любительских художественных коллективов в России (ХV111-начало ХХ в.)
В Древней Руси художественное творчество представителей основных слоев общества было схожим, т.к. осуществлялось в единых руслах: фольклорном и религиозном. Заметные различия между демократической и аристократической непрофессиональной деятельностью в сфере искусства появляются в XVIII веке благодаря реформам Петра 1.
Эти реформы послужили развитию светского искусства, отличавшегося и от фольклора, и от искусства православной церкви и ориентирующегося на западноевропейские традиции. Среди этих традиций – профессиональное обучение различным видам творчества. Педагоги-музыканты, живописцы, хореографы Европы привнесли в Россию технологию обучения творчеству. Основными носителями и проводниками светских видов и форм художественной деятельности стали представители аристократических верхов. Именно высшее сословие, а позже интеллигенция имели доступ к художественному образованию высшего качества.
В светской художественной культуре возникают новые формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.). Развивается любительское сценическое искусство – авторская и исполнительская художественная деятельность; ее предметные результаты – произведения искусства, предназначенные для публичной демонстрации.
Виды любительской деятельности:
1. Домашний театр. Русская усадьба становится очагом классической художественной культуры в русской провинции благодаря организации театров, хоров, оркестров. Среди многочисленных домашних театров XVIII века особой популярностью пользовался театр графа Петра Шереметева. В его спектаклях участвовали дети графа и гостившие в доме вельможи. В XIX веке получил известность домашний театр промышленника и мецената Саввы Мамонтова в его подмосковном имении Абрамцево. В спектаклях этого театра принимал участие юный Костя Алексеев – в будущем создатель МХАТа, К.С. Станиславский.
2. Салонное искусство. Самым известным в Москве был салон княгини Зинаиды Волконской. Его посещали Пушкин, Языков, Алябьев, Верстовский и многие другие известные люди России. В салоне знатные гости, для которых выступление на публичной сцене считалось неприличным, могли продемонстрировать свои художественные таланты.
3. Создание и художественное руководство крепостными художественными коллективами. Аристократы занимались организационной, художественно-педагогической и художественно-творческой деятельностью. Они нередко сами выступали с крепостными коллективами (князь Долгорукий исполнял в своем театре комические роли, а также сочинял комедии и оперы), участвовали в режиссуре спектаклей, влияли на содержание и уровень художественно-творческого процесса. Граф Шереметев организовал в своем имении Останкино один лучших театров в России. Музыканты Останкинского театра составляли один из первых российских полных симфонических оркестров. Хоровой капеллой театра руководил С.А. Дегтярев – крепостной музыкант, замечательный композитор XVIII - XIX вв. Педагогическая деятельность владельцев крепостных театров заключалась обычно в обучении актеров художественным умениям и навыкам.
Наряду с произведениями западного искусства на крепостной сцене воспроизводились традиционные фольклорные праздники. Например, ежегодно в саду графа А.К. Разумовского устраивали т.н. театральный сенокос.
4. Сценические любительские коллективы, ориентированные на публичные выступления перед широкой аудиторией. В Ярославле купец-заводчик Федор Волков организовал любительскую труппу. Это был первый в России провинциальный публичный театр с русскими актерами, художниками, музыкантами, с репертуаром, в состав которого входило немало русских пьес. Театр Ф.Г. Волков стал основой создания в Петербурге в 1756 году Первого профессионального русского публичного театра.
В роли организаторов любительских коллективов выступали и офицеры. Так, в 1882 году офицер И. Щеглов организовал в одной из военных крепостей солдатский театр. Не осталась в стороне от этого движения и техническая интеллигенция. Инженеры, фабриканты и члены их семей участвовали в создании и деятельности фабричных театров, массовое открытие которых началось в середине 80-х годов XIX века. В 1888 году на золототканой фабрике в Москве по инициативе управляющего фабрикой К.С. Алексеева (Станиславского) были организованы драматический кружок, хор и духовой оркестр из рабочих и служащих. На Пречистинских рабочих курсах, открытых в 1897 году, были организованы хоровая капелла, театральный коллектив, изостудия.
Сельская интеллигенция также много сил отдавала просветительской деятельности. Например, в 1895 году в селе Никольском Воронежской губернии по инициативе и на средства местного врача Соколова и его жены был организован крестьянский театр.
Любительским был по началу Великорусский оркестр народных инструментов В.В. Андреева, также как и инструментальные ансамбли Белобородова, Смоленского, народный хор крестьян под руководством ученого-этнографа М.Е. Пятницкого. Их деятельность была направлена на популяризацию народной инструментальной музыки и песни среди широких общественных кругов. Развивалось и академическое исполнительство: хоры А.Я. Ломакина, В.А. Булычева и других исполняли произведения русских и зарубежных композиторов.
5. Любительские коллективы при учебных заведениях. Театральный и хореографический коллективы существовали в XVIII веке при Кадетском корпусе. Силами учащихся там ставились трагедии Вольтера, пьесы А.П. Сумарокова и т.п. Также при университетах, при Горном институте, при Училище правоведения и других учебных заведениях открывались музыкальные отделения, где преподавались скрипка, виолончель, сольное пение, теория музыки, сольфеджио, хоровое пение. В первой половине XIX века начал работу симфонический любительский оркестр Московского университета.
Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло становление системы светского художественного образования. Одно из первых учебных заведений в этой системе – театральное училище, основанное в 1738 году в Петербурге. В 1757 году в России была основана Академия художеств – высшее государственное учреждение, руководившее всей художественной жизнью страны. В 1764 году при Академии учреждают музыкальные классы. В середине XIX века открываются первые консерватории (в 1862 г. – Петербургская, в 1868 г. - Московская). Профессиональные деятели искусства руководили и любительскими коллективами.. В частности, в домашнем театре князя Волконского роль режиссера и постановщика выполнял профессиональный актер П.А. Плавильщиков. Он же обучал любителей основам актерского мастерства. В 1876 году композитор А.Д. Кастальский организовал в г. Козлове хор рабочих железнодорожных мастерских.
Вклад в развитие любительства внесли представители интеллигенции, открывавшие по собственной инициативе, а нередко и на свои средства различные классы, курсы и художественные школы для простого народа. Так, в 1820 году художник А.Г. Венецианов открыл частную школу для малообеспеченных, но талантливых художников. Его методика обучения была направлена на раскрытие индивидуальности каждого обучающегося и не совпадала с академической. В 1861 году М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали Бесплатную музыкальную школу. Это было учебно-просветительное и концертное учреждение. Курсы регентов, организованные в Перми А.Д. Городцовым, также сочетали обучение и художественно-творческую деятельность.
В последней трети XVIII века в России появляются художественные общества, объединявшие профессионалов и любителей: Музыкальный клуб и Новое музыкальное общество. В числе организаторов - барон П.Г. Демидов; среди членов, количество которых доходило до 600, - граф В.Н. Головин, граф А.С. Строганов, композитор Д.С. Бортнянский, писатель Д.И. Фонвизин. В 1859 году в Петербурге появляется Русское музыкальное общество, учредившее общедоступные музыкальные классы, а в 1878 году в Москве – Русское хоровое общество. На рубеже XIX-XХ веков в Павлодаре появилось Общество любителей драматического и музыкального искусства, а в Нижнем Новгороде – курсы художников для рабочих. Существовали также Московское общество любителей игры на народных инструментах, Общество содействия внешкольному образованию.
Заметный след в истории музыки оставил Музыкально-драматический кружок любителей, созданный офицером В.В. Карминым, графом А.В. Соллогубом и графом А.Д. Нессельроде. Кружок осуществил первые в Санкт-Петербурге постановки русских опер: "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (1882), "Хованщина" М.П. Мусоргского (1886) и др.
В 1909 году создается Комиссия содействия сельскому театру. Ее возглавлял художник В.Д. Поленов. Комиссия занималась анализом развития любительских театров в народной среде, оказывала творческую, методическую помощь.
В развитие искусства вкладывали средства меценаты, оказывали материальную поддержку как профессиональным, так и любительским художественным коллективам. Савва Мамонтов основал в 1885 году в Москве первую русскую частную оперу. Много сделали для развития отечественного изобразительного искусства купцы П.М. и С.М. Третьяковы. Этнографическими исследованиями занимались князь В.Н. Тенишев и его жена, открывшая в усадьбе Талашкино художественные мастерские, этнографический музей.
Таким образом, в этот период возникают новые, отличающиеся от фольклорных и религиозных, формы массового художественного просвещения и воспитания. На этом этапе среди организаторов и руководителей художественных коллективов появляются представители аристократии, получившие прекрасное домашнее художественное образование. Благодаря деятельности выпускников учреждений светского художественного образования повышается уровень коллективов, появляется новый тип любительского коллектива, приближенный к профессиональному.
Большую роль в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности сыграли различные общества (музыкальные, театральные и другие), народные университеты и консерваторий, Бесплатная музыкальная школа.
Литература
1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности : Учебное пособие. - М., 1992. - с. 41-56.