию
Вербальный характер общения Не верить «на слово»
Образование происходит в классе, строгая посадка за партами Образование происходит в особой среде, где человек сопричастен культуре
Классно-урочный тип поведения в школе Пространственное перемещение, включение в игру и творческую деятельность

 

Задание 2.

Ознакомьтесь с приложением № 2 в конце данного пособия. Разработайте свой конспект урока по теме «Как «живут» экспонаты в музее» и проведите его в одном из ярославских музеев.

 

Темы рефератов

Музей и школа: проблемы и перспективы взаимодействия.

Семья в музее.

Музей и студенты: формы работы.

Музей и пенсионеры: формы работы.

Музей и туристы: традиционные и новые формы работы.

Культурный туризм – новая форма работы музеев малых городов России.

Арттерапия в музее.

Работа с посетителями с ограниченными возможностями в зарубежных музеях.

Вопросы для контроля

- Какие существуют различия музейной и школьной сфер образования?

- Какие формы работы музея со студенческой аудиторией Вы знаете?

- Какие формы работы с пенсионерами предлагает современный музей?

- Какие существуют музейные программы (мероприятия) для семейного посещения ярославских музеев?

- В чем достоинства и недостатки работы современного музея с туристами?

- Кто и когда впервые применил термин «арттерапия»?

- Что такое арттерапия в музее?

- Для каких категорий музейных посетителей применяют арттерапию?

 

Тема 8.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.